Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Стоимость ИТ-услуг: как подойти к ценообразованию?

Стоимость ИТ-услуг: как подойти к ценообразованию?

Западные аналитики советуют ИТ отделу разделить бюджет, потраченный на предоставление сервисов, на количество обслуживаемых им бизнес подразделений. Здесь есть множество нюансов: возможно, разные подразделения потребляют разные услуги и ресурсы, кто-то чаще, а кто-то реже обращается к ИТ сервисам. При использовании облаков такая модель усложняется продумыванием коэффициентов и времени потребления.

Если сравнить ИТ с обычными коммунальными услугами (да, ведь сейчас много говорят о том, что пользователь не должен задумываться, откуда берется ИТ сервис, как он не задумывается, откуда берется вода в кране), то плата за воду или электричество зависит только от объема потребления, а не от времени пользования.

Но вот в ИТ поддержка инфраструктуры в случаях кратковременных пиковых нагрузок может потребовать иной архитектуры, нежели просто поддержание ее в обычном рабочем режиме.

При использовании облачных вычислений и виртуализации системы комбинируются, что усложняет измерение потребленных ресурсов одним конкретным пользователем. Да виртуальные сервера заполнены до отказа. И если вдруг они упадут, все работавшие на них клиенты потребуют дополнительных ресурсов, которые также необходимо иметь.

Кроме того, эксперты считают, что за ресурсоемкие приложения нужно взимать дополнительную плату.
Все аналитики сходятся в одном: измерения потребляемых ресурсов неизбежно. Рано или поздно эта проблема будет решена. Возможно, понадобится специальное ПО для оценки работы компонентов IaaS. Но даже если такое ПО уже где-то существует, сегодня еще  редко, кто внедряет его полностью даже на Западе, чаще ограничиваясь усеченным вариантом.

К сожалению, никаких стандартов по ИТ биллингу пока нет, его придется создавать нам с вами, что называется, на ходу.  И многие вендоры сейчас находят в поисках этих стандартов.  Вопросы оценки ИТ сервисов возникли только после того, как появились облачные вычисления, поэтому инструментарий для этой оценки сильно запаздывает. Но он обязательно появится в самое ближайшее время. К примеру, компания VMware Inc. сейчас работает над подобным софтом, чтобы усилить свое присутствие в частных облаках.

Как вариант решения, специалисты предлагают пропускать все ИТ услуги через портал со стандартным интерфейсом для работы по схеме IaaS для всех приложений. Сегодня, пожалуй, именно эти стандарты  являются последней ступенькой к повсеместному внедрению схемы ИТ как сервис.

Нахождение и утверждение стандартов оценки ИТ сервисов - единственный способ для ИТ компаний предоставлять коммерческие услуги и получать за них обоснованную плату. Подход к ценообразованию пока остается весьма философским вопросом, но его придется рано или поздно решить. Скорее рано, поскольку уже сегодня немало компаний, стремящихся выйти на рынок аутсорсинга. Для них это насущный вопрос.

Какие варианты решения предложили бы вы?

Комментарии (3)