Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Управление лицензиями и управление ИТ-активами

Управление лицензиями и управление ИТ-активами

У малого и среднего бизнеса в запасе обычно имеется множество лицензий на ПО, о которых они иногда даже не догадываются. Первый этап любого проекта по лицензированию — аудит программного обеспечения позволяет выявить имеющиеся в наличии лицензии. Однако, аудит — всего лишь позволяет подвести входящий баланс в управлении лицензиями. Также как в бухучете дальше необходим непрерывный процесс учета и оптимизации программных активов. В этом месте ИТ-компаниям весьма неплохо посмотреть на опыт бухгалтеров и аудиторов, успешно продающих подобные постоянные услуги своим клиентам.


ITIL v2 выделял Software Asset Management в отдельную книгу. В ITIL v3 процесс SAM стал частью процесса управления конфигурациями. Сам термин Software Asset Management получил в русском переводе несколько переводов разной степени удачности — управление лицензиями, управление активами программного обеспечения и т.п. Собственно SAM — процесс учета использования лицензий на программное обеспечение.


Ситуация с лицензиями на ПО сегодня осложняется еще и сложностью моделей лицензирования. Сегодня лицензирование программного обеспечения смещается от модели физических лицензий привязанных к конкретному устройству и пользователю к модели, основанной на реальном использовании ПО и конкурентным лицензиям, более подходящим для использования в средах использующих виртуализацию и облачные решения. Классическим примером тут могут служить клиент серверные решения, требующие приобретения пользовательских лицензий. Многие вендоры до недавнего времени предлагали заказчикам приобретать лицензии или на процессор или на каждого потенциального пользователя лицензии в организации. Сегодня даже у самых консервативных провайдеров начинают появляться лицензии на подключение.


Немаловажно и то, что система управления лицензиями должна быть частью общей системы управления ИТ-активами. Если вы используете лицензионное программное обеспечение у вас возникает задача подружить управление ИТ активами (IT Asset Management) и управление лицензиями на программное обеспечение (Software Asset Management).

Затраты на лицензии для рабочих станции постоянно или временно выведенные из эксплуатации могут превращаться в довольно значительные суммы. Без информации о реально используемых компьютерах, оптимизация расходов на лицензии даст далекий от оптимального результат.
Небольшие компании у которых нет специального решения для учета ИТ-активов могут использовать для этого те же средства, что и для управления лицензиями, если эти средства, конечно обеспечивают минимальную функциональность для учета аппаратного обеспечения:

  1. Статус
  2. Владелец и назначенный пользователь
  3. Информация о приобретении актива
  4. Контакты Поставщик, поддержка и.т.п.
  5. Место размещения аппаратного обеспечения в организации

Большие организации, имеющие хорошие средства для учета ИТ-активов, средства управления лицензиями должны обеспечивать интеграцию с существующими системами.

Современные средства управления лицензиями должны обеспечивать 4 уровня управления лицензиями и учета аппаратного обеспечения.

  1. Идентификация установленного аппаратного и программного обеспечения
  2. Управление активами, заказами и договорами
  3. Отслеживание и согласование договоров, подготовка к продлению договоров, аудит лицензий.
  4. Минимизация использования лицензий и расходов на ПО

Традиционно в рамках аудита программного обеспечения («мероприятия SAM») ограничиваются первыми двумя уровнями, в то время как 3 и 4 уровень — возможны именно в «процессе SAM». Именно они, после того, как мы перешли на дорогостоящие контракты на лицензионное ПО, несут существенную ценность для бизнеса.

Дополнительные материалы

Вам понравился материал? Подпишитесь на RSS. А также следите за нами в Facebook, ЖЖ или других социальных сетях.

Комментарии (21)

  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 02 ноября 2010, 22:16

    0
    История буквально сегодняшнего дня. Позвонил потенциальный заказчик с просьбой прислать ком.предложение на обслуживание. Я тут же вспомнил что направлял им неделю назад предложение по бесплатному аудиту в рамках партнерской программы Microsoft "Наведи порядок в лиуензиях на ПО" (я участник этой программы - прошел курс, получил мини-сайт и маркетинговые материалы). Говорю звонившей девушке - а вы получали такое то предложение? Да, отвечает получали, начальник как услышал слово "аудит" - даже читать не стал - сказал "нам никакие аудиты не нужны!". Далее звонившая девушка (секретарь наверно) от дущи посоветовала в новом предложении даже не упоминать этого страшного слова. :-) То-то я думаю, вроде бесплатное предложение - все здорово, а никто на баннеры и предложения не ведется... Вот так то. "Аудит" в горячих умах современных бизнесменов очень ужасное слово, означающее страшную проверку с публичным оглашением их некомпетенции и следующими за этим карательными мерами. :-) Так что поосторожнее надо быть сподобными предложениями.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 03 ноября 2010, 10:39

      0
      Аудит имеет действительно какой-то негативный оттенок. Придут, пороются во всем, а потом жизни учить начнут. Я в таких случаях предпочитаю использовать словосочетание "предпроектное обследование".
    • Аватар

      Севрук Владимир [sevruk.com], 03 ноября 2010, 13:29

      0
      Кстати. По версии Microsoft, услугу "Наведи порядок в лицензиях на ПО" нужно продавать за 50000 руб. А вы бесплатно ее предлагаете :) Нехорошо :)
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 03 ноября 2010, 12:51

    0
    Кстати, ИТ-аутсорсинг начал вызывать ассоциации со сборищем копеечных пионеров.
  • Аватар

    Севрук Владимир [sevruk.com], 03 ноября 2010, 13:34

    0
    Статья конечно неплоха. Но фраза "У малого и среднего бизнеса в запасе обычно имеется множество лицензий на ПО." лично у меня вызывает гомерический хохот. Малому и среднему бизнесу до мероприятий и уровней SAM, как до Луны на поезде. Малый и средний бизнес сейчас в России только чуть-чуть наступил на первую ступеньку в этой длинной-длинной лестнице :) 1 из 10 аутсорсеров занимается лицензированием своих заказчиков. Вот о чем нужно "кричать" со страниц этого замечательного сайта!
    • Аватар

      Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 03 ноября 2010, 13:37

      0
      Тут от политики компании зависит. Знаю средненькие фирмочки и все сертифицировано (ну ладно, 80%) и знаю гигантов, у которых просто некому этим заняться, а денег куры не клюют.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 03 ноября 2010, 14:01

      0
      Да, я думаю автор имел ввиду "множество объектов лицензирования" :). Это больше похоже не правду. Хотя автору виднее, что он имел ввиду.
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 03 ноября 2010, 14:13

      0
      А мы и кричим - примерно раз в неделю. А насчет лицензий - это вы зря. Самое смешное, как раз в том, что какой-то ненулевой процент лицензий есть практически у всех. Кто то покупал ноутбуки или ПК с OEM Windows. Потом конечно "умные" админы все снесли и поверх поставили пиратку. У кого то уже были покупки коробок или даже корпоративных лицензий. У кого то куплен в том или ином виде 1С и другой бухгалтерский софт, а также разные Консультанты и Гаранты. Так по мелочи в общем то набираются неплохие суммы, которые в основном потрачены напрасно, но зато помогают обосновывать правильные подходы.
      • Аватар

        Севрук Владимир [sevruk.com], 03 ноября 2010, 14:22

        0
        В том то и дело, что не обосновывают :( Клиенты воспринимают все те покупки, которые вы правильно перечислили - как неизбежное зло. Поэтому SAM для них - это просто какие-то непонятные звуки. Рынка SAM в малом и среднем российском бизнесе не было, и не будет еще года три точно. Все, что необходимо сейчас делать малому российскому ИТ аутсорсингу - это массово лицензировать своих заказчиков в УЛЬТИМАТИВНОЙ форме. И никак иначе.
  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 03 ноября 2010, 15:22

    0
    Владимир, Вы непраильно информарованы. "Наведи порядок..." как проект можно продавать хоть за 50 тыс, хоть за 3 руб - Это никак не регламентировано. Как, врочем и лицензии. первая часть проекта действительно надо предлагать бесплатно - она включает консультацию, желательно с простеньким беглым аудитом (пока один человек беседует с BDM - второй в компании с местным сисадмином быстренько сканирут сетку с целью составления приблизительного списка используемого ПО, но это в идеале). По окончении консультации заказчик получает папку N1 с начальными материалами - рекомендацтии для бухов по постановке По на учет, шаблоны приказов и распоряжений... Все это бесплатно. Если заказчик решает сам все сделать - флаг ему в руки. Если хватется за голову и признает что к него нет для этого ни времени ни ресурсов - тут предлагается ему выполнить всю работу за него. Вот это уже за деньги. И опять же на за 50 тыс, а надо смотреть сколько компов в компании, и что предполагается делать. Рекомендована вообще переустановка системы на всех машинах - самая трудоемкая часть и потому самая дорогая. Но и от нее можно отказатся, оставив в проекте только собственно аудит и оформление бумаг.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 03 ноября 2010, 15:54

      0
      Хм, интересно. Т.е. вы предлагаете продавать (предлагать) не только услуги, непосредственно связанные с ИТ, но и консултации/работы по правильному бухгалтерскому оформлению ИТ-активов? На сколько такая услуга востребована по вашему опыту?
  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 03 ноября 2010, 16:12

    0
    "Наведение порядка в ПО" процентов на 70 это консалтинговая деятельность - с бухгалтерией, юристами, руководством. Собственно IT работ там немного - аудит того что есть, создание образа того, что должно быть и разливка его на компьютеры. Причем вторая часть даже необязательна. На партерском вебкасте при рассмотрениии цены рассматриваличсь варианты например 1000р за комп без разливки образа и 1500 с разливкой. Мне кажется это нормально. Хотя для действительно обещанного полного порядка на выходе из проекта очень желательно это сделать. Но тут возникают дополнительные моменты по нестандартным конфигурациям - там у буха клиент-банк привязан, там у босса на локальном диске фотки любовниц... Это решается отдельно и за отдельные деньги.
  • Аватар

    Севрук Владимир [sevruk.com], 03 ноября 2010, 16:19

    0
    Вот вам... управление лицензиями: Обслуживание компьютеров за 300р. Работаем за еду. 9 лет на IT-рынке. Серьезный подход, качество, гарантии! Адрес и телефон · www.otvertka.com · Санкт-Петербург это свежайший пример из Яндекс.Директа
  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 03 ноября 2010, 17:36

    0
    Мало ли кто, что в Директе пишет. Смотрим сайт - 300 руб нет вообще, можно предположить, что это договорная цена при условии более 40 компьютеров. 1 плановый выезд в месяц + 3 экстренных. Получается по 3000 руб. за раз - не самый плохой вариант. И отдельного внимания заслуживает списко дополнительных платных услуг.
  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 03 ноября 2010, 19:28

    0
    Хороший пример фронтэнда о котором я говорил в камментах к другой статье. Почему бы действительно не сделать такую цену в хорошо организованой маленькой сетке без сервера, которою сможет обслужить 1 студент пятком выездов в месяц?
  • Аватар

    Лобанюк Александр [alexlru], 09 ноября 2010, 12:32

    0
    " Мало ли кто, что в Директе пишет. Смотрим сайт - 300 руб нет вообще, можно предположить, что это договорная цена при условии более 40 компьютеров. 1 плановый выезд в месяц + 3 экстренных. Получается по 3000 руб. за раз - не самый плохой вариант." Это если выезды ограничены по времени, а если решаем до победного, то ничего хорошего ни клиент, ни аутсорсер от обслуживания по таким ценам не получит.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 09 ноября 2010, 14:47

      0
      Очевидно же, что брать на обслуживание гнилую инфраструктуру без предварительного проекта её модернизации -- это работа за еду. В случае, если инфраструктура нормальная, аварийные выезды -- именно аварийные и должны случаться раз в пятилетку. Инцидентную поддержку вообще можно решать полностью удаленно. Разве что сервер упадет (и не сможет все на автостарте поднять) -- но это в нормальной инфраструктуре должно происходить редко.