Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

«Грабли» в облаке: по мотивам дискуссии о резервировании Google Docs

«Грабли» в облаке: по мотивам дискуссии о резервировании Google Docs

На страницах сообщества мы часто говорим об облачных сервисах, в частности, не так давно писали как раз об их перепродаже клиентскому бизнесу в «красивой обертке». Сторонники облака наперебой говорят о преимуществах и экономических выгодах, а также постепенном сведении на «нет» привычных поводов для возражений против передачи важных для компании документов на сторону. Но порой проскакивает информация и о том, как облачные сервисы в силу тех или иных причин создают препятствия в работе. В этом материале хочется поговорить как раз об одном из таких примеров – о ситуации, обсуждавшейся в комментариях к теме Резервное копирование Google Docs/Disk на свою площадку в разделе Вопросов и ответов Смартсорсинга в конце июля – начале августа.

Ситуация, с которой началось обсуждение, довольно проста: компании, использующей Google Docs в качестве основного инструмента для работы с критичной для бизнеса информацией, необходимо обеспечить регулярное резервное копирование данных на локальные диски. Причины появления такой задачи не столь важны: это может быть желание подстраховаться на случай обрыва каналов связи (при невозможности организовать резервирование) или же боязнь хранить единственную копию важных данных заграницей, особенно в условиях разворачивающейся «санкционной войны». В данном случае важно то, что без внешних «костылей» задача не решается. Вместо набора созданных в Google Docs файлах стандартными автоматизированными инструментами можно получить лишь набор ярлычков, приводящих к соответствующим веб-версиям, либо экспортировать каждый файл вручную.

Безусловно, участники беседы предложили сразу несколько инструментов для «принудительного» решения поставленной задачи (для экспорта хотя бы части документов в офисные форматы на локальный диск). Для полноты картины укажу их здесь (указываю инструментарий со слов участников дискуссии):

Но суть в данном случае не в этом. Описанная проблема отлично демонстрирует вынужденную «замкнутость» потребителя на одном облачном сервисе. Если однажды пользователь выбрал для себя некую облачную платформу, а позже требования его бизнеса изменились (так что решение более не соответствует запросам), зачастую, единственный способ повернуть ситуацию в свою сторону – применять не предназначенные для этого «костыли». И не факт, что для данной конкретной потребности эти «костыли» найдутся, т.е. их не придется создавать собственными силами.

Немного лучше ситуация обстоит, если клиент – крупный, а облачный сервис изначально создавался под его бизнес-требования (и работает по большей части для него). При такой расстановке сил поставщик услуг наверняка прислушается и довольно быстро введет новый функционал. Но гораздо чаще малому бизнесу - а именно с точки зрения малого бизнеса часто расписываются преимущества облачных сервисов - придется стучаться в «глухую стену» вечно загруженных разработчиков крупного поставщика услуг. Не желающим использовать «костыли» придется либо испытывать на себе все перипетии очередной миграции (на новый сервис, удовлетворяющий нуждам), либо отказываться от своих требований.

По лично моим наблюдениям, проблема эта давно известна облачным сервисам. Им также известно, что попытками «замкнуть» на себя клиентов рынок не завоюешь. И для преодоления предубеждений потенциальных клиентов многие реализуют таки механизмы, позволяющие уйти от их услуг (та же возможность скачать документы в виде PDF или экспортировать в RTF на Google Disk). Но я ни разу еще не встречала сервис, который позаботился бы о возможном уходе клиента к конкурентам, к примеру, договорился бы с ближайшими конкурентами о форматах импорта-экспорта данных. Мне кажется, что за такими договоренностями должно быть будущее. Ранее ведь ту же самую картину мы наблюдали с форматами файлов для различных коммерческих приложений. Но когда прогресс дойдет до такой унификации - не известно. А, самое главное, не понятно, как столь разношерстным облачным сервисам договориться между собой.

Единственный вариант, приходящий в голову, - привлечь «третью» сторону, т.е. создать некий самостоятельный сервис, обеспечивающий миграцию с одного инструмента на другой. Быть может, участникам сообщества известны уже реализованные инструменты такого рода? Как вы считаете, для каких облачных услуг такой сервис был бы наиболее востребован?

Дополнительные материалы:

Комментарии (2)

  • Аватар

    Сенин Павел [senin24], 22 сентября 2014, 15:42

    0
    слишком много текста про то, что гугл драйв не хранит свои файлы офисных документов на конечном устройстве. Это давно известная его "фича" (или баг). Берите onedrive - 90 р в мес за 1 ТБ - все грузит на клиентское устройство - переносите файлы потом куда хотите.
  • Аватар

    [sfclub], 23 сентября 2014, 22:42

    0

    Не нужно использовать SaaS, используйте в облаке DSaaS(dedicated saas). При использовании SaaS возникает не привязка к облаку а привязка к ПО развернутому ввиде облачного сервиса. В случае с DSaaS вы развернете необходимое ПО на облачных мощностях и будете иметь полный контроль над ним. В случае необходимости можете делать регулярные копии виртуальной машины к себе в инфраструктуру в открытых форматах.

    В качестве альтернативы Google Docs посмотрите на Onlyoffice 

    В качестве рекламы :) http://www.thecloud.ru/saas/onlyoffice/