Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

4, 6, 1 == FALSE — немного про образовательный стандарт

4, 6, 1 ==  FALSE — немного про образовательный стандарт

Тема сегодняшнего дня — новый образовательный стандарт для средней школы. В Рунете вовсю идет сбор подписей под письмом учителя литературы к президенту Медведеву. Я подписался, и призываю всех остальных сделать это же.

Не умаляя важности литературы, в свое время я, например, сделал выбор в сторону усиленного изучения алгебры  с геометрий, информатики, а также химии и физики. В результате я успешно поступил на факультет кибернетики в РХТУ им. Менделеева. И все же на первом курсе института, для меня большим неприятным сюрпризом стали алгебра и другие математические предметы, оказавшиеся значительно сложнее того, что было в школьной программе.

Но, что станет с отраслевыми ВУЗами и качеством абитуриентов (которое по уверениям ВУЗов от года к году падает), если от такого набора, как у меня оставить половину или даже меньше? Интересно, с чего же будут начинаться университетские программы в новом стандарте? С того, что раньше проходили в 10-11 классе?

Но вернемся к ИТ. Главный школьный ИТ-предмет — информатика.  По сравнению с математикой ей повезло еще меньше. Если проблема математики в основном в самой школьной программе, то с качеством преподавания информатики все слишком сильно зависит от учителей. Сильных учителей информатики мало — они идут не в школы, а в ИТ-аутсорсинг (и другие ИТ). В результатет тема неграмотности пользователей на сайте появляется с завидной регулярностью. Нередко встречаются молодые пользователи, которым необходимо объяснять, как пользоваться браузером и текстовым редактором. Между тем сегодня это практически обязательные навыки для любой офисной работы (не связанной с физкультурой). Так что, после исключения информатики из преподаваемых предметов ситуация ухудшится.  

При всех недостатках школьной информатики, она решала две задачи:

  • немного учила алгоритмическому мышлению и практическому применению логики, что полезно не только при работе за компьютером;
  • помогала освоить минимальный набор навыков работы за компьютером.

20% учеников информатика была не нужна — их знания уже были за рамками школьной программы. Например, для меня в ВУЗовских ИТ-курсах сюрпризов не было, что вполне ожидаемо, учитывая Вирта и  Страуструпа в качестве настольных книжек.  Оставшиеся 80% - те кому этот необходимый минимум затем поможет справиться с дальнейшей учебой и работой.

Нам постоянно говорят про инновации, модернизацию и вступление в ВВП. Что произойдет со всем этим при следовании подобному стандарту? Или в терминах стандарта, какое место России будет в современном мире? Постепенно индусы и китайцы будут учить русский язык, чтобы работать в наших колл-центрах и дата-центрах? Или придется ввести обязательный английский язык, чтобы понимать, что нам говорят образованные индусы, китайцы и другие экспаты, т.к. собственных специалистов не останется.

А подписать письмо против (а также узнать, что значат цифры в заголовке), можно здесь. Там  речь не только о том, что литература должна быть обязательным предметом, но и о том, что школьное образование должно соответствовать тому, каким нам видится место России в современном мире.

Комментарии (5)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 31 января 2011, 17:35

    0
    Структурированный потом мыслей по теме:
    1. Школьная программа избыточна. Если быть точным — неэффективна. Много предметов проводятся бестолково. Т.е. либо это лишний материал, либо его очень плохо подают. В любом случае, зачем выпускнику школы знать химический состав почвы на глубине 10 метров в западной Сибири, если он хочет идти дирижером?
    2. Исходя из 1 все предметы нужно давать на поверхностном, общеобразовательном уровне. Вопрос конечно в определении общеобразовательности. Это, кстати, самый важный вопрос.
    3. Нужно, чтобы выйдя из школы ребенок обладал логическим мышлением. А значит, для этих целей необходимо некоторые предметы, которые этому способствуют, давать более глубоко. К таким предметам я отнес бы математику (алгебра и геометрия), историю, литературу и философию.
    4. Обязательно для каждого школяра не менее N специальностей, по которым будет совсем углубленное изучение.
    5. Информатика в школе -- сейчас, пожалуй, как рудимент. Почитайте современные школьные программы. Введение в программирование начинается с архитектуры процессора! Это ж фимоз полнейший. Если оставить информатику на уровне работы с офисными пакетами, то ок. Все остальное школяры знают и умеют с первого класса.
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 31 января 2011, 18:07

      0
      1. Школьная программа - недостаточна. См., например, пункт 3 - философия в школе? Другой вопрос, что она перегружена совсем не там где это нужно.
      3. Задумка информатики в школе, как раз и была научить логическому мышлению. Ее, ксати сейчас начинаю преподавать с 1 класса и там "фимоз полнейший" и вовсе не из-за архитектуры процессоров.
      5. К сожалению, 20% школяров что-то действительно умеет, а вот остальные дальше знаний про левый клик мыши не продвинулись. Пользоваться правым кликом - уже приходится учить.
  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 31 января 2011, 20:57

    0

    Читал не так давно интересную мысль в блоге одного грамотного товарища, давно уже свалившего в штаты - советская, а потом и российская средняя школа никогда не была направлена на обучение "думать". Ее задача с момента создания была дать определенный набор навыков подростку, с которыми он потом сможет обойтись как захочет - что то успешно забудет, что то подхватит и станет изучать далее самостоятельно, при помощи преподавателей Вузов.

     На мой взгляд, в современной школе есть всего два предмета, способные дать выпускнику две простые специальности - это иностранный язык и информатика. Это логически законченые дисциплины, в отличие от других, дающий начальный навык, очень важный (но недостаточный коенчно) для многих видов деятельности. Нормальный ученик, не "забиваший" на информатику и иностраныый,  уже после выпускных экзаменов уже может выходить работать переводчиком, секретарем, оператором ПК (для сравнения - математиком, физиком, литератором и химиком его работать не возьмут никуда). Конечно это еще далеко не профессия, но уже ремесло, способное приносить немного денег. Да даже если и нет такой необходимости, знание двух этих дисциплин - большой плюс к резюме любого специалиста других профилей.  

    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 01 февраля 2011, 11:32

      0
      В целом людей, способных думать -- не много. Поэтому общеобразовательная школа (9 классов) должна дифференциировать людей по способностям. А дальше либо ПТУ (должно быть хорошее профильное прикладное образование) или Университет (которых должно быть в разы меньше).
  • Аватар

    Котельников Илья [iluha], 01 февраля 2011, 09:44

    0
    > усиДенного изучения алгебры  с геометрИЙ
    Надеюсь, эти досадные опечатки никак не связаны с тем, что вы не сделали свой выбор в сторону литературы:)