Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Выпускники не у дел не только в России

Выпускники не у дел не только в России

В день начала учебного года хочется еще раз поднять тему образования. В сторону нашей системы высшего образования направляется множество упреков в неактуальности и неспособности удовлетворить потребности реального рынка. Особенно это касается быстроизменяющегося ИТ-сегмента. Но на самом деле, аналогичные проблемы актуальны и для ВУЗов ведущих европейских стран, где, казалось бы, система образования может считаться образцом для подражания. Что интересно, их проблемы не намного отличаются от наших.

Зарубежные периодические издания не реже наших обращаются к теме соответствия выпускников колледжей и университетов требованиям рынка. Как и у нас, проблемой формируемых кадров считается полная оторванность от реалий работодателей; несоответствие вложенных знаний современным потребностям.

Учитывая последствия рецессии, работодатели в Европе и США скорее предпочтут работника с опытом, обладающего не только ВУЗовской «базой», но и познавшего на своей шкуре все тонкости профессии. Таким образом, несмотря на констатируемое восстановление экономики, выпускникам очень сложно найти свою первую работу. По данным Бюро статистики занятости США, уровень безработицы среди молодежи (20 – 24 года) за последние 6 лет вырос до более чем 15%. Чем-то похожа и ситуация в ведущих европейских странах.

Конечно, главная причина – это экономическая ситуация. Новых рабочих мест появляется чрезвычайно мало. А пожилые работники стремятся оставаться на своих должностях и не уходить на заслуженный отдых. Так что выпускников просто некуда пристраивать. Но есть и вторая, более серьезная причина: выпускники не соответствуют должностным требованиям работодателей. Не зря ведь из 74% трудоустроенных выпускников 65% работает там, где вовсе не требуется высшее образование (официанты, повара и т.п.).

Как пишет Forbes, для современного выпускника сотни разосланных резюме в лучшем случае заканчиваются всего несколькими интервью. Причем, чаще всего на них вчерашние студенты узнают, что для устройства нужны далеко не те знания, которые они получали в течение нескольких лет. Почти каждому, кто пытается устроиться по профессии, приходится сталкиваться с перечнем компетенций, брать которые придется буквально из воздуха. Конечно, у категории «лучших студентов ведущих ВУЗов» жизнь выглядит несколько иначе: предложения о трудоустройстве им поступают еще до получения диплома. Но на весь выпуск таковых обычно не столь уж много.

Даже в странах с развитым рынком труда не удается достичь ситуации, когда бы за основную массу выпускников ведущих университетов работодатели конкурировали между собой. Такая конкуренция появляется лишь через несколько лет, когда специалист набирается практического опыта. В одной из статей на эту тему первопричиной называется правительственное финансирование, достающееся учебным заведениям слишком легко. Настолько легко, что учеба (т.е. список преподаваемых дисциплин) далеко уходит от потребностей реального рынка. При этом ведущим образовательным центрам впоследствии такое расхождение еще и дивиденды приносит: рано или поздно вчерашние студенты понимают, что для нормального существования на рынке труда им не хватает определенных навыков. Для их получения они возвращаются на курсы повышения квалификации, оплачиваемые уже из собственного кармана (или кармана чудом найденного работодателя).

Заглядывая вперед, аналитики предрекают, что подобная ситуация (если она не будет изменена) в конечном счете, может «потопить» немало потенциально-хороших специалистов, которые будут вынуждены брать кредиты на образование, которые будут не в состоянии отдать. Полученные знания им попросту не помогут продвинуться по карьерной лестнице, стало быть, не помогут и получить отдачу от своих инвестиций.

Что интересно, несмотря на эти проблемы системы, от высшего образования, как такового, никто не собирается отказываться (как не собирается изменять баланс между системами среднего и высшего образования). Причем, ободряя сограждан, аналитики используют примерно те же формулировки, что и в России: дескать, при поиске первой работы качество образования, конечно, не помогает, зато оно покажет себя впоследствии, когда речь пойдет о руководящих постах или узкой специализации в профессии.

Чтобы подтолкнуть процесс трудоустройства для вчерашнего студента, предлагаются (и реализуются на практике) различные программы стажировки. Правда, практика показала, что не любая стажировка действительно полезна. Доля тех, кто получает работу после оплачиваемой стажировки почти в 2 раза выше тех, кто получает предложения после бесплатной деятельности. Вероятно, платная стажировка в первую очередь формирует у вчерашних студентов правильное отношение к рынку труда. Без этого опыта, многие, как жалуются работодатели, даже на собеседование прийти вовремя не могут. Приносят резюме с орфографическими ошибками, а параллельно с интервьюированием отвлекаются на телефон. Если смотреть на рынок под таким углом, то получается, не компетенций выпускникам не хватает, а обычных человеческих качеств: исполнительности, ответственности и т.п.

А вы готовы были бы у себя развернуть практику платной стажировки студентов по ИТ-тематике?

Дополнительные материалы:

Комментарии (0)