Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Как вы относитесь к идее госзаказа для развития ИТ?

Как вы относитесь к идее госзаказа для развития ИТ?

В Российской Газете появилась публикация, убеждающая читателя в необходимости расширения сегмента государственного заказа для успешного развития ИТ-отрасли, согласно планам правительства. Как вы считаете, действительно ли «госзаказ спасет мир»?

Чуть больше месяца назад увидел свет прогноз развития российской ИТ-отрасли в редакции Министерства экономического развития. Мы уже писали о том, что обозначенная в нем «программа минимум» значительно расходится с цифрами от ведущих аналитических компаний. Однако прогноз, а точнее, программа развития, – существует, значит, ее необходимо как-то исполнять.

Вспомнить несколько неоправданный оптимизм правительства меня побудила недавняя публикация Андрея Терехова (генерального директора компании «Ланит Телеком») в Российской Газете, где специалист приводит свой взгляд на то, какими действиями можно сделать амбициозную мечту реальностью. Одним из основных пунктов, вынесенных даже в заглавие статьи, специалист считает увеличение доли государственного заказа в ИТ-сегменте. По его мнению госзаказ может стать стимулом развития сегмента ИТ, но, только если будет наведен порядок в вопросе поддержки отечественного производителя. Цитирую: «Существует указ о ежегодном предоставлении статистики о доле использования отечественного программного обеспечения, но госучреждения не выполняют предписания данного постановления. Проблема кроется отчасти в том, что существуют разночтения в самом определении «отечественное ПО». Например, если команда разработчиков живет и работает в РФ, но собственник компании иностранный гражданин, то ПО, созданное этой компанией, отечественное или нет? Однозначно на этот вопрос, увы, пока ответить нельзя. Во многих областях применения ПО существуют вполне конкурентоспособные продукты, разработанные в России и в компаниях, принадлежащих нашим соотечественникам. Разработчики часто жалуются на предвзятость со стороны заказчиков, но без реальной статистики трудно понять, кто прав, а кто виноват».

Однако среди не столь крупных ИТ-компаний отношение к государственному заказу двоякое. С одной стороны, как и в любой другой отрасли, госзаказ обеспечивает стабильность клиентского спроса на продукты или услуги. Это действительно то, что нужно ИТ-компаниям для долгого и планомерного развития. Но, с другой стороны, несмотря на введение современных электронных торгов и прочие меры борьбы с коррупцией, на деле решение о госзакупке часто принимается совсем не рыночными методами. Кроме того, как и при закупке письменных столов, ИТ-системы оцениваются по стоимости, а этот фактор далеко не всегда говорит об их качестве или соответствии поставленной задаче. Т.е. решение о выборе поставщика принимает не специалист, доказать свою правоту в этом случае практически невозможно. Тем более что государственные контракты обычно имеют крайне малую длительность (год, а то и 3 месяца), так что показать эффективность работы своего решения просто не успеть.

Конечно, если компания обладает правильными компетенциями, чтобы «плавать в этом болоте» (т.е. умеет дать то, что просят, в частности, многочисленные справки и документацию по ГОСТу, в обозначенные сроки), ей это будет более чем выгодно. Но, похоже, обслуживание государственного заказа у нас – это просто отдельный тип бизнеса, слабо связанный с сиюминутной ситуацией в коммерческом сегменте ИТ.

Продолжая мысль, можно прийти к выводу, что расширяя государственный заказ, на самом деле, правительство будет поддерживать не ИТ-компании (которые могли бы дать доходы стране, к примеру, за счет последующего экспорта своих решений за рубеж), а какую-то отдельную отрасль, компании в которой уже наглухо адаптированы к «мутной воде». Т.е. в цифрах ИТ-отрасль будет расти, но реальному рынку легче от этого не станет. Если государственный заказ будет обеспечивать подавляющую часть прибыли, выживут ли они потом, когда поток денег от государства прекратится? Смогут ли перестроиться на работу на рыночных условиях? Как мне кажется, для этого потребуется полная перестройка компании (т.е., фактически, открытие новой).

А как вы считаете, нужно ли увеличение государственного заказа в существующем его варианте?

Что следовало бы исправить, чтобы госзаказ действительно был выгоден малому и среднему ИТ-бизнесу?

Дополнительные материалы:

Комментарии (7)

  • Аватар

    Забелин Максим Анатольевич [stecker], 17 мая 2013, 22:35

    1

    Государству - перестать пытаться что-то там в рынке отрегулировать и поддержать. Ибо: 

    а) не умеют

    б) воруют

    г) это вредно

  • Аватар

    Перерва Станислав [paranoya], 18 мая 2013, 09:48

    0

    ИТ-отрасль, это не только ПО и тот 0.1% фирм, которые получают госзаказы, которым нужны госзаказы и которые развиваются за счёт госзаказов. ИТ-отрасль - это мы все здесь сидящие. Кому, вернее скольким из нас в руки попадёт (будет попадать) хоть какой-нибудь госзаказ постоянно, чтобы обеспечить развитие?

    Ничего нельзя исправить, госзаказ - вещь другого полёта, а малый бизнес в таких местах не водится.

  • Аватар

    Захаренко Максим [maxim], 18 мая 2013, 10:07

    0

    Конечно, основной госзаказ распилен крупняком.

    Но госзаказ - это не только федеральные органы власти, но и местные, и все бюджетники (школы, больницы...), а им делают поставки в том числе предприятия малого ИТ-бизнеса, особенно в регионах. Да, нужно авторизоваться на площадках электронных торгов, но это не суперсложно.

    Проблема в том, что госзаказ - это огромная доля совокупных расходов на ИТ в стране. У нас слишком много всего государственного :(

    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 20 мая 2013, 13:56

      0
      Толку нет авторизоваться на площадках электронных торгов. Как написала Екатерина, весь смысл госзаказа сводится к выбору самой дешевой цены. И заказчику пофиг на такие вещи как качество и репутация. Поэтому я там никогда ни один заказ не возьму в силу того, что знаю цену своей работе. А возьмут доширакеры и сделают по убогому, поэтому у нас в бюджетногй сфере и бардак такой, что делается все "по дешевому", а не "по уму".
  • Аватар

    Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 18 мая 2013, 11:45

    0

    Н реально я эту тему год наверно плили , чтобы понять как с государством работать .

    На местном уровне люди которым надо сделать работу - иногда с нами договора заключали - на поставку носков , перчаток и иного - но мы им бухгалтерию реально обслуживали по полному циклу от поставок техники до помощи с самой бухгалтерией :)

    Хотя на предприятии был свой ИТ -одел -чем он занимался было вобще не понятно. В общем были ЧЕРНЫМИ АУТСОРСЕРАМИ :)

    По площадкам с госзаказом:

    Сложилось впечатление что там есть крупняк - который и выигрывает тендеры и работает, а есть остальные .

    А вот остальные деляться на тех "КТО ВЫИГРЫВАЕТ ТЕНДЕРЫ" (какие там у них условия работы и откатов не знаю) и "ТЕХ КОГО ОНИ НАНИМАЮТ ДЛЯ РАБОТЫ".

    Приведу пример просто из жизни:

    Скажем компания которая из года в год выигрывыет тендер для аутсорсинга компьютеров во всех ЗАГС-ах Москвы , там тендер лежит на всех площадках его можно найти , примерно на 3,5 миллона. Рельно нанимаються доширакеры которые работают. Почему доширакеры - потому что сумма в 100 тыс в месяц посчитаная и на эту работу выставленная нами (а там объем то реально есть там почти 50 филиалов) - оказалась типа супердорого, нам предлагали тыщ за 30 за все взяться.

    И в этот год много было таких примеров, поэтому я понял что просто нужно отдельную компанию создавать именно для выигрывания тендеров - обложеную бумажками и имеющую в шштате людей которые эффективно будут эти тендеры обрабатывтаь.

     

  • Аватар

    Дьяков Андрей Владимирович [Dru], 19 мая 2013, 18:25

    0

    я вижу этот вопрос сугубо практически. вот есть есть сумма которую надо освоить бюджетнику за услуги по этому профилю и есть его желание (полюбому) чтото с этого поиметь. в итоге есть 2 варианта развития событий:

    - вы "в теме", берете заказ и после не заморачиваетесь эффективностью вообще. сугубый минимум лишь бы заказчик не остановился нам месяц в своей деятельности и то не факт. могут быть и сотрудники "виноваты"

    - вы "не в теме" и выйграли честно. вас дрючат условиями заказа, минимальными придирками и неустойками по любому, и невсегда доказанному, поводу. желающим сказать, что тут еще по договору надо доказать могу заранее ответить, что договор разрабатывается заказчиком, ибо боджетник, и кипа заключений и жалоб сотрудник будет представлена сразу же.

    имхо их опыта по обе стороны (каюсь, грешен) - по большому счету есть 2 типа компаний. те которые работают "в рынке" и те которые работают на бюджет.

    жду тухлые помидоры в свой адрес...

  • Аватар

    [MOHCTP], 20 мая 2013, 14:25

    0

    Какая-то сумбурная статья вышла. Всё в кучу - люди, кони...

    Так как работаю в госучреждении - знаю не по наслышке, как всё проходит, но проблема намного глубже. 

    Вот говорите - государство не должно регулировать отрасль. А как не регулировать? Основной поставщик ПО (ни кому не секрет) - Microsoft. И тому много причин, начиная с исторических, заканчивая разными сертификациями ФСТЭК, обучением пользователей новому софту и прочее... Опять же есть законы, например - о переходе к единому формату документов (кажется ODF), о разработке собственной ОС и т.д. Опять же, тот же ФСТЭК лично у меня вызывает массу вопросов. Это ведь государственная компания. Почему тогда любой продукт для государства становится просто баснословно дорогим, если на нём ярлычёк ФСТЭК?

    Госзакупки однозначно нужны. Только правила нужны соответствующие. Скажем - поставка оборудования должна более чётко прописываться. Если, к примеру, у меня сервера IBM, зачем мне другое оборудование (эквивалент) - даже если дешёвое? У меня вся инфраструктура заточена на управление этими серверами. А обучение специалистов? А лицензирование доп.функций? и за этим дешёвым оборудованием тянется ещё куча нюансов.

    Конечно, для доступа малого бизнеса в госучреждения очень высокий порог. Обеспечение контрактов очень дорого, да и с поставками, логистикой проблемы будут. Однако, для малого бизнеса в этих госконтрактах тоже есть резон. Нужно просто "дружить" с крупным бизнесом. Пусть он выигрывает контракты по стране, но в Вашем регионе - этот игрок должен знать Вас, чтобы передать Вам часть которую он не потянет. Я лично вижу такой выход.