Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

В Петербурге встал вопрос общественной экспертизы государственных ИТ-внедрений

В Петербурге встал вопрос общественной экспертизы государственных ИТ-внедрений

В рамках обсуждения городского бюджета Санкт-Петербурга на 2013, а также 2014 и 2015 года, встал весьма щепетильный вопрос: как комитету по информатизации и связи подтвердить легитимность расходов на ИТ в городе перед коллегами из других государственных структур и горожанами? Какими критериями следует пользоваться, оценивая правомерность расходования средств и повышение эффективности государственных ИТ-систем?

Развитие ИТ-инфраструктуры Санкт-Петербурга показательно тем, что так называемая «война с бардаком» началась в ней лишь весной 2012 года. В апреле этого года на пост главы комитета по информатизации и связи был назначен Иван Громов, бывший руководитель оперативно-розыскного бюро №6 Департамента экономической безопасности МВД. Объясняя столь странное служебное перемещение сам глава комитета упоминал, что для пресечения экономических преступлений ранее не раз использовал ИТ, так что эта тематика ему знакома.

По мнению нового руководителя, Санкт-Петербург к моменту его назначения имел достаточно серьезный уровень информатизации, но ИТ-среда была разрозненной, децентрализованной, без единых инструментов эксплуатации. Если говорить о цифрах, то ИТ-хозяйство оценивалось в 900 серверов и более 18 тыс. автоматизированных рабочих мест, расположенных на 200 площадках. На этом аппаратном обеспечении «крутились» 100 различных систем, которые, как недавно озвучил руководитель комитета, на 30% повторяют друг друга. В таких условиях разобщенность систем, по мнению Громова, вела к увеличению затрат на их поддержание и модернизацию, т.е. к снижению эффективности использования бюджета.

Идея Громова заключалась в том, что для начала какого-либо серьезного движения вперед, ИТ-системы Петербурга надо модернизировать, привести к единой логичной схеме. При этом средства на разворачивание этого нового проекта объединения были достаточно скромными (суммарные расходы города на ИТ в 2012 году были сокращены по сравнению с уровнем 2011 года почти на 15%).

Несколько дней назад в рамках отраслевого мероприятия CNews Forum 2012 Иван Громов подвел некоторые итоги работы своего ведомства за полгода. Из основных свершений: был запущен единый ЦОД, который в будущем будет выполнять роль резервного (основной только планируется к запуску), переведены на централизованную ИТ-инфраструктуру 80% районных МФЦ. Кроме того, многие системы в образовательных и медицинских учреждениях сменили идеологию: с толстого на тонкий клиент.

Так уж получилось, что отчет о результатах работы совпал по времени с обсуждением проекта бюджета города на следующий год, где, среди прочих, заложена отдельная строчка и на нужды комитета по информатизации. Таким образом, городская ИТ-инфраструктура привлекла к себе повышенное внимание не только специалистов отрасли, но и депутатов Законодательного собрания.

Вопрос ребром поставил Григорий Явлинский, лидер партии «Яблоко», опубликовав на своем сайте обращение, критикующее составленный бюджет и, если продолжить мысль, саму политику комитета по информатизации, не допускающую общественного и депутатского финансового контроля. Цитирую обращение: «Для сравнения, чтобы ощутить масштаб непрозрачности: в 2013 году на эксплуатацию и развитие ИТ-систем только указанным Комитетом предлагается израсходовать лишь на 17% меньше бюджетных средств, чем на капитальный ремонт дорог. При этом, когда средства направляются на ремонт дорог, то можно, по крайней мере, предположить, что результатом работы станут отремонтированные дороги. А когда примерно такая же сумма направляется на развитие ИТ-систем, то составители бюджета, видимо, исходят из того, что граждане об этом вообще не узнают, поскольку у них, как и у экспертов, и у представителей гражданского общества, нет доступа к расчетам и обоснованиям. Что касается депутатов, то, видимо, предполагается, что мы не обратим на эти миллиарды никакого внимания. Но если даже мы это внимание и обратим, то выяснится, что понять цель расходования средств без специальных знаний невозможно. Что такое «аудит тактовой системы синхронизации»? Что подразумевается под «обработкой субадресного массива данных»? Разве что, можно догадаться, что подразумевается под «переносом исторических данных о гражданине»… И так – 23 тома материалов, приложенных к бюджету».

Конечно, упоминание ИТ в обращении имело своей целью привести пример несостоятельности бюджета, принятого в первом чтении Законодательным собрание. Однако этот пример затронул весьма актуальную для нашего общества проблему: как именно можно контролировать государственные внедрения в сфере ИТ?

В бизнесе существует похожая проблема. Для масштабных структурных преобразований чрезвычайно сложно оценить реальный экономический эффект. При планировании внедрений приходится верить восторженным кейсам других компаний и маркетинговым заявлениям, обещающим, что эффективность работы сотрудников вырастет чуть ли не в два раза. Но грубая оценка все же возможна (в конце концов, у предприятия всегда есть показатель «прибыли до» и «прибыли после»). А вот какие инструменты оценки можно применить в случае с государством (кроме непосредственной стоимости оборудования у поставщиков)?

Из сложившейся неприятной ситуации комитет по информатизации выкрутился хорошо: согласно заявлению Ивана Громова, бюджет вырос в соответствии с указом президента о Стратегии развития информационного общества. Но проблемы найденная формулировка не отменяет. Как вы считаете, можно ли придумать инструменты контроля государственных начинаний?

Дополнительные материалы:

Комментарии (1)

  • Аватар

    [sozimov], 21 ноября 2012, 09:21

    0
    Перенос данных, аудит тактовой системы синхронизации ... - это вся та работа, которую не "могут" или "не могут" исполнить сотрудники. Они эту работу обязаны исполнять, причем в плановом порядке. И исходить следует от количества людей, занятых работой. Пусть у них будет оклад даже больше среднего по региону. Пусть будет премия в конце года в 5 окладов! Я не могу точно сказать, что именно написано в тех 23 томах, но объем говорит сам за себя. Наверняка там огромная куча работ перечислена, которая может характеризоваться словом "плановое". Плановый перенос БД, плановый переезд на новый хостинг, плановый... Плановое - это оклад сотрудников + затраты на оборудование и ПО. Откуда при сокращении парка оборудования и ПО с 900 шт., скажем до 600 может нарисоваться бюджет сравнимый с дорожным хозяйством... Бред.