Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

SaaS улучшает позиции ИТ-отделов или аутсорсеров?

SaaS улучшает позиции ИТ-отделов или аутсорсеров?

В англоязычном интернете из блога в блог путешествует предположение о том, что с развитием SaaS у рядового бизнеса пропадет необходимость в содержании ИТ-отдела в целом, и ИТ-директора в частности. Размышления над этим вопросом приводят к выводу, что ИТ-отделам как раз ничего не грозит, но «опасность», на мой взгляд, «нависла» над другими игроками рынка: небольшими местными ИТ-аутсорсерами, у которых косвенным образом SaaS может «оттянуть» хлеб.

Рынок SaaS непрерывно развивается. Но, как и в любой связанной системе, усиление позиций одного направления ИТ-рынка неизбежно влияет на другие сектора. В случае с SaaS, влияние выражается в том, что дорога некой технологии к пользователю становится короче.

Уже сегодня, когда сотруднику необходим некий инструментарий для решения не только личных, но и рабочих задач, он идет вовсе не в ИТ-отдел компании. Часто ему достаточно залезть в интернет (с корпоративного компьютера или собственного устройства), где можно получить доступ к массе удобных и простых сервисов. Яркий пример — Gmail или Google Документы.

Безусловно, пользуясь сторонними решениями, не одобренными ИТ-отделом, сотрудник становится нарушителем политики безопасности компании (с одной стороны). А с другой стороны, эти инструменты позволяют им быстрее и эффективнее выполнять рабочие обязанности. Тем более что большинство пользователей достаточно подкованы в современных интернет-технологиях, чтобы справиться с использованием подобных инструментов самостоятельно.

В итоге, развитие SaaS приводит к тому, что ИТ-отдел теряет контроль над информационными системами, задействованными на предприятии. И эта тенденция наблюдается по всему миру. По данным опроса Rackspace Cloud Adoption Survey 2012, в котором приняли участие порядка 500 ИТ-специалистов, принимающих в своих компаниях решения, примерно в 43% организаций сотрудники используют облачные сервисы, независимо от воли ИТ-отдела (скорее даже вопреки этой воле). Причем, здесь были учтены только «известные» случаи нарушения политики безопасности. Сколько на той же выборке предприятий, где сотрудников ни разу не поймали за руку — можно только догадываться.

Процент сотрудников, использующих такие «подпольные» облачные сервисы, несмотря на усилия ИТ-отделов, постоянно растет. И в ответ на этот рост у пользователей может возникнуть резонный вопрос: а нужен ли вообще ИТ-отдел в том объеме, в каком он существует? Ведь, как кажется, обладая обычной кредитной картой и компьютером (не обязательно корпоративным), пользователь в скором будущем сможет получить все инструменты для работы.

На самом деле ИТ-отделам вряд ли что-то угрожает. Пользователи, задающиеся вопросом «зачем нам ИТ-отдел, если есть SaaS», привыкли представлять себе ИТ-шников, как людей, которые наблюдают за локальными серверами. На деле же ИТ-шники лишь часть своего времени тратят на локально развернутые сервисы. Остальная часть сил уходит на интеграцию новых решений в существующий рабочий процесс с поддержанием существующих бизнес-приоритетов, обеспечение работы с аутсорсерами и прочие сложные технологические мероприятия, не заметные рядовому пользователю. Эта часть деятельности останется за ИТ-отделом, независимо от того, в каком объеме будет использоваться SaaS. Значит, и потребность в ИТ-отделе на предприятии не исчезнет.

Но давайте рассуждать дальше. На мой взгляд, повредить развитие SaaS может следующему «звену» — ИТ-аутсорсерам.

Сейчас на аутсорсинг отправляются те задачи, на которые у ИТ-отделов не хватает времени, сил или квалификации. Причем, для выполнения действительно сложных задач обычно заказчик обращается к крупным компаниям. Таким образом, на долю небольших «местных» ИТ-аутсорсеров приходятся задания, которые потенциально могут быть выполнены и ИТ-отделом при наличии времени.

Развитие SaaS неизбежно ведет к реструктуризации задач, возложенных на ИТ-отдел. Мелкая «текучка», связанная с работоспособностью сервисов и приложений, постепенно «перекладывается» на плечи технической поддержки применяемых SaaS-решений. Т.е. потенциально высвобождается время для тех самых задач, которыми сейчас занимаются небольшие локальные аутсорсеры.

Как вы думаете, получится ли, что в итоге всех этих рыночных преобразований малый и средний локальный бизнес в сфере ИТ-аутсорсинга останется не у дел?

Дополнительные материалы:

Комментарии (4)

  • Аватар

    Вячеслав Примин [BaboJan], 13 августа 2012, 19:40

    0

    Ваще ниразу. Блоки питания современный пользователь тоже облачными отвертками будет откручивать у настольных пк?

    Вижу обратное — аутсорсеры будут делать бОльшую нагрузку на развитие "первых линий", т.к. сегодня уже (у нас на переферии) до 70% заявок решается банальным консультированием и удаленным рабочим столом. Дальше процент, уверен будет только рости.

  • Аватар

    Пустовит Андрей [apustovit], 13 августа 2012, 22:15

    0
    Ужас какой. "Мы все умрем!!!". Упрощение технологий на один порядок ведет к "упрощению" пользователей этих технологий на два порядка. Теперь служба поддержки аутсорсера будет объяснять где находится кнопка "отправить" в gmail. Ну и заодно куда прокала кнопка "пуск" в Windows 8.
  • Аватар

    Ланцев Андрей [Sansey], 14 августа 2012, 10:00

    0

    Нельзя нанять на работу половину админа. Согласен со всем вышесказанным. Чем дальше юзеры лезут в облака, тем дороже будет аутсорсер брать за ту же работу, которую он выполнял раньше. Если раньше сказать юзеру где находится кнопка "Отправить" стоило 50 рублей, то сейчас это будет стоить 100 рублей. Если раньше блок питания меняли за 400 рублей или вообще "за спасибо", то сейчас возьмут 1000 и т.д.

    Аутсорсер свое всегда наверстает!

  • Аватар

    Демченко Александр [Darkman], 20 августа 2012, 10:45

    0
    А когда начинаются проблемы с интернетом, то так весело смотреть на всех этих "облачных" юзеров :)