Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Кризис 2012

Кризис 2012

Физкульт-привет, смартсорсинг!

Уверен, что все следят за "веселыми" новостями, приходящими из еврозоны.

На всякий случай для совсем-совсем далеких от реальности личностей — вот короткая сводка с полей:

Греция, Испания, Португалия падают во всех рейтингах. Италия погружается в безнадежную долговую яму. Безработица местами зашкаливает за уровень конца 2008 — начала 2009 года. Промышленный монстр — Германия пока держит удар и вытягивает международную ситуацию на себе, но более слабая Франция уже качается: рейтинги нескольких крупных банков с большим присутствием в Греции и Испании тревожно снизились, их акции медленно, но уверенно ползут вниз.

Уже чрезмерно затянувшаяся и наскучившая всем "арабская весна", плавно перешедшая в "арабскую осень", подогревает ситуацию на рынке нефти в Европе.

Что все это означает — каждый решает сам.

Кто-то видит вот такую картину:

А другие не парятся.

Я не собираюсь никого ни в чём убеждать, а лишь расскажу сценарии для удержания бизнеса на плаву, почерпнутые мной в общении с человеком, мнение которого ценю и уважаю.

Во-первых, авансы — всему голова.

Во время кризиса обороты бизнеса падают и желание клиентов платить за ваши услуги авансом пропадает. Поэтому дальновидные люди успевают набрать авансовых платежейпока не началась паника (естественно, если вы сможете их обеспечить). Как именно? Это всегда не просто, но есть стандартные методы. У вас же есть постоянные клиенты? Запускайте акции из разряда "3 месяца обслуживания со скидкой" и "в комплексе дешевле". Когда наступит кризис — подобные акции запускать будет уже поздно. Кстати, если у вас есть поставщики, с которыми вы работаете по авансу — задумайтесь, может стоит поискать другие варианты?

Во-вторых, играйте коротко.

Укорачивайте цикл продажи. В условиях кризиса короткие  продажи с низкой маржой становятся более выгодными, чем долгие с более высокой маржой — это происходит по причине роста финансовых рисков. Если ранее оплату за услугу по договору вы получали, например, в конце квартала — начните собирать ежемесячно. Если у вас есть разные направления деятельности — следует сосредоточиться на том из них, в котором деньги оборачиваются более быстро.

В-третьих, смотрите на визитки.

В кризис графа "отрасль" и "направление деятельности" в списке клиентов вашей CRM-системы приобретает сакральный смысл. Помните: банки, металлургия и тяжелая промышленность, химическое производство, стройка — страдают в первую очередь. Самые стойкие отрасли: медицина, фармакология, пищевая промышленность, торговля продуктами питания, предприятия государственного сектора экономики. Что дает вам эта информация? Предлагайте отраслевые решения и скидки в интересующих отраслях, устраивайте акции “пригласи друга”, автоматизируйте больницы, аптеки, кладбища — и будет вам счастье.

В-четвертых, предлагайте "дешево и сердито".

Первое, что придет в голову руководителей бизнеса при снижении продаж — снижение издержек. Задача IT-аутсорсинга — предложить готовое решения по снижению издержек в IT. Понятно, что предлагать его всегда надо, но в кризис бизнес готов ужаться настолько, что докризисные “средние” предложения переходят в сегмент "вип", а откровенный лоукост — в сегмент "средних" решений. Растет потребность в заменителях "дорогих" сервисов.

В-пятых, не забывайте про персонал.

Кризис — время увеличения безработицы. Вместе с огромным количеством низкопрофессиональных рабочих высвобождается большое количество профессионалов. Чтобы привлечь их, не нужно обещать звезд с неба — достаточно показать стабильность и уверенность, которая так важна людям, когда вокруг царят тревога и беспорядок.

И последнее: если у вас все хорошо

Если у ваше "хорошо" выражается в личном накопительном счете в банке, то... Сейчас скажу очень банальную вещь, которая людям с личными банковскими счетами больше 700 тыр. уже давно должна быть известна: не храните на одном личном счете больше 700 тыр. руб. — разделяйте.

Удачи нам всем!

С уважением, Бабка Ванга.

Дополнительные материалы

Комментарии (12)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 14 октября 2011, 17:14

    1
    Отвечу любимым выражением, которое в последнее время приходиться повторять все чаще:

    "От того, что котировки чего-то там падают, пшеница на полях медленнее созревать не станет".
    • Аватар

      Котельников Илья [iluha], 14 октября 2011, 17:56

      0
      Из-за того, что котировки падают, крестьянин возьмет технику в лизинг под больший процент и продаст свою пшеницу дороже. Как-то так. 
      Можно потроллить на эту тему, но я же в самом верху написал, что каждый решает сам для себя  есть криз, нету кризиса. Статья о другом.

    • Аватар

      Перерва Станислав [paranoya], 15 октября 2011, 11:38

      0
      Больше безработицы, больше выплат безработным из дохода тех, кто работает.
      Больше расслоения людей, больше недовольства со всех сторон.
      Фермерство в Европе по больше части дотационно, значит меньше дотаций, которые уйдут на прокорм беработных.
      Меньше дотаций фермерам, забастовки фермеров с требованием поднять закупочные цены на их продукты.
      Поднятие цен на продукты - недовольство безработных тем, что им не хватает на еду и недовольство тех, кто работает тем, что меньше денег придется тратить не на еду.
      Меньше свободных денег у людей, они меньше обновляют: одежду, обувь, электронику, автомобили. Меньше денег на развлечения
      Меньше покупают одежду, электронику, автомобили и меньше развлекаются, значит у продавцов меньше прибыли, они закупают меньше товаров. Меньше продаж и закупок товаров, больше закрывшихся магазинов. Закрывшиеся магазины увеличивают количество безработных. Чем больше закрыто точек продажи, тем меньше производится товаров долгосрочного потребления, чем меньше производится, тем меньше нужно людей, тем больше безработица.
      Чем больше безработица, тем больше выплат по безработице. Чем больше выплат по безработице, тем меньше госрасходов на другие нужды, медицина, образование, внутренняя безопасность.
      Чем больше безработица, тем меньше денег вкладчиков у банков (деньги изымаются для прокорма семьи), чем меньше денег у банков, тем меньше услуг направленных на развитие экономики. Меньше денег у банков, больше проценты по кредитам, больше бездомных из-за невозможности оплатить купленный в кредит дом. Падает рынок недвижимости.
      Падает зарплата госслужащим, увеличивается количество их забастовок. Бастуют полицейские и пожарные - ухудшается криминальная обстановка.
      Стремительно падает ценность денег. Местные фермеры не могут прокормить всех. Импортируемые продукты дороги.Так как на импрортируемые продукты и товары меньше спроса, проблема перемещается в страны-импротеры. Наступает Великая Земная Депрессия.

      Либо так, увеличивается эмессия денег - увеличивается инфляция, а приведенный выше вариант растягивается на несколько десятилетий и падение происходит сглаженно, незаметно и мягко.
      • Аватар

        Ланцев Андрей [Sansey], 15 октября 2011, 16:49

        2
        Статья пугающая:) но мы уже пуганные. Я пережил кризис 2009 года, когда в моем городе лопнули почти все банки. А тот банк в котором у меня был счет (корпоративный я имею ввиду) просто на 3 месяца приостановил все платежи, внаглую. Я не мог платить зарплату, рассчитываться с поставщиками, вообще ничего не мог сделать. И ничего. Выжили. Снять налик с банкомата или в кассе банка было нереально! Ушлые товарищи стояли у касс "Гринвича" (всем известный ТЦ) и предлагали покупателям расплатиться за них через карточку, взамен беря у них наличку, которую те только что хотели отдать кассиру. Хоть так, но выводили налик со счетов. А потом и по картам перестали проходить транзакции. Ввели лимит - 1000 рублей с банкомата в сутки!!! Были бешеные очереди около банкоматов. Безналичный расчет просто встал. У меня было два вклада (кстати +1 за совет разделять суммы до 700 000 рублей). За них я был спокоен. Потом все устаканилось, трем банкам дали госаккредитацию (в том числе и моему). Только я сразу же закрыл там счет и ушел (через личную беседу с коммерческим директором этого банка. Он лично встречался со всеми кто закрывал счета и просил их остаться. На мое предложение выплатить мне компенсацию в 1 млн. рублей за упущеную выгоду по причине 3-месячного простоя платежей он замялся. На предложение отдать мне свой Поршкайен тоже самое. На вопрос, как он вообще может после этого людям в глаза смотреть он промолчал. Многие грозили им судом (ибо по закону максимальный срок проведения платежа 3 банковских дня, а не три месяца). На что им нагло отвечали - пойдете в суд, вообще своих денег не увидите. И люди молча закрывали счета, забирали остатки и проглотив обиду уходили. Послав его на хххх и я ушел. Счет открыл в другом банке, одном из трех кто получил аккредитацию. И уже третий год счастливо с ними работаю. Вклады пришлось изъять и переместить в другой банк, т.к. тот умер... К чему это я. А к тому, что за время кризиса у меня не ушел ни один клиент!!! и никто не попросил снизить цены. Наоборот, я набрал себе еще клиентов, т.к. в кризис поувольняли всяких тупых и ленивых админов и массово пошли на аутсорс. На рынке было бешенное предложение по вакансии системных администраторов. Я набрал себе в контору людей задешево, чтобы пережить пик наплыва клиентов и потом уволил их также, за раздолбайство. Остались те же самые мои проверенные годами сотрудники, но при этом с более высокой з/п и с большим количеством клиентов. Как говорил один мой клиент: Кого увольняют в первую очередь в кризис? Самых ненужных и неквалифицированных сотрудников. Хорошего менеджера реально приносящего прибыль никто не уволит. И сисадмина тоже. Поэтому кризис - это своего рода чистка рядов. Пуганные мы - как говорится, плавали, знаем. Жрать и какать хочется всем, поэтому еда и туалетная бумага всегда будут в цене:)
        • Аватар

          Котельников Илья [iluha], 17 октября 2011, 10:23

          0
          кризис - это своего рода чистка рядов
          согласен! 
          некоторые аналитики говорят, что по своей сложности и глубине грядущая мировая стагнация будет хуже 2008-2009 года, но за счет того, что многие еще не опомнились от предыдущего падения и живут "как в кризис" - чувствоваться новый виток кризиса будет меньше.
        • Аватар

          Савчук Валерий [Create], 20 октября 2011, 10:16

          0
          Вобщем-то, про все банки давно всё понятно, но мне кажется, страна должна знать своих героев. Может, назовёте этот банк? Тем более, что он жив, как я понимаю. Сразу прибежит пресс-служба :) Ну или хотя бы в личку...
          • Аватар

            Ланцев Андрей [Sansey], 20 октября 2011, 14:22

            0
            Так а чего бояться. Банк24.РУ... таких долборасов я еще не встречал. Так до сих пор мне шлют смски с предложениями всякими и с ДР поздравляют)))... А меня от одного их названия воротит. "Северная Казна" - был такой очень неплохой банк у нас на Урале. Я с ними долго работал и как физик и как юрик. Но, владелец, уважаемый господин Фролов решил уйти из банковского бизнеса и плотно заняться страховым. Сейчас "Северная Казна" известна только как страховая компания. Не знаю, возможно и у них страховку куплю от чего-нибудь... Хорошие ребята. А банк "Северная Казна" купил Альфа-банк, московский. Ушло очень много клиентов, из-за того, что у них довольно сложный и корявый интернет-банкинг. Один из моих клиентов на них пересел после закрытия Казны. Так я им сам лично настраивал этот инет-банк часов 5)))... С ТП Альфы общался раз 10. Ну ни в какую не хочет работать. Москва уже недвусмысленно намекнула, что я тупой админ, раз в эксплойере не могу настройки выставить нужные. Оказалось все намного банальнее. ЮСБ-токен предоставляемый банком оказался бракованным (само устройство), бухгалтер съездила, заменила и все заработало тут же)) Так хоть бы извинились... Но что-то я тут ушел в оффтоп жесткий))
      • Аватар

        Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 15 октября 2011, 16:56

        0
        где во всей этой цепочке "упали какие-нить индексы"? Мое утверждение простое -- если "кризис" не рушит экономические связи между предприятиями (как это было в перестройку), с голоду никто не умрет.
        • Аватар

          Ланцев Андрей [Sansey], 15 октября 2011, 17:07

          0
          Я надеюсь, Кирилл, что ваш пост относился к комментарию Станислава, а не к моему, т.к. я вообще никаких цепочек не выстраивал. С моей точки зрения кризисов вообще не бывает. Их придумывают "сильные мира сего" чтобы "замочить" более слабых среди себе подобных - как то так. Простому обывателю по барабану сколько стоит нефть или пшеница. Не бывает так, что цены на бензин выросли, а зарплаты нет. Или банка кильки подорожала, а водка осталась на прежнем уровне. Кризис - это большая пугалка для людей, чтобы боялись и усерднее работали на дядю, который этот кризис придумал. Просто делай что должен и будь что будет - это мой девиз.
          • Аватар

            Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 15 октября 2011, 22:14

            0
            да, видимо промахнулся.
          • Аватар

            Савчук Виктор [TigerS], 18 октября 2011, 22:05

            0
            ---Кризис - это большая пугалка для людей, чтобы боялись и усерднее работали на дядю, который этот кризис придумал.
            Таки не соглашусь. Это не просто пугалка (как минимум). Это реальный фактор. Напрямую влияющий в т.ч. и на сферу обслуживания (аутсорсинг отношу к ней же).

            Если привести примитивный пример:
            В "нормальный" период я с легкостью соглашусь нанять человека (-ов), что бы он развел мне эл.проводку (вскопал огород), пока я ушел (не напрягаясь) восстановить кому-нить ПК, то в кризис я копал самостоятельно, т.к. времени было много (мало клиентов), а заработанных денег мало.
            И это цепная реакция.
            Что-то окладывается "на потом", обновления техники отменяются (потерпится) и т.д.
            Да ВОЗМОЖНО аутсорсерам легче, т.к. админов сократят, а технику обслуживать все равно надо.  Но мы тоже пережили 2008..9-е и сказать, что клиенты сами нас находили - значит соврать.
            • Аватар

              Ланцев Андрей [Sansey], 19 октября 2011, 07:00

              0
              Я не говорю, что клиенты сами нас находили. И не говорю, что в кризис клиенты готовы вкладываться в ИТ (в основном затраты сокращают, так, для поддержки штанов). Я хотел сказать, что кризис, по моему мнению, это попросту отмазка. Многие бизнесы в кризис "поднимаются", а многим вообще на него плевать (у меня на обслуживании сеть ломбардов - более 10 точек - им кризис, что подарок, люди начинают закладывать все что ни попадя, они и так уже мне объявили, что следующий кризис 2012 года ждут не дождутся:) ). Небыло у меня ощущения кризиса в 2008-2009 годах. Ну небыло. Был приток клиентов, которые, когда кризис якобы кончился не ушли, а начали вкладываться в ИТ наверстывая упущенное. И когда мне клиент торгующий ГСМ (с размахом на всю область) говорит что мол, кризис Андрюха, какие новые компы? Мне смешно. У него по вашему продажи упали? Или вся техника перестала ездить в кризис и масла никому не нужны? Да у него цены взлетели до небес. И я это понимаю и он понимает, что я понимаю и оба смеемся - но, кризис:) хорошая отговорка, чтобы немного расслабиться и не платить.

Также рекомендуем