Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Кадровый голод на российском ИТ-рынке может способствовать развитию ИТ-аутсорсинга

Кадровый голод на российском ИТ-рынке может способствовать развитию ИТ-аутсорсинга

Рекрутмент-центр Luxoft Personnel проанализировал спрос и предложение на рынке кадров для ИТ в России и Украине в июне – сентябре 2011 года. По их мнению, рынок оправился от последствий кризиса, и давно уже видоизменился под давлением высокого темпа развития бизнеса. Спрос на высококвалифицированные кадры на много превышает предложение, хотя кадрам со средней квалификацией все еще не просто найти работу.

Нет сомнений в том, что украинский и российский рынок ИТ-специалистов испытывает бум роста. В первую очередь растет спрос на квалифицированных специалистов. Нехватка действительно качественных кадров на рынке приводит к тому, что крупные компании начинают борьбу за конкретных сотрудников, что выражает в росте предложений по зарплате и дополнительным бонусам, как для собственных специалистов, так и для приглашаемых кадров. В отличие от России, где рынок растет более или менее спокойно, на Украине эта борьба сопровождается активным перераспределением высококвалифицированных сотрудников между работодателями. Аналитики Luxoft Personnel характеризуют украинский рынок труда как «перегретый» завышенными требованиями наемных работников и поддерживающими эту тенденцию работодателями.

Наиболее востребованными ИТ-профессиями на сегодняшний день на российском рынке труда являются разработчики Java и Oracle, мобильных приложений под iOS и Android, а также специалисты SAP, высококвалифицированные QA инженеры и аналитики. Их денежные ожидания после летнего «затишья» в сезон отпусков выросли в среднем на 15 – 20%. Деньги до сих пор играют наиболее существенную роль при поиске места работы, на втором месте стоят нематериальные поощрения (соц. пакет, обучение за счет компании, зарубежные командировки), а также комфортный тем работы, в том числе, работа на свободном графике или удаленно. По мнению аналитиков Luxoft Personnel расклад сил на рынке остается практически неизменным, за исключением одного фактора – роста спроса на руководителей в сфере ИТ.

Нехватка «готовых» кадров привела к тому, что крупные компании с весны 2011 года начали массово развертывать программы стажировки для избранных студентов, позволяющие подготовить для себя специалистов заранее. Но подобный шаг не даст результатов «завтра». Подготовка студента – это скорее «задел» на будущее. Сегодня же выпускникам и персоналу «среднего» уровня работу найти не так уж и просто. Хотя в России из-за возможных перспектив стажировки они и не готовы снижать зарплатные требования. Украинские специалисты с этой точки зрения менее требовательны.

В ситуации нехватки кадров для роста бизнеса как никогда хорошо живет аутсорсинг как для отдельных задач, так и для персонала. Значимый толчок развития эта сфера получила еще в кризис. По мнению Валирии Лакашевич, руководителя пресс-службы компании «Энергодата»: «Пережитые (рынком, - прим. ред.) потрясения не прошли для него даром - необходимость приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и неблагоприятной экономической ситуации привела к рождению новых форм взаимодействия ИТ и бизнеса (например, «облачные» технологии, которым Forrester Research пророчит превалирующее значение в ИТ-развитии в ближайшее десятилетие) и смещению акцентов в отношении уже действующих на рынке моделей (например, уменьшение ИТ-бюджетов привело к постепенному сокращению первичной автоматизации и наращиванию темпов аутсорсинга)… Главное для российского ИТ-рынка в 2011 году - это наращивание оборотов после выхода из кризиса и реализация отложенного спроса в аутсорсинговых проектах».

Согласно данным второго ежегодного аналитического отчета, анонс которого представила Ассоциация стратегического аутсорсинга АСТРА, коммерческий рынок ИТ-аутсорсинга в 2010 году вырос на 21% и составил примерно 1,03 млрд. долларов США. Ожидается, что в текущем 2011 году динамика роста увеличится до 25-27%, и рынок ИТ-аутсорсинга сможет достичь 1,3 млрд. долларов США.

Давно было отмечено, что в России постепенно исчезает главный фактор, тормозивший развитие аутсорсинга, - недоверие к поставщику услуг. Но определенное влияние он все еще оказывает на рынок: около 40% доходов приходятся на долю крупных системных интеграторов, представленных в нескольких регионах; еще порядка 19% получают специализированные компании. Сейчас наиболее значимой причиной торможения развития является неготовность самих заказчиков принять такую услугу в сочетании с незрелостью рынка. Возможно, с этим фактором поможет справиться описанная выше ситуация на кадровом рынке. По мнению Михаила Брусенцева, генерального директора компании Optima Services, примерно половина бюджета, заложенного в бизнесе на «кормежку» высококвалифицированного ИТ-персонала, интересна ИТ-аутсорсерам и могла бы быть освоена внешними подрядчиками.

Стоит, однако, отметить, что аутсорсинговые компании все еще продолжают конкурировать со своими потенциальными заказчиками на кадровом рынке за грамотных управленцев и других жизненно-необходимых специалистов.

Дополнительные материалы

Комментарии (2)

  • Аватар

    Ланцев Андрей [Sansey], 29 сентября 2011, 19:47

    0
    Опять, название статьи никак не связано с ее сутью. Хотя содержание очень даже актуально. Но, скажем для меня, сложность не в том, чтобы найти специалиста, а в том, где изыскать денег на его з/п пока я буду искать проекты под его занятость. Т.е. решил я оказывать услуги по поддержке Оракл, нашел клиента, он согласен, а спеца то у меня нет и времени его искать мне клиент не даст - дилемма. С другой стороны я взял в штат спеца по Ораклу, а клиента не могу найти (ну или долго ищу) - а спец деньги то получает - тоже дилемма.
    • Аватар

      Гришин Алексей [AlexGree], 30 сентября 2011, 09:08

      0
      Да нет никакой дилеммы. Есть необходимость маркетинговых исследований рынка и управленческие решения, ведущие к инвестициям в персонал и разумеется подразумевающие риск (найти человека, взять его на зарплату, а потом пролететь с договором с потенциальным заказчиком). По поводу статьи - действительно наблюдаю у себя в отрасли примерно с 2009 года явный переток от "внутренних заказов" и содержания огромных ИТ-директоратов к заказам внешним и, соответственно, сокращению внутренних ИТ-структур. И это правильно :)