Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Причины профессионального выгорания ИТ специалистов

Причины профессионального выгорания ИТ специалистов

Ситуация из письма системного администратора, к сожалению — не исключение. Пользователи довольно часто просят сделать то, что противоречит профессиональным принципам (а иногда и УК): поставить нелицензионное ПО, обойти политики безопасности,  бесплатно поработать и т.п. Особенно сложно отказаться, когда подобные «просьбы» исходят от начальства. Нет ни одного ИТ специалиста, которому хотя бы однажды не приходилось жертвовать своей личной жизнью и здоровьем ради карьеры. Впрочем, в лучшем случае пользователи воспринимают такое поведение, как должное, а в худшем случае ИТ-шник остается крайним. ИТ-специалисту стоит пересмотреть свое поведение в некоторых ситуациях, чтобы остаться счастливым, здоровым и работоспособным, не судимым, любящим свою работу  человеком.

Учитесь говорить «Нет».

Пользователи часто считают, что их проблема займет 1-2 минуты. Это же не сложно? В результате 1 минутная проблема легко оборачивается часом работы. Не пытайтесь угодить всем и сразу. Пытаясь сделать это, вы срываете сроки, плохо выполняете основную работу, и т.п., в результате — не угождаете никому. Правильно расставьте приоритеты выполнения задач согласно установленному в организации порядку, чтобы не загнать себя, и научитесь отказывать. Корпоративная бюрократия тут ваш надежный союзник — требуйте формального оформления заявок на работы, следуйте регламентам и политикам. Значительная часть 1-минутных проблем не переживает столкновения с формализованной процедурой. Если в организации еще нет всех этих атрибутов зрелой ИТ-среды —  подайте эту полезную идею руководству. Большая часть руководителей весьма лояльно относится к проектам бюрократизации.

Отпуск — это святое.

Время от времени нужно покидать офис, чтобы «подзарядить батарейки». Не уходя в отпуск, вы изматываете себя, а в результате, начинаете хуже работать, портите отношения в семье и разрушаете свою жизнь вне офиса. Если ваш шеф не оставляет вас в покое во время отпуска, отключите мобильный и не проверяйте почту, но не забудьте предупредить его о том, что вы в отпуске! Если ваш шеф считает, что вы должны быть на связи 24 часа в сутки, 365 дней в году, начните искать новую работу.

Война — войной, а обед по расписанию.

В начале своей карьеры, я был настолько поглощен работой, что постоянно пропускал обед. Мне было интереснее закончить работу, чем поесть. Но со временем я понял, что обеденный перерыв, это больше чем просто время на еду. Во-первых, эффект небольшого перерыва в работе такой же как от 15-ти минутного сна, т.е., вы будете отдохнувшим и более продуктивным во второй половине дня. Постоянно работая во время обеденного перерыва, вы становитесь более подверженными стрессу, и, в конце концов, быстрее угаснете. Во-вторых, если вы не будете делать перерыв на обед, вы не сможете создать мало-мальски приятельских отношений с коллегами, что тоже важно для нормальной жизни.

Сверхурочная работа — исключение, а не правило.

Иногда действительно бывают ситуации, требующие сверхурочной работы. 1-2, ну максимум 3-4 раза в год. Вы думаете, что успеваете больше, работая сверхурочно? Практика доказывает, что длинный рабочий день отрицательно сказывается на продуктивности. В итоге постоянные переработки приводят к тому, что вы уже в начале дня чувствуете себя усталым и измотанным. Для того, кто не хочет работать, компьютер и интернет предоставляют множество способов «немного расслабиться» и развлечься на рабочем месте. Подобный график работ быстро приводит к разочарованию в профессии и в работе, что в свою очередь снова снижает продуктивность. В итоге вы  быстро угасаете и как профессионал и как человек.

Ночью нужно спать.

Расписание сутки, через трое придумали не зря. Одна ночь работы действительно убивает 2-3 следующих дня.  В некоторых ситуациях ночная работа может быть неизбежной, но подобный график не должен становиться привычкой. И уж абсолютно точно ночное время не подходит для завершения плановых дневных задач. Если подобное происходит, то либо ваша организация ставит нереальные сроки выполнения работы, либо вы взвалили на себя слишком много обязанностей.

Профессия не должна быть единственным увлечением.

Для многих ИТ-специалистов работа — хобби №1.  Сначала компьютеры были увлечением, а потом стали профессией. Однако, для полноты жизни нужно что-то еще, кроме ИТ: автомобили, настольные игры, радиоуправляемые игрушки, фотография и т.п. Найдите то, что будет доставлять вам удовольствие, кроме работы и пусть это станет вашим хобби.

Семья важнее работы

Я часто вижу людей, которые строят свою карьеру, пренебрегая семьей, да и вообще личной жизнью. Выходные и тем более праздники для них — досадная помеха в реализации крайне важных проектов. Правда через несколько лет об этих проектах уже никто не вспоминает, а наверстать упущенное в семье уже не получится. В итоге  можно остаться одиноким, больным и никому не нужным. Уделять время семье, не значит пренебрегать работой, нужно просто научиться вовремя переключаться с работы на личную жизнь и наоборот.

Здоровье не купишь.

Работу в ИТ  нужно относить к особо вредным профессиям. Фастфуд, отсутствие физических нагрузок, «заедание стресса»: все это приводит к лишнему весу и проблемам со здоровьем. На ИТ-конференциях какие майки пользуются наибольшим спросом? XXXL и больше. Чтобы окончательно не загубить свое здоровье, старайтесь есть нормальную еду в положенное время, периодически посещайте спортзал и бассейн, ходите гулять. Если оставить машину в 15 минутах от офиса, то это будет 30 минутная прогулка. Аналогичного результата можно добиться, если выйти из автобуса на 1-2 остановки раньше. Поверьте, предотвратить проблемы со здоровьем легче, чем потом от них избавиться.

Одиночество среди людей.

Сисадмину в небольшой организации не с кем дружить на работе. Профессиональные интересы ИТ-шника и других сотрудников офиса не совпадают, общих увлечений нет (если работа = хобби), да и вообще большинство людей в организации не понимают, чем занимается ИТ (если  решения 1 минутной проблемы нужно ждать часами). В итоге специалиста, конечно, ценят, но не любят и уж точно не предлагают дружбу.  Между тем любому человеку периодически нужен дружеский совет, в том числе профессиональный, а также поддержка и участие.

Есть несколько способов побороть одиночество такого рода. Выберите себе коллегу, которому можно доверять, и заведите дружбу  ним, только учтите, такого рода дружба хороша, только если вы не находитесь у друг друга в подчинении.

Еще вариант, найдите среду, в которой вы сможете общаться с коллегами из других похожих организаций, например, форумы, сообщества и т.п., и привлекайте консультантов к решениям проблем, когда чувствуете, что это необходимо.

Завышенные ожидания

Управление ожиданиями — одна из сложнейших задач. Постарайтесь не культивировать завышенных ожиданий, как в отношении себя, так и подчиненных. Работайте и заставляйте работать подчиненных оперативно, но не загоняйте ни себя, ни их, ставя нереальные сроки и цели. Работая в таком ритме, вы быстро угаснете, к тому же, вызовете недовольство подчиненных.

Дополнительные материалы

Комментарии (5)

  • Аватар

    Гончаренко Олег Юрьевич [helgo], 24 февраля 2012, 20:39

    1
    Спасибо! Материал полезный и написан интересно, поделимся этой публикацией в своем профиле Facebook.
    Хотелось бы добавить - что пора перестать праздновать пятницы вечер и ходить в спортзал. Наши сотрудники любят заниматься спортом постоянно посещают тренажёрку - админы заняли все чётные дни :-)
    У админов в первую очередь выгорание происходит из-за душевной пустоты... 
    Поэтому я за то, чтобы поменьше смотреть аниме, но больше читать серьёзную художественную литературу и слушать хорошую классическую музыку. 
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 25 февраля 2012, 13:55

    1
    Бюрократизация сработает при наличии топа, который ее поддержит. Но уж если заработала, то "заявки письменно" становятся нормой. Что до отпуска, обеда, семьи и хобби - это все одна группа - не надо делать из работы культа.
    Здоровье - отдельно, но смею уверить, наблюдая за продажниками в условиях медленно растущего рынка, понимаешь, что работа та еще. Особенно, когда сам попробовал.
  • Аватар

    Брагинский Матвей [MatveiBrag], 27 февраля 2012, 11:39

    0
    Да, в принципе, все верно сказано. Но вот по поводу "Говорить "нет" и требований  оформления заявки..Если профсообщество не будет в этом едино, ничего не выйдет.  Всегда найдется молодой, горячий и амбициозный, который согласится работать " свистку".  
  • Аватар

    Зайков Андрей Эмильевич [Андрей], 27 февраля 2012, 12:14

    1

    Профессионально компами занимаюсь с 1988г, с 96 года аутсортер.

    Всё правильно в статье. Могу добавить:

      Грамотная формализация со временем накрывается медным тазом (топы конторские напрягают личными вопросами -девайсами и сотрудники вслед за ними, типа не подписывают выполненные заявки пока их личные не решиш; бухгалтерия в отчётные периоды орёт и деньги тормозит - и всё - плотина прорвана).

      Сотрудники клиентов и их топы "растаскивают " специалистов по конторам своим и дружественным, а через некоторое время "гасят" ушедших по деньгам.....

      Клиенты убеждают взять в штат свою родню.... Так мы готовим "конкурентов" (Больше 20 специалистов приготовил.... в сфере осталось 3, а остальных кинули как и меня).

      Сотрудники мои..... ведуться на посулы клиентские, ревнуют к коллегам (проводил ротацию сотрудников в конторах + графики по посещению семинаров, конференций, клубных мероприятий и т.п. - короче не учатся и не общаються, а через 3 - 5 лет..... уже сильно отстали от сферы)

      Сотрудники.... устают от гонки вооружений (постоянная смена софта, железа.... необходимость постоянного повышения квалификации + обязательное самообразование). Уволил больше 70 человек (но предоставил возможность переквалифицыроваться, сейчас моя жена получает 2-е образование и будет бухгалтером, ещё =-1 специалист).

    ..... Ньюансов много. Можно долго продолжать.

     

    • Аватар

      [Vovanuch], 23 апреля 2012, 13:54

      1

      Андрей Эмильевич, думаю, что Ваш опыт многим был бы интересен.

      Может оформите его в более развёрутом виде в отдельных статьях?

Также рекомендуем