Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему микробизнесу стоит хорошо подумать прежде, чем включаться в «создание рабочих мест»

Почему микробизнесу стоит хорошо подумать прежде, чем включаться в «создание рабочих мест»

В России множество ООО и ИП в которых, за исключением учредителя нет других сотрудников. Если вы планируете перейти из этой категории в число компаний с сотрудниками, то поздравляю. Вероятно, дела идут неплохо, вам действительно требуется помощь, и вы решили «создавать рабочие места». Однако найм первого сотрудника требует некоторой подготовки.  Вот несколько вопросов, на которые стоит обратить внимание. Впрочем, многие вопросы актуальны и для второго, третьего и т.д. сотрудника.

Прежде чем нанимать сотрудника на полную ставку, хорошо подумайте, действительно ли он так необходим вашему бизнесу именно сейчас. Чем реальнее вы оцените все «за» и «против» на этом этапе, тем меньше головной боли и проблем ждет вас в будущем.

  • Что должен делать сотрудник? Список ключевых задач, которые должен выполнять новый сотрудник, а также определите ваши требования к опыту и навыкам сотрудника. Подобный список пригодиться неоднократно. Во первых на его основе вы сможете составить правильное объявление о вакансии. Во вторых вы сможете определить нагрузку, а значит и форму занятости нового сотрудника и оборудование, которое ему потребуется. В третьих такой список может стать основой для должностной инструкции.
  • Есть ли у вас необходимое помещение? Этот вопрос особо актуален, если вы ведете свой бизнес из дома. Подумайте, а сможете ли вы обеспечить необходимые  рабочие условия своему сотруднику.
  • Можете ли вы себе позволить нанять сотрудника? Затраты на постоянного сотрудника намного больше его оклада. Добавьте сюда налоги на ФОТ, больничные, декретные и просто отпуска (учтите их еще необходимо правильно оформить и отразить в отчетности), затраты на рабочее место и оборудование и т.д. И еще один вопрос, а вы уверены, что доход от нового сотрудника превысит все эти затраты.
  • Нужен ли вам работник на полную ставку или на полставки? В зависимости от потребностей вашего бизнеса, возможно, вам намного выгоднее нанять фрилансера, другого предпринимателя (аутстаффинг и аутсорсинг доступны, в том числе и малому бизнесу) или же взять сотрудника на неполный рабочий день (и желательно для работы по совместительству, что существенно уменьшит ваши задачи по документообороту).

2. Ознакомьтесь с государственным регулированием

Вы все еще хотите нанять сотрудника? Тогда рекомендую ознакомиться с требованиями трудового законодательства. Вот какие документы вам предстоит оформить:

  • Трудовые договоры
  • Штатное расписание (форма Т-3)
  • Табель учета рабочего времени (форма Т-13 или форма Т-12)
  • График отпусков (форма Т-7)
  • Личные карточки (форма Т-2)
  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Документ о защите персональных данных работников (положение)
  • Приказы:
    • О приеме работника (форма Т-1 или Т-1а)
    • О предоставлении отпуска (форма Т-6 или Т-6а)
    • О поощрении работника (форма Т-11 или Т-11а)
    • О командировке работника (форма Т-9 или Т-9а)
    • О переводе работника (форма Т-5 или Т-5а)
    • О прекращении трудового договора с работником (форма Т-8 или Т-8а)
  • Основания к приказам (докладные записки, заявления о приеме на работу, заявление о предоставление отпуска, заявление на увольнение, акты, объяснительные записки и пр.)
  • Журналы (книги) регистрации командировочных удостоверений, приказов, трудовых договоров.
  • Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним.
  • Трудовые книжки
  • ведомости, записки-расчеты и иные документы, касающиеся начисления и выплаты заработной платы, отпускных, компенсаций за неиспользованные отпусках, «расчетных» при увольнениях, утвержденная форма расчетного листка.

Кроме того, если нового сотрудника берет на работу ИП, то потребуется в течение 30 дней встать на учет в ФСС и ПФ как работодатель (ООО на учет встают при регистрации организации).

Впрочем, российское законодательство в некоторых случаях допускает заключение гражданско-правового договора. В этом случае вам понадобиться значительно меньше документов.

Общая рекомендация — не пытайтесь справиться с этим творением советской и российской бюрократии самостоятельно, найдите квалифицированного специалиста, проконсультируйтесь с ним и делегируйте ему работы по постановке кадрового учета. Теперь вы понимаете, почему в нашей стране так популярно предложение выйти на работу «без трудовой»? Дело не только в налогах с ФОТ, которые приводят к еще одной распространенной практике: выплата части зарплаты «в конвертах».

Есть виду бизнеса, где наемные сотрудники необходимы, например, ритейл. Но, если вы можете обойтись без «официальных» сотрудников (гражданско-правовые договора, сотрудничество с другими ИП, оформление сотрудника в качестве ИП и т.п.), подождите до тех пор, пока вам не понадобиться хотя бы 3-4 человека.

Дополнительные материалы

Комментарии (4)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 14 октября 2011, 14:59

    0
    Не знай, что значит "понадобятся 3-4 человека"? То есть уже затыкаемся и сразу берем отдел? Все-таки определенный риск есть всегда - и технарь и продавец и аналитик могут не окупиться сразу или никогда. Но реально все-таки небольшой фирме лучше брать за раз 1-2 человек. Лучше силами профессионального HR (как бы их не ругали) или по рекомендациям.
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 14 октября 2011, 15:23

      0
      Я к тому. что стоит сначала стоит создать отдел, убедиться, что он окупается и работает, а потом его официально трудоустраивать
      • Аватар

        Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 14 октября 2011, 15:42

        0

        Это логично. Я бы сказал проектируем отдел, считает расходы, доходы (розовые очки снять), потом вырабатываем требования и  условия, формируем штат, а затем набираем. Но я вот в продажах не очень силен, хотя знаю технику, эта работа мне в тягость и отдел продаж довольно криво получается.

  • Аватар

    Склемин Алексей [madman064], 17 октября 2011, 18:36

    0
    Искренне считаю что ГПД это выход если уж помощник в принцыпе нужен. Да еще самое главное сдельная оплата, что бы все в конторе знали что не только учредитель как потопает так и полопает а остальные 5 тыс будут получать за то что в носу ковыряются а все. И еще очень важно чтобы работники разделяли с работодателем принцыпы ценообразования. Т.е. если я искренне считаю что настройка 1С Конфигурации стоит 1000 руб то и наемник готов соглашаться что он готов работать за 600-700 руб чтоб остальное пошло на налоги за ФОТ, развитие (рекламу там и все такое) и чуть чуть прибыли или даже просто надежду на прибыли от других услуг компании (например заправка картриджа которая в договор обслуживания не входит)