Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Поиск пути среди тысяч «граблей» — управление людьми и разработками

Поиск пути среди тысяч «граблей» — управление людьми и разработками

26 ноября в Санкт-Петербурге прошла очередная конференция в области управления проектами «Software Project Management Conference» (или просто SPM Conf 2011). В этом году мероприятие отличалось тем, что под одной крышей встретились не только менеджеры проектов, но и кадровики, т.е. часть докладов была посвящена достаточно болезненной теме найма и мотивации высококвалифицированного персонала, находящейся на стыке интересов этих двух профессий.

Управление людьми и разработками — это поиск оптимального пути среди тысяч «граблей» и «подводных камней». Факторов, влияющих на принятие решений менеджера проектов настолько много, что даже для какой-то отдельной области, например, для ведения переговоров о параметрах проекта с клиентами, нельзя выработать никакого «универсального механизма» решения проблем. Поэтому в рамках задачи обмена опытом многие доклады участников конференции были посвящены не тому, как менеджеру проектов выполнять свои прямые обязанности, а тому, как поступать не следует. Антипаттерны поведения в данном случае оказываются намного полезнее всевозможных «универсальных советов». Свое видение ситуации в лицах и красках описывали ведущие специалисты в области проджект-менеджмента, бизнес-консультанты в области проджект менеджмента и идеологи новых методологий управления. Что не надо говорить заказчику при срыве сроков? Какие идеи не стоит притворять в жизнь при управлении проектами? Как не стоит мотивировать персонал? И что нельзя писать в объявлении о поиске специалиста, если нет желания захлебнуться в потоке бессмысленных резюме «ни о чем»?

Через большинство докладов конференции прошли несколько глобальных проблем не только менеджмента проектов, но и всего ИТ-рынка (а от себя добавлю — что всех технологически областей, от ИТ до практического применения фундаментальной науки). В первую очередь, это подготовка ВУЗами квалифицированных кадров. То, чему учат будущих программистов, тестеров, менеджеров проекта и других сотрудников в Университетах и Институтах сегодня, оторвано от реального состояния отрасли на десятки лет. Чтобы не было этого отрыва, в ВУЗы должны идти высококвалифицированные сотрудники из бизнеса, коим за это хорошо бы предложить адекватные деньги. Пока же зарплата преподавателя превращает передачу опыта в меценатство. Многие компании открывают свои кафедры в ведущих ВУЗах, готовя отдельных студентов «под себя». Но проблему необходимо решать комплексно. Крупный ИТ-бизнес уже пришел к мысли о том, что надо развивать образовательные проекты и хотя бы частично финансировать их из своего бюджета. Понятно, что не все выпускники потом придут к ним работать, да и не все будут отвечать выявленным критериям для данной должности. Но дополнительное образование позволит хотя бы создать массу, из которой в будущем можно будет выбирать «идеальных сотрудников». Сейчас же эта «масса» по факту отсутствует и приходится искать брильянты среди совершенно не подходящих кадров. Кстати, аналитика, прозвучавшая в докладе по результатам ежегодного исследования индустрии разработки ПО от ассоциации «Руссофт» (читал доклад Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт»), говорит, что из крупных российских городов, известных своими командами разработчиков, кадровый дефицит сильнее всего ощущается в Санкт-Петербурге.

Но мало найти хорошего сотрудника. Его необходимо постоянно мотивировать на работу и саморазвитие. Многие специалисты в своих докладах призывали ни в коем случае не применять «стандартные» для крупного не технологического бизнеса способы мотивации сотрудников (программистов, тестеров и т.п.) «кнутами и пряниками», не пытаться устраивать проектные соревнования между группами. Многие методы, которые в отдельных случаях хорошо показали себя, например, для дворников, совершенно не работают, когда человек должен производить интеллектуальный продукт. Также, в силу личностных особенностей большинства ИТ-специалистов, не работает идея, что каждый сотрудник должен быть «многостаночником», что ведет к жесткому ограничению на количество поддерживаемых проектов.

Помимо глобальных проблем «ИТ-мироздания» обсуждались более частные и приземленные вопросы взаимодействия менеджеров проектов с коллегами из других областей — руководством от бизнеса и «продажниками», и, конечно же, клиентами во время обсуждения сроков, стоимости и прочих параметров задач. Клиенту всегда надо быстро, дешево и качественно, бизнес, зачастую, не со зла, от желания получить заказ (или по каким-то другим причинам) под влиянием заказчика ставит нереализуемые условия. Часто эта ситуация выливается в конфликт между заказчиком, представителями бизнеса и менеджерами проектов, поскольку каждый считает себя правым и занимается не исправлением проблемы, а попытками доказать, что он «ни при чем». Доклады участников конференции идентифицировали проблемы подобных взаимоотношений одну за одной и напоминали о возможностях их решения «по-человечески». Отдельное внимание было уделено роли клиентов как в работе проектной команды, так и в постановке задачи.

Мне кажется, что мероприятие получилось достаточно продуктивным. Хотя докладчики и шутили, что аншлаг на некоторых докладах был вызван тем, что проходили они в единственной теплой аудитории, темы поднимались действительно интересные.

Дополнительные материалы

Комментарии (0)