Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему трудно поддерживать стартапы на государственном уровне

Почему трудно поддерживать стартапы на государственном уровне

Как ни прискорбно, но государственное финансирование и регулирование стартапов находится на очень низком уровне почти во всех странах мира. Политика поддержания стартапов в общем — это мыльный пузырь, от которого нет реального толку. Вы поймете, о чем мы говорим, после того, как ознакомитесь с 6-ю видами стартапов и их особенностями.

Бизнес как стиль жизни: когда хобби равно работе. Люди, которые зарабатывают своим любимым делом. Они организуют обучающие курсы,  открывают магазины со специализированными товарами, оборудованием и экипировкой, находят коммерческое применение своим увлечением. Программисты и вебдизайнеры начинающие собственный бизнес часто относятся именно к этой категории. Их главная цель: зарабатывать своим хобби на жизнь плюс, на него же. Этот тип стартапа, что называется только для себя и никого больше. Государство подобные проекты поддерживает крайне редко.

Малый бизнес: бизнес, чтобы прокормить семью. На рынке труда США предприятия малого бизнеса составляют 99% всех компаний, к тому же, в них приходится около 50% всех трудящихся в США, занятых в негосударственных компаниях. Аналогичная картина в ЕС. В России с 1995 года доля малых предприятий уменьшилась с 60 до 30%. За 20 лет задача «прокормить семью» занимаясь собственным бизнесом существенно усложнилась.

Предприниматели, относящиеся к этой категории, это люди, чьим основным капиталом являются личные сбережения, кредиты для малого бизнеса и то, что они могут занять у своих родственников. Их главной целью является прокормить семью, поэтому это не тот тип бизнеса, который растет, развивается и идет в ногу со временем, как впрочем, и предыдущий в нашем списке. Предприниматели, владеющие таким бизнесом, не становятся миллиардерами, однако, они обеспечивают огромное количество рабочих мест. К такому типу малого бизнеса относятся различные магазины, консалтинговые и сервисные компании.

Программы поддержки малого предпринимательства государство анонсирует регулярно. Однако практический эффект от них небольшой. После того, как в 2008-2009 году государство анонсировало субсидии на открытие собственного бизнеса, количество предприятий малого бизнеса действительно выросло. Однако, количество занятых в малом бизнесе при этом снизилось.

Масштабные стартапы: рожденные приносить миллиарды. Наиболее яркие примеры это Google, Facebook, Twitter, Skype и т.д. Стартапы таких компании нацелены на изменение мира через инновации и привлечение миллиардных инвестиций. Такие рискованные стартапы требуют больших вложений, и вкладываются в них в основном такие же «сумасшедшие» и отчаянные инвесторы, как и сами создатели новых технологий. Они сотрудничают только с лучшими и ярчайшими представителями и ищут только реально крупномасштабные модели бизнеса. Как правило, зарождаются такие стартапы в мировых инновационных центрах типа Силиконовой Долины и Шанхая. Можно регулярно видеть крах ряда неудачных стартапов такого рода. Причина многих провалов в том, что инвесторы рассчитывали на стандартные бизнес модели, не учитывая особенностей и масштабов таких проектов.

Государство просто не способно создавать настолько инновационные компании. Когда государство пытается создать такую компанию получается Роснано и другие монстры.

Продаваемые стартапы: создай и продай подороже. За последние 5 лет очень популярными стали стартапы, включающие в себя создание различных веб и мобильных приложений, которые потом продаются крупным компаниям. Эти стартапы очень привлекательны относительно низкой стоимостью разработки и быстрым выходом на рынок. Целью таких стартапов является не создание многомиллиардного бизнеса, а продажа своего стартапа крупной компании. Выручка основателей и инвесторов такого проекта может составить от 5 до 50 миллионов долларов. Однако, до этапа продажи доживают не все компании.

Это один их самых привлекательных видов стартапов для господдержки в программах технопарков — на старте у компании есть привлекательный бизнес план, а вот то, что результат не будет достигнут — приемлемый риск инвестиционного бизнеса.

Стартапы крупных компаний: внедряй инноваций или уходи с рынка. Жизненный цикл крупных компаний довольно короток. Большие компаний, которые могут долго держаться на плаву это те, компании которые постоянно внедряют инновации и создают вариаций своих основных товаров, отталкиваясь от изменения вкусов потребителей, изменений ситуации на рынке и т.п. Как ни странно, но именно крупным компаниям труднее всего самим создавать и внедрять инновации, поэтому они часто прибегают к приобретению стартапов более мелких компаний (см. предыдущий пункт).

В государственных компаниях все еще хуже. Впрочем иногда госкорпорации тоже приобретают перспективные стартапы, однако культура стартапов разительно отличается от культуры госкорпораций, поэтому результат подобного партнерства не очень хорош.

Социальные стартапы: созданы, чтобы улучшить мир. Социальные предприниматели не менее амбициозны, чем другие основатели компаний. Тем не менее, их цели радикально отличаются от привычных целей бизнеса: вместо стремления зарабатывать миллиарды, они стремятся сделать мир лучше. Обычно к этому типу стартапов относятся некоммерческие или «гибридные» организации. Государственные фонды охотно поддерживают проекты, отвечающие требованиям текущего момента. Иногда мир становится лучше, но в очень небольшом объеме.

Реально из программ господдержки инноваций работают только меры направленные на развитие малого бизнеса вообще. Преференции по налогам и социальным платежам, упрощение отчетности, снижение количества проверяющих органов, меры направленные на защиту конкуренции и т.д. Однако, именно к таким формам поддержки государство прибегает реже всего.

Дополнительные материалы

Комментарии (4)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 14 сентября 2011, 15:58

    0
    Ну из господдержки есть еще непонятные "бизнес-инкубаторы". А вот льгот по тем же налогам большинство не видит. Разве где-то в Ливии и то в спокойные времена.
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 14 сентября 2011, 20:12

      1
      Не знаю, что там было в Ливии, но США и ЕС весьма серьезно относятся к поддержке своего малого бизнеса.
      Например в США:
      - закон о госзакупках - минимум 50% продукции должны быть произведены в стране.
      - антидемпинговые меры - заградительные пошлины на иностранные товары. И плевать им, что они в ВТО.
      - госзаказ для малого бизнеса (обязательное привлечение) - в 2005 году составил более 60 млрд. $
      - SBA - администрация малого бизнеса - подотчетна непосредственно президенту. Является крупнейшим финансовым брокером страны. За год выдает более 10 млрд. льготных кредитов + гарантии еще на 20 млрд.
      - Снижение налога на прибыль за счет вложение в R&D. США тут не лучший пример т.к. в некотрых странах налоговые льготы составляют до 200% от R&D.
      и т.д.
  • Аватар

    Зайков Андрей Эмильевич [Андрей], 02 апреля 2012, 12:41

    1

    Инкубаторы - для детей.... для остальных - смерть (как только объявят помощ малому бизнесу - караул) Из друзей, накрылось больше 50 предприятий, ООО и ИП, и ещё собираются закрываться.. Система госзаупок и котировок - необоснованный съём крупных денежных средств с производителей услуг. Выигрывающие конторы - или сутяги, или кидают своих работников по зарплатам и набирают новых работяг. За эту мелочь работать - перед детьми стыдно.

    Простите за резкость, но наболело.