Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Как подготовиться к выходу из бизнеса

Как подготовиться к выходу из бизнеса

В жизни складываются разные ситуации: основатели продают стартапы, чтобы начать новый проект, успешные бизнесмены покидают свои компании, чтобы выйти на работу в международной корпорации или стать лондонским безработным. Не будем упоминать про покупку Skype компанией Microsoft, посмотрим на сообщество: Владимиру Севруку предлагают продать бизнес, а кто-то ищет для покупки сервисную компанию на Украине.

Свои компании, как дети — ваш уход не означает, что их дальнейшая судьба вам безразлична. Что же делать для того, чтобы выход основателя компании из бизнеса открыл бы новые возможности для всех участников.

При продаже компаний их средняя стоимость составляет 1.5  годовой операционной прибыли (EBIT). Впрочем, подобная оценка компании, скорее всего, позволит выйти из бизнеса без каких бы то ни было подготовительных действий. Своевременная подготовка компании к продаже позволяет увеличить стоимость бизнеса в 3-8 раз.

Оценка компании потенциальным покупателем проходит через сито формального соответствия критериям: наличие стратегии развития, качество менеджмента,  потенциал рынка, и т.д. — чем больше галочек поставит инвестор, тем лучше. Пренебрегать всем этим не стоит, так же, как и забывать о том, что в итоге многие подобные оценки оказываются в корзине субъективные предпочтения покупателей.

Основное на что стоит обратить внимание при подготовке к выходу их бизнеса ниже.

Человеческий фактор

Бизнес многих ИТ-компаний завязан на фигуры их владельцев. Если из такой компании уйдут ее основатели, то вместе с ними упадут продажи, исчезнет большая часть ее технологического потенциала и инновационных идей. Неудивительно, что инвесторы в первую очередь компании с нормально организованной управленческой структурой в которой ключевые роли могут быть отелены от конкретных людей.

Если основатель компании планирует выйти из бизнеса, то за 12 —18 месяцев до этого необходимо поставить во главе компании наемного генерального директора. Этого времени хватит на то, чтобы сделать компанию автономной и передать дела без ущерба для бизнеса.

Систематизация и документация

Ноу-хау многих стартапов хранится исключительно в головах ключевых разработчиков. Межу основателями компании часто нет формального распределения ролей — каждый занимается чем может. Однако, по мере роста компании необходимо выделить и прописать функции и зоны ответственности, а также документировать и запатентовать технологии.

Потенциальному инвестору необходимо понимать, что он приобретает, и как этот бизнес будет функционировать, если удалить из него носителей «сакрального» знания.

Стратегическая ценность бизнеса

Выявить стратегическую ценность бизнеса очень просто. Для этого  нужно ответить на вопрос: «Кто может сделать больше денег в этом бизнесе, чем вы?». Это может быть , как компания, которая сможет продавать больше услуг вашим клиентам, так и компания, которая сможет взять ваши продукты и услуги и расширить клиентскую базу.

 Понимание перспектив развития бизнеса компании позволит получить больше денег при выходе.

 Постоянный денежный поток и стабильные доходы

Доходы в малом бизнесе часто распределены неравномерно: то пусто, то густо. Подобная компания не очень интересна инвесторам. Стабилизация денежного потока, расширение клиентской базы, новые услуги и перераспределение платежей от клиентов в течении месяца позволит сгладить доходы.

Конкурентные предложения

Худшие условия для продажи бизнеса — когда у вас всего оно предложение. И все таки посмотрим на Skype. Разница в цене компании от первых слухов о возможной сделке до итоговой цифры выросла в 4 раза. Среди потенциальных покупателей засветились Google и Facebook.

Поиск потенциальных покупателей следует начинать не менее чем за полгода до планируемого выхода из бизнеса. Прежде, чем подписывать какие либо декларации о намерениях необходимо провести не менее шести презентаций для разных покупателей компании.

Подумайте о том, кто мог бы выиграть от поглощения вашей компании — предложите покупку им.

Выход из бизнеса — сложный период и для основателя и для компании. И все же его можно преодолеть к взаимной пользе. Компания пойдет дальше к новым рубежам бизнеса, а стартапер к новым проектам и следующей продаже.

По материалам startupsmart.com.au

Дополнительные материалы

Комментарии (1)

  • Аватар

    [gategore], 02 декабря 2019, 11:25

    0
    "Бизнес многих ИТ-компаний завязан на фигуры их владельцев. Если из такой компании уйдут ее основатели, то вместе с ними упадут продажи, исчезнет большая часть ее технологического потенциала и инновационных идей. Неудивительно, что инвесторы в первую очередь компании с нормально организованной управленческой структурой в которой ключевые роли могут быть отелены от конкретных людей." Free text twist 2 online.