Как обеспечить позитивный денежный поток?

Основа успешного бизнеса — позитивный денежный поток. Контроль за тем, как компания получает и тратит деньги позволяет собственникам определять перспективные направления для развития бизнеса. Рост и развитие компании требует непрерывного поступления денежных средств. Чтобы сохранить работоспособность компании приходится планировать бюджет по крайней мере на несколько месяцев вперед и тщательно контролировать расход средств. Как же обеспечить позитивный денежный поток?
-
Планируйте бюджет и стройте систему управленческого учета. Бюджетирование и контроль исполнения бюджета позволит компании оставаться в безопасных рамках не тратя больше, чем компания может себе позволить. Не стоит полагаться только на бухгалтера — бухгалтерский учет рассчитан только на создание официальной отчетности, которая не отражает многие стороны деятельности компании — дебиторская задолженность, планируемые поступления, доходность по клиентам и проектам и т.д.
-
Получайте предоплату и не забывайте выставлять счета. Там, где это возможно получайте оплату (полностью или частично) до начала работ. В том числе подобный подход актуален при абонентской форме работы. В любом случае вы можете тратить только те деньги, которые реально есть на вашем счете. Не забывайте своевременно выставлять счета клиентам, очень огорчает дебиторская задолженность, образовавшаяся из-за того, что клиенту забыли выставить счет на оплату.
-
Получите кредитную линию в банке. Чем быстрее растет компания, тем больше денег нужно привлечь для обеспечения этого роста. Рассчитывая только на собственные средства компания сможет позволить себе в лучшем случае очень медленное развитие. Налаженные отношения с банками позволят компании браться за перспективные проекты, требующие значительных финансовых ресурсов.
- Планируете график расходов. Распределяйте внешние платежи компании таким образом, чтобы максимизировать количество средств на счете. Если в вашем графике платежей все расходы и поступления назначены на последние пару дней месяца, риск просрочки критичных платежей существенно возрастает.
И о «доширакерах»
«Доширакеры» получаются их компаний, руководство которых живет сегодняшнем днем и не способно контролировать свой бюджет, по крайней мере на 1-2 месяца вперед. Стратегия продаж много и дешево может дать приток денежных средств в коротком периоде. Однако дальнейшие поступления от клиентов у такой компании с трудом покрывают операционные расходы, которые у такой компании и так находятся на минимальном уровне. Результат — мы уже много раз обсуждали.
Дополнителные материалы
Комментарии (11)
КомментироватьЛеков Александр [itsLek], 07 апреля 2011, 19:21
Бычков Валерий [vbychkov], 08 апреля 2011, 08:12
Гришин Алексей [AlexGree], 08 апреля 2011, 09:26
Дождиков Антон Васильевич [Антонио], 11 апреля 2011, 13:58
Поддерживаю, Александра!
Раньше сами планировали взять кредит для стартапа. Планировалось реализация многих действительно интересных идей. Сейчас двигаемся хоть и не очень быстро, но уверено - вперёд. Кредиты - это долги, а долги к хорошему вряд ли могут привести. По крайней мере на начальном это точно!
Котельников Илья [iluha], 08 апреля 2011, 14:41
Солопов Павел [PaSol], 11 апреля 2011, 15:13
И с крупными заказчиками так очень часто бывает.
Заплатят конечно когда-то, но когда?
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 11 апреля 2011, 15:23
Павел, вы так пишете, как будто приход можно планировать где-то :). У меня ощущение складывается, что план продаж выполняется не потому-что мы правильно его спланировали, а потому что ставится какая-то цель и в случае, если рынок хорош, то цель достигается и продавцы расслабляются.
Вообще хоть-что то планироват мы можем только по технической поддержке, которая далеко не основной источник оборота. Планировать проекты с прихода -- это как гадание на кофейной гуще.
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 11 апреля 2011, 15:24
Солопов Павел [PaSol], 11 апреля 2011, 15:38
Там где вы можеет с большой вероятностью прогнозировать. что заказчик заплатит вам за выполненную работу (поставленную продукцию) планировать можно.
Про расслабленных продавцов не понял, что-то.
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 11 апреля 2011, 16:01
Про расслабленный продавцов. Есть N продавцов. Каждом ставиться план M млнов. Вот он начинает продавать, в начале года расслаблено, к концу года активнее. Есть статистика по приходам (не совру, если скажу, что 0,2-0,2-0,15-0,45 по кварталам). Она вроде как из года в год соответствует действительности. Если в первый квартал продавец выполнил 0,2M, то вроде как все по плану у него и он лишний раз не перенапрягается (в качестве ремарки -- далеко не все люди мотивируются сверхпрбылями). И вот если он выполнив 0,2 не перенапрягся, то больше чем 1 он не выполнит. Получается вопрос: продавец выполнил план, потому что рынок и возможности позволяют сделать M, или потому что ему M поставили. Другими словами: непонятно, это реально планирование, или постановка ориентира.
Котельников Илья [iluha], 11 апреля 2011, 15:46
Но тут не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Вначале пути обычно смотришь и думаешь - как же построить какой-то более-менее реалистичный платежный календарь или спланировать бюджет, если приходы вообще бесконтрольны... Но начинаешь разбираться с периодическими поступлениями - может мне повезло, но у тех организаций, с которыми мы делали бюджетирование, были периодические платежи. Пункт номер рас - настраиваем авто-напоминалку на почту ответственному за неделю, за 3 дня, за день до планового поступления и ставим в каждодневную напоминалку по просрчке все ежемесячным и ежеквартальные поступления. Суммы в регулярных поступлениях (особенно в малом бизнесе) не большие в процентах от общего оборота, но на таких поступлениях быстро оттачивается навык по работе с платежами и усваивается первое правило: чтобы получить платеж вовремя - напомни о нем 3 раза (даже самому лучшему клиенту). Некоторые вот стесняются напоминать:)
Пункт номер два - определяем для себя какие-то правила по нерегулярным платежам (в принципе, любые - на начальном этапе, лишь бы были). Все жалуются на то, что со входящими платежами никогда ничего не спланировать, когда придут - тогда и получишь. Но вы хотя бы договоритесь с клиентами о сроках оплаты и запишите их себе. А после этого вспоминайте каждый день про пункт номер один - напоминайте вашим клиентам про то, когда они должны заплатить.
Платежный календарь начинается с собственной дисциплины руководителя.