Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Как обеспечить позитивный денежный поток?

Как обеспечить позитивный денежный поток?

Основа успешного бизнеса — позитивный денежный поток. Контроль за тем, как компания получает и тратит деньги позволяет собственникам  определять перспективные направления для развития бизнеса. Рост и развитие компании требует непрерывного поступления денежных средств. Чтобы сохранить работоспособность компании приходится планировать бюджет по крайней мере на несколько месяцев вперед и тщательно контролировать расход средств. Как же обеспечить позитивный денежный поток?

  • Планируйте бюджет и стройте систему управленческого учета. Бюджетирование и контроль исполнения бюджета позволит компании  оставаться в безопасных рамках не тратя больше, чем компания может себе позволить. Не стоит полагаться только на бухгалтера — бухгалтерский учет рассчитан только на создание официальной отчетности, которая не отражает многие стороны деятельности компании — дебиторская задолженность, планируемые поступления, доходность по клиентам и проектам и т.д.
     
  • Получайте предоплату и не забывайте выставлять счета. Там, где это возможно получайте оплату (полностью или частично) до начала работ. В том числе подобный подход актуален  при абонентской форме работы. В любом случае вы можете тратить только те деньги, которые реально есть на вашем счете. Не забывайте своевременно выставлять счета клиентам, очень огорчает дебиторская задолженность, образовавшаяся из-за того, что клиенту забыли выставить счет на оплату.
     
  • Получите кредитную линию в банке. Чем быстрее растет компания, тем больше денег нужно привлечь для обеспечения этого роста. Рассчитывая только на собственные средства компания  сможет позволить себе в лучшем случае очень медленное развитие. Налаженные отношения с банками позволят компании браться за перспективные проекты, требующие значительных финансовых ресурсов.
     
  • Планируете график расходов. Распределяйте внешние платежи компании таким образом, чтобы максимизировать количество средств на счете. Если в вашем графике платежей все расходы и поступления назначены на последние пару дней месяца, риск просрочки критичных платежей существенно возрастает.

И о «доширакерах»

 «Доширакеры» получаются их компаний, руководство которых живет сегодняшнем днем и не способно контролировать свой бюджет, по крайней мере на 1-2 месяца вперед. Стратегия продаж много и дешево может дать приток денежных средств в коротком периоде. Однако дальнейшие поступления от клиентов у такой компании с трудом покрывают операционные расходы, которые у такой компании и так находятся на минимальном уровне. Результат — мы уже много раз обсуждали.

Дополнителные материалы

Комментарии (11)

  • Аватар

    Леков Александр [itsLek], 07 апреля 2011, 19:21

    0
    Согласен во всём кроме Банков: 
    Деньги для бизнеса, это как бензин для автомобиля. Кредит в банке это как закись азота, большая сумма может дать хорошее ускорение, а может разорвать на части, если авто не готово к такому рывку. Да и после рывка скорость нужно ещё суметь удержать на достигнутом уровне! 
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 08 апреля 2011, 08:12

      0
      Проблема с кредитными деньгами в том, то их часто путают со своими. Отсюда и результат - на момент получения кредита денег больше, чем компания в состоянии переварить. К моменту возврата - отдат можно разв что с помощью другоо кредита. А банки имеют тенденцию давать деньги не тогда, когда они нужны.
    • Аватар

      Гришин Алексей [AlexGree], 08 апреля 2011, 09:26

      0
      Если не рвануть вовремя, можно так на старте и остаться. И любоваться спинами. Мне кажется аспект вопроса не в том, что "брать-не брать", каждый сам этот вопрос для себя решает, а в том, что всегда должно быть место (банк, олигарх, свой карман) где можно быстро подзанять денег именно на "неожиданное развитие". Мы например за 11 лет кредит брали всего два раза. Но то, что мы не путали деньги банка с собственными, как говорит Валерий, и создали таким образом положительную кредитную историю, позволяет мне с высокой степенью уверенности говорить, что если срочно потребуется найти средства - мне их дадут по первому зову и даже на привлекательных условиях.
    • Аватар

      Дождиков Антон Васильевич [Антонио], 11 апреля 2011, 13:58

      0

      Поддерживаю, Александра!

      Раньше сами планировали взять кредит для стартапа. Планировалось реализация многих действительно интересных идей. Сейчас двигаемся хоть и не очень быстро, но уверено - вперёд. Кредиты - это долги,  а долги к хорошему вряд ли могут привести. По крайней мере на начальном это точно!

  • Аватар

    Котельников Илья [iluha], 08 апреля 2011, 14:41

    1
    > Планируете график расходов. Распределяйте внешние платежи компании таким образом, чтобы максимизировать количество средств на счете. Если в вашем графике платежей все расходы и поступления назначены на последние пару дней месяца, риск просрочки критичных платежей существенно возрастает.

    Так просто написать, но так сложно бывает сделать. Те, кто хоть раз занимался бюджетированием - понимают, что управление денежным потоком не сводится к простому распределению платежей по месяцу... Я думаю начинать стоит не с этого. Если вы всерьез решили заниматься денежным потоком, то подходить к этому процессу стоит с головы, а именно: почему вы задумались об этом - потому что деньги как бы вроде есть, но конкретно сейчас (вдруг) они куда-то делись и вы вынуждены напрягаться или напрягать кого-то или отказывать себе в чем-то. Самая частая причина - кассовый разрыв. Кассовые разрывы возникают потому что люди не связывают 70% своих трат по моменту возникновения с поступлениями. Т.е. максимальные траты мы, конечно, планируем во времени, чтобы денег хватило, а вся мелочевка проходит бесконтрольно, казалось бы, какая разница - съездить и закупиться мелочевкой для офиса в начале недели или в конце? Какая разница, когда оплатить коммунальный платеж - сейчас или на следующей неделе, ведь все-равно платить. А в итоге 70%(!!!) наших денег, как я уже сказал, расходуются бесконтрольно - без привязки к поступлениям - это приводит к кассовым разрывам. Получается, что не задумываясь о ПРИВЯЗКЕ расходов к доходам ПО ВРЕМЕНИ, мы попадаем в маленькие и досадные "провалы", которые выбивают из колеи как морально ("черт, куда делись все деньги? где их взять?!"), так и физически ("устал - 2 часа в банке кредит оформлял"). И смысл тут не в растягивании по времени доходов или расходов, а в планировании - привязке одного к другому. Простая, кажется, вещь, но как мало руководителей ее понимает - это просто удивительно!
    • Аватар

      Солопов Павел [PaSol], 11 апреля 2011, 15:13

      0
      А ещё хорошо планировать приход, когда его можно планировать. У нас вод один весьма крупный заказчик уже 2 года не может за проект заплатить. То ему холдинг бюджет не дал, то дал, но не на ту статью, то им просто не до нашей мелочёвки, когда на кону "жизнь человечества" и т.д.
      И с крупными заказчиками так очень часто бывает.
      Заплатят конечно когда-то, но когда?
      • Аватар

        Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 11 апреля 2011, 15:23

        0
        >> А ещё хорошо планировать приход, когда его можно планировать.

        Павел, вы так пишете, как будто приход можно планировать где-то :). У меня ощущение складывается, что план продаж выполняется не потому-что мы правильно его спланировали, а потому что ставится какая-то цель и в случае, если рынок хорош, то цель достигается и продавцы расслабляются.

        Вообще хоть-что то планироват мы можем только по технической поддержке, которая далеко не основной источник оборота. Планировать проекты с прихода -- это как гадание на кофейной гуще.
        • Аватар

          Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 11 апреля 2011, 15:24

          0
          последнее предложение должно звучать как "планировать приходы с проектов", конечно же.
        • Аватар

          Солопов Павел [PaSol], 11 апреля 2011, 15:38

          0

          Там где вы можеет с большой вероятностью прогнозировать. что заказчик заплатит вам за выполненную работу (поставленную продукцию) планировать можно.
          Про расслабленных продавцов не понял, что-то.

          • Аватар

            Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 11 апреля 2011, 16:01

            0
            Там, где договоры заключены, планировать, само-собой, можно. Речь идет о планировании новых продаж (даже со старыми клиентами). С этим сложнее.

            Про расслабленный продавцов. Есть N продавцов. Каждом ставиться план M млнов. Вот он начинает продавать, в начале года расслаблено, к концу года активнее. Есть статистика по приходам (не совру, если скажу, что 0,2-0,2-0,15-0,45 по кварталам). Она вроде как из года в год соответствует действительности. Если в первый квартал продавец выполнил 0,2M, то вроде как все по плану у него и он лишний раз не перенапрягается (в качестве ремарки -- далеко не все люди мотивируются сверхпрбылями). И вот если он выполнив 0,2 не перенапрягся, то больше чем 1 он не выполнит. Получается вопрос: продавец выполнил план, потому что рынок и возможности позволяют сделать M, или потому что ему M поставили. Другими словами: непонятно, это реально планирование, или постановка ориентира.
      • Аватар

        Котельников Илья [iluha], 11 апреля 2011, 15:46

        0
        Да, планирование приходов - это действительно большая проблема при внедрении бюджетирования.
        Но тут не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Вначале пути обычно смотришь и думаешь - как же построить какой-то более-менее реалистичный платежный календарь или спланировать бюджет, если приходы вообще бесконтрольны... Но начинаешь разбираться с периодическими поступлениями - может мне повезло, но у тех организаций, с которыми мы делали бюджетирование, были периодические платежи. Пункт номер рас - настраиваем авто-напоминалку на почту ответственному за неделю, за 3 дня, за день до планового поступления и ставим в каждодневную напоминалку  по просрчке все ежемесячным и ежеквартальные поступления. Суммы в регулярных поступлениях (особенно в малом бизнесе) не большие в процентах от общего оборота, но на таких поступлениях быстро оттачивается навык по работе с платежами и усваивается первое правило: чтобы получить платеж вовремя - напомни о нем 3 раза (даже самому лучшему клиенту). Некоторые вот стесняются напоминать:)
        Пункт номер два - определяем для себя какие-то правила по нерегулярным платежам (в принципе, любые - на начальном этапе, лишь бы были). Все жалуются на то, что со входящими платежами никогда ничего не спланировать, когда придут - тогда и получишь. Но вы хотя бы договоритесь с клиентами о сроках оплаты и запишите их себе. А после этого вспоминайте каждый день про пункт номер один - напоминайте вашим клиентам про то, когда они должны заплатить.
        Платежный календарь начинается с собственной дисциплины руководителя.