Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Минэкономразвития «поддержит» малый бизнес: кто сможет найти что-то полезное?

Минэкономразвития «поддержит» малый бизнес: кто сможет найти что-то полезное?

Новый министр экономического развития Алексей Улюкаев вернулся к риторике о необходимости поддерживать малый бизнес. Поскольку это была одна из любимых тем президента Медведева, мы уже больше года о подобных планах правительства ничего не слышали. Минэкономразвития предлагает четыре блока мер и 24 пункта. Посмотрим, кому и чем Минэкономразвития хочет помочь, и что же в Минэкономразвития называют малым бизнесом.  

Курсивом цитаты из вот этой статьи на сайте Вести 

1. Повышение доступности кредитования. Звучит многообещающе

Что могло бы быть: Снижение процентной ставки по кредитам до конкурентного с европейским и американским уровня. Возможность влиять на процентную ставку банков у правительства есть. Подобная мера действительно поддержала бы многих предпринимателей.

Что в реальности предлагается: введение секьюритизации финансовых активов по стандартным пакетам однородных ссуд. Т.е. фактически Банк России будет страховать риски банков по кредитам выданным «малому бизнесу». Условия выдачи кредитов и требования к заемщикам при этом не меняются. У «своей» компании однодневки шансов получить кредит по-прежнему больше, чем у предпринимателя с улицы. Тем более, что однодневке не важны условия кредитования — возвращать то все равно никто не будет — Банк России риски покроет. На гарантии по банковским кредитам планируется пустить средства Фонда национального благосостояния. В 2008 году деньги, направляемые в банки для поддержки бизнеса, до предприятий (особенно малых и средних) не доходили.

Кто выигрывает: крупные государственные банки.

1б. Продление льгот по страховым взносам для малых предприятий на 2014-2017 годы. Хотя бы какое-то обещание того, что повышать страховые выплаты в этот период не будут. Мера недостаточная, но потенциально хорошая. Впрочем, стоимость подобных обещаний не высока, льготными ставками и сейчас могут пользоваться далеко не всем предприятия. В Минфине уже заявили, что вопрос о льготах пока не согласован. С одной стороны, как раз непомерный размер страховых взносов обсуждается чаще всего. С другой стороны, до недавнего времени значительную часть малого бизнеса составляли ИП, для которых актуальны совсем другие льготы по налогам. Учитывая, что проблемы ИП вообще не затрагиваются, надо полгать, что Минэкономразвития списали их полностью.

2. Повышение инвестиционной активности. Активное использование государственно-частного партнерства, обеспечение ресурсной поддержки при помощи Фонда Национального Благосостояния и пенсионных накоплений, находящихся под управлением государственной управляющей компании, на реализацию инфраструктурных проектов на возвратной основе.

Две самые интересные фразы я дополнительно выделил жирным шрифтом. У инфраструктурных проектов нет возврата в виде прибыли и самоокупаемости. Если построить платную дорогу (автомобильную, железную и т.п.), которая по бизнес-плану окупится через 10 лет, то тарифы за ее использование будут такие, что пользоваться ей смогут только чиновники и некоторых госкомпании. Коммерческие проекты просто не предполагают срок окупаемости в 50 лет и более. Именно поэтому в инфраструктуры должно вкладываться государство, и именно поэтому в подобные проекты нельзя вкладывать пенсионные деньги. Назначение инфраструктурных проектов в другом — вокруг них и благодаря им происходит интенсификация бизнеса. Для государства возврат вложений в инфраструктурный проект обозначает не прибыль от самого проекта, а налоги собранные с охваченной проектом территории, рост ВВП, благосостояния граждан и т.п.

Отдельный вопрос о способности государства в сегодняшнем состоянии реализовывать масштабные проекты. Опыт саммита АТЭС и сочинских строек показывает, что прежде чем браться за новые масштабные проекты в стране стоит хотя бы чуть-чуть уменьшить нормы воровства на подобных проектах. А то у нас километр дороги, что в Сочи, что в Москве стоит дороже, чем километр адронного коллайдера в Швейцарии. Какая уж тут эффективность расходования средств и окупаемость. Но это еще полбеды, реальное вовлечение в такие проекты российского бизнеса и российской продукции минимально, а значит, главной своей задачи по интенсификации бизнес-среды мегапроекты не выполняют.

3. Дифференциация страховых взносов в Фонд страхования вкладов в зависимости от степени риска депозитной политики. Еще одна мера по поддержке госбанков, на этот раз в противовес коммерческим банкам. Банки, которые предлагают более высокий процент по вкладам платят больше. Госбанки, которые сидят на распределении государственных денег в виде кредитов платят мало. При чем тут малый бизнес?

Также предлагается добиться прозрачности условий потребительского кредитования, сократить операционные издержки банков через изменение требований к офисам организаций и обеспечению.

Офис банка снова можно будет открывать в любом киоске и сарае. Может быть, банки хотя бы будут ограничены в своих аппетитах по потребительским кредитам, а то благодаря разного рода страховкам, комиссиям и прочим трюкам в рекламе кредита один процент, а на практике совсем другой. А то банк озвучивает ставку по кредиту в 15-20% годовых, а, в реаальности получается 55-70%.  

4. Улучшение делового климата. Итоговый блок предполагает решение отдельных отраслевых проблем, связанных с реализацией обязательств РФ в рамках ВТО, разные дорожные карты и деофшоризацию российского бизнеса — сплошь бессмысленные слова. См. пункт 1. Банки уже принципиально отказываются кредитовать ряд отраслей (сельское хозяйство, например), как раз в связи с вступлением в ВТО. Что реально можно сделать для улучшения делового климата:

  • Ограниченный протекционизм — все страны делают это.
  • Импортозамещение и реиндустриализация — пока сделано все, чтобы промышленное производство в России было бы в принципе нерентабельно. Даже сборочные компании сокращают производства.
  • Максимальная локализация масштабных строек, проводимых за бюджетные деньги. Я понимаю, что Caterpillar — практически нарицательное для трактор. Однако в России есть десяток своих тракторных заводов и что-то их продукцию увидеть на стройке значительно сложнее.  
  • Ограничение произвола монополий, включая ограничение роста тарифов и возможные прибыли естественных монополий. Если чистая прибыль Мосэнерго примерно 9 миллиардов рублей, это значит, что каждый житель столицы переплатил за свет 700 рублей. Плата за подключение и прочие прелести для бизнеса — отдельная порочная практика требующая ликвидации.
  • Ну и собственно климат: ограничение коррупции, нормализация судебной системы, нормализация налоговой системы и т.д. и т.п.

Завершить хочу большой цитатой из Коммерсанта. Вот чего не хватает Олегу Дерипаске. Он конечно представляет не малый бизнес, но лично мне его предложения понятнее и ближе, чем то, что предлагает Минэкономразвития.

Ключевыми инструментами экономической политики должны стать переход от стимулирования естественных монополий к стимулированию промышленных предприятий и полный отказ от идеологии выравнивания цен на услуги естественных монополий для внутренних и внешних потребителей. Основа же новой политики должна состоять в том, чтобы услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий, были доступными, гибкими и высокого качества.

Необходимы следующие меры:

  • ограничить ежегодный рост тарифов естественных монополий в ближайшие три года на уровне 75% показателя инфляции предыдущего года;
  • отменить плату за подключение/присоединение инвесторов к объектам инфраструктуры;
  • использовать политику тарифообразования в качестве механизма государственного стимулирования промышленного роста (предоставление скидок, эффективное использование механизмов тарифного коридора);
  • в течение трех лет довести объем конкурентного рынка до 80% в тех отраслях с присутствием естественных монополий, где это возможно;
  • развивать практику долгосрочных договоров;
  • установить общественный контроль качества услуг естественных монополий.

Финансирование проектов в сфере естественных монополий и расшивка узких мест в развитии инфраструктуры должны осуществляться за счет средств государства. "Выпадение доходов" естественных монополий в результате ограничения роста тарифов необходимо компенсировать за счет повышения эффективности их работы. Эти средства должны стать дополнительным источником инвестиций в отрасль, а не резервом для искусственного ограничения доходности, к примеру, предприятий электроэнергетики.

Стоит также отметить, что бизнесу в нынешних условиях не хватает длинных дешевых денег для инвестиций. В связи с этим государство должно взять на себя инвестирование в инфраструктурные проекты как проекты, отличающиеся большой длительностью и низкой доходностью. Источниками финансирования инфраструктурных проектов могут стать государственные заимствования, привлеченные по низкой процентной ставке и на длительный срок. Со своей стороны Центральному банку нужно поддержать предлагаемые изменения путем стимулирования денежно-кредитной и курсовой политики.

В результате реализации этой модели государство получит не только возвратность инвестиций, но и дополнительный эффект от развития экономики.

Вот кому не нужно отдельных льгот — так это ИТ-компаниям. Самая главная льгота для ИТ-компаний и для любого другого сервисного бизнеса увеличение деловой активности в стране и в том числе малого бизнеса вообще — т.е. прежде всего рост платежеспособной клиентской базы, появление большого количества компаний, которым крайне нужен лицензионный софт, качественный сервис и новые ИТ-решения. В вот куда государству точно не следует влезать — в разработку ПО. Российские разработчики без помощи государства создают множество прекрасных продуктов, в государственных организациях часто работают прекрасные современные ИТ-решения, но любые мегапроекты в этой области мгновенно превращаются в масштабные распилы бюджетов, что в инфраструктуре, что в разработке.

Так, где малый бизнес в этих 24 пунктах? Вспоминается 2008 год, когда правительство очень энергично спасало банки и некоторые особо крупные компании. Тот же Улюкаев тогда сказал, что малый бизнес может рассчитывать только на себя. Собственно и в программе поддержки малого бизнеса образца 2013 года ничего не изменилось — малый бизнес по-прежнему может рассчитывать только на себя.

Дополнительные материалы

Комментарии (5)

  • Аватар

    Федотов Сергей Сергеевич [i-online], 12 августа 2013, 19:25

    1

    Чмари двуличные, прости господи.

    О какой поддержке малого бизнеса может идти речь, если в любом средстве СМИ ОТКРЫТО(!) рекламируются услуги людей, которые не имеют законного права заниматься предпринимательской деятельностью? Это касается 99.9% доширакерства. Более того, рекламируются услуги, которые явно нарушают законы об авторских правах.

    И ВСЕМ ПОФИГ. Вот на кой мне спрашивается чёрт, заморачиваться этим гемором (налоговая, гребучий пенсионный, отчётность всякая), если я могу спокойно работать без регистрации (и никто это не проверяет) и кучу денег не бездонному государству отваливать, а куда нибудь с подружкой в Турцию периодически мотаться?

    БЛА-БЛА-БЛА - только языкотрепательство. И вообще - я за Навального :)

  • Аватар

    Иванова Ирина [ivanova_82_82], 13 августа 2013, 11:24

    0
    Интересно вот, как Вы работаете без регистрации? Много ли вообще фирм с вами работать будут без регистрации как с физ лицом? Кому нужны заморочки брать Вас на ГПХ, платить с вас налоги. Не знаю. Если клиентов много и они серьёзные-без Ип никак.  Геморрой с налоговой мне тоже не понять,так как  пользуюсь онлайн-сервисом (Моё дело), да хоть бы и 1С или Эльба, все одно-вводишь документы и вся отчетность готова, нажал на кнопку и отправил в налоговую. Проблем вообще не вижу. 
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 13 августа 2013, 12:03

      0

      Если у вам достаточно клиентов юридических лиц, то можно и ООО на общем налогообложении для них завести, чтобы им НДС было удобно платить.

      А вот фирм, которые хотят работать с вами без регистрации, и даже без ГПХ (и не платить при этом вообще никаких налогов) - дйствительно очень много. Более того, ряд организаций, в том числе из госов, препочтет нанять вас, как физ лицо, но не как ИП, т.к. ставка у них есть, а вот для найма подрядчика нужен тендер, бюджет и т.п. НУ или просто заплатить наличкой нигде ее не проводя, по той же причине, что потратить на вас деньги официально они просто не имеют права.

      Да и отчетностью. Вот вроде бы все просто. Пару раз кликнуть и все готово. А вот ежегодно какой нибудь косяк, но вылезет. Лично у меня почему то практически каждый год возникают проблемы с ПФР: то КБК не тот, то посчитано не так, то штраф прилетел неизвестно за что, то отчет в электронном виде они почему то не приняли и т.п. А проблема с ПФР имеет тенденцию быстро превращается в проблему с налоговой, со счетом и т.п.

      • Аватар

        Федотов Сергей Сергеевич [i-online], 13 августа 2013, 17:43

        0
        Так я и не говорил, что я без регистрации. Про то и вопрос, что проще прикрыться нафиг и работать из под полы. Ну штрафанут на 5000 раз в три года.... ну и что? :)
      • Аватар

        Иванова Ирина [ivanova_82_82], 14 августа 2013, 10:38

        0
        С бюджетниками да-так-согласна. С ними вообще гемора много. НО! они если сказали-заплатят, то уж точно заплатят)). У меня проблемне возникает с КБК и ПФ сейчас. Все-таки автоматизация великая весчь)