Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Каким будет ИТ-департамент через 5 лет?

Каким будет ИТ-департамент через 5 лет?

С последними тенденциями в сторону аутсорсинга и облачных сервисов первое предположение, которое хочется сделать, состоит в том, что ИТ-департамент будет если не пустовать, то наполняться народом лишь изредка. А какие еще видоизменения в привычном течении работы ИТ-шника можно ожидать в ближайшие 5 лет?

Про развитие Saas и, таким образом, стимулирование развитие аутсорсинга, последнее время пишут довольно много. Постепенно идея централизованного ИТ-отдела уходит в прошлое вместе со старыми технологиями. Так или иначе, специалистам нового поколения придется привыкать к реальностям будущего, в котором ИТ-отделы будут масштабироваться при необходимости, вырастет роль консультантов, а ресурсы будут сосредотачиваться на программном обеспечении, облачных предложениях и мобильных технологиях. В своих исследованиях Gartner еще акцентирует внимание на повышении значения социальных технологий; также много пищи для ума есть в их оценке зрелости новых технологий.

Уже сейчас мобильные устройства по функциональности приближаются к настольным системам. Вряд ли можно предположить, что они полностью заместят настольные компьютеры в ближайшие 5 лет, особенно в России, где пока не все хорошо с мобильным интернетом за пределами крупных городов. Но такая тенденция есть и ее нельзя сбрасывать со счетов. Аналитики Gartner писали, что «таблетками» к 2013 году будут пользоваться 80% организаций; для нашей страны я бы вдвое уменьшила прогноз. Но это все равно получается значимый сектор рынка.

Развитие облачных вычислений наверняка потянет за собой развитие соответствующей законодательной базы. Очень хотелось бы, чтобы «под шумок» адаптировался к отрасли и ни раз упоминавшийся закон о защите персональных данных. Но заранее предсказать, куда приведет российскую ИТ-индустрию модификация законодательства, к сожалению, невозможно. Теоретически «естественный путь развития» должен был бы подтолкнуть преумножение центров обработки данных, что, по принципу замкнутого круга, будет толкать вперед облако. В итоге ИТ-департамент может лишиться своей «традиционной» обязанности по настройке серверов в пользу выбора поставщиков услуг и их соответствующей настройки.

Сегодня изменилось распределение рабочего времени среднего системного администратора. Теперь гораздо меньше этого ресурса требуется для развертывания сетей, ремонта и технического обслуживания — комплектующие упали в цене достаточно, чтобы отпала необходимость лезть туда с паяльником. Можно предположить, что лет через 5 класс устройств и поломок, устраняемых простой заменой устройства, только расшириться. Хотя, не возьмусь предсказывать, что феномен ремонта исчезнет вовсе.

Сам рынок снижает значимость в ИТ специалистов-«железячников» (здесь я, конечно, не говорю об организациях, занимающихся разработкой оборудования). Зато растет значение всевозможных приходящих консультантов, что, кстати, полностью соответствует идее о переходе к «частично отданному на аутсорсинг» ИТ-отделу. ИТ всегда обходилось не дешево относительно других подразделений среднестатистического бизнеса. А специалист-консультант будет продолжать получать свою зарплату, не разоряя при этом какую-то одну организацию. Уже сейчас, кстати, начинает развиваться рынок аутсорсинга персонала — сдача определенных специалистов в аренду под некий проект. А учитывая стремление аутсорсингового рынка в целом работать на небольших контрактах (проектах), эти семена попадают на вполне плодородную почву.

Без сомнения, есть люди, которых необходимо держать «на зарплате» для успешного развития бизнеса. Это менеджеры проектов. Как бы не видоизменялась модель предоставления ИТ-услуг, бизнесу будут необходимы люди, которые могут грамотно выбрать, что и на какой срок покупать. Выбор правильных технологий и воплощение правильных решений сделает из менеджеров проектов кого-то вроде бизнес-аналитиков.

Не должны остаться без хлеба и разработчики (а также смежные профессии, вроде тестеров). Такое количество новых услуг и технологий просто не может развиваться без поддержки со стороны программной части. Другое дело, что во многих случаях становится выгоднее обращаться к командам аутсорсеров, нежели держать дорогостоящих программистов в штате. Можно предположить, что в будущем разработчики просто перераспределяется между организациями, концентрируясь в аутсорсинговом бизнесе и компаниях, специализирующихся на разработке ПО.

Прочие ИТ-специальности (специалисты по базам данных, настройке серверов и т.п.), скорее всего, постепенно будут собираться в офисах поставщиков услуг, коих должно стать намного больше. Т.е., мне кажется, неправильно будет говорить о снижении спроса на них; скорее спрос станет более «адресным». Не «какого-нибудь специалиста по какому-нибудь серверу для компании, выращивающей помидоры», а «специалисту по технологии X версии Y к поставщику облачной услуги Z». Причем, спрос будет акцентироваться даже не на конкретных знаниях и умениях, а на обучаемости и способности работать в конкретной команде.

Думаю, что все эти соображения вряд ли относятся к крупному бизнесу, т.к. там не стоит вопрос экономии на зарплате одного грамотного сотрудника. Хотя им тоже придется привыкать к новым реалиям. Как минимум, к стремлению работников притащить на работу как можно больше личных мобильных устройств. А там и до подпольной ИТ-инфраструктуры недалеко.

А какие прогнозы можете предложить вы?

Дополнительные материалы

Комментарии (3)

  • Аватар

    Peshkov Alexander [PA], 30 сентября 2011, 21:32

    2

    ИТ-департамент будущего- это СЗ, состоящая из высокооплачиваемых специалистов по:

    1) бизнес-процессам компании

    2) финансам компании (в т/ч по бухучету)

    3) информационным технологиям (на уровне системного аналитика)

    все вышеперечисленные специалисты, разумеется, разбираются в вопросах управления проектами, а так же знают как миниуму основы ITIL.

    Вот, в принципе, идеальный ДИТ будущего.

     

    Всю работу в этой модели проводит ГП, по модели ЭК по-возможности :) Это оптимально.

    • Аватар

      Ханник Максим [maxxannik], 01 октября 2011, 08:09

      0
      Другими словами это уже не департамент информационных технологий, а департамент технологий )
      т.е. в его цели будут входить не только обеспечение информацией, но и качество, эффективность... и т. д.
      ИТ-директору так и главным инженером скоро стать можно будет ))
      • Аватар

        Peshkov Alexander [PA], 01 октября 2011, 10:47

        0

        Другими словами, это СЗ в чистом виде. Отвечает за покрытие бизнес-требований ИТ-сервисами и за качество этих самых сервисов (качество, естесственно, в широком понимании, я уже там писал про компетенции по финансам компании).