Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему мы жертвуем своим правом на конфиденциальность в сети?

Почему мы жертвуем своим правом на конфиденциальность в сети?

В честь пятницы немного научной фантастики и, как и во вчерашней заметке, снова о будущем. На этот раз предлагаю вам мнение американского писателя-фантаста Кори Доктороу.

Сегодня многие причитают, что пользуясь интернетом, мы жертвуем своим правом на конфиденциальность информации, но лишь единицы пытаются обоснованно объяснить, почему мы, собственно говоря, идем на это и продолжаем пользоваться теми сайтами и социальными сетями, которые прямо заявляют, что могут использовать нашу личную информацию в своих целях. А уж специалистов, которые советуют, как же защитить себя, и того меньше, но они все таки есть.

«Личный компьютер Лоренсa буквально взбесился. Чуткие сенсоры прибора сразу зафиксировали работу программ-идентификаторов, миллиметровых радаров, источников радиочастотного и рентгеновского излучения и прочих микроустройств, пытавшихся прощупать, просветить, просканировать Лоренсa. Компьютер отреагировал на недружественное вторжение, посылая своему обладателю сенсорные сигналы, которые ощущались сначала как мурашки по коже, a потом — как уколы, толчки, вибрации. Это было неприятно. Это нервировало и пугало. Казалось, будто кто-то неведомый и враждебный ощупывает Лоренсa изнутри.»

Выше приведен фрагмент из книги Кори Доктороу «Все пройдет…» (в оригинале «The Things that Make Me Weak and Strange Get Engineered Away»). Писатель славится своей способностью, основываясь на сегодняшних тенденциях, создавать картину весьма реалистичного будущего, которое нас ожидает. Помимо научно-фантастических рассказов, Кори Доктороу также пишет и о сегодняшних проблемах интернета со своей уникальной точки зрения. Например, в ИТ сообществе, стала весьма популярна его статья «Любопытный случай интернет конфиденциальности», в которой говорится о готовности пожертвовать защитой своей личной информации ради использования интернета.

 «Хотите знать правду об интернете? Мы обменяли наше право на защиту личных данных на возможность пользования онлайн услугами. Идея, которую вам вдалбливают в голову, заключается в том, что ваша личная информация намного  важнее тем компаниям, которые вытягивают ее через ваш браузер, пока вы находитесь в сети, чем вам самим. Они знают, как использовать ее, чтобы она обрела ценность для них и для вас» — пишет Доктороу.

А вот, как он рассматривает стандартное соглашение о предоставлении услуг: «Как обычно выглядит соглашение о предоставлении онлайн услуг? Соглашаясь с базовыми условиями использования сервиса, вы даете компании N. и всем ее партнерам неограниченное право на: перехват и использование вашей истории посещения сайтов и страниц, продажу идеи, почерпнутых таким образом, сохранение вашей личной информации и неограниченное предоставление ее любой третьей стороне.

К  тому же, условия данного соглашения могут быть изменены в любое время. И они, как правило, изменяются, и чаще всего не в лучшую для пользователя сторону».

Как пример явных и кардинальных изменений условий соглашения о пользовании услугами, Доктороу приводит крупнейшую в мире социальную сеть: «Facebook не единожды менял настройки конфиденциальности. В ответ на неизбежное возмущение общественности, на сайте восстанавливались настройки, чем-то похожие на то, что было раньше, тем не менее, уровень конфиденциальности личной информации с каждым разом становиться все меньше.  Тактика политики конфиденциальности Facebook напоминает мне постоянно растущие цены на бензин».

Так почему же люди соглашаются с такими весьма неприглядными условиями? В Facebook немало специалистов, занимающихся ИТ безопасностью. Почему же такие подкованные в сфере защиты данных люди соглашаются жертвовать своей конфиденциальностью?

По мнению Доктороу, существует 2 возможные причины:

  1. Неумение распознать выгоду или вред в долгосрочной перспективе

«Люди абсолютно не разбираются в ценности и вреде  в долгосрочной перспективе. Согласитесь, никто бы не начинал курить, если бы всего одна затяжка могла вызвать рак легких. Тоже самое касается условий конфиденциальности, почти ни одно из них не доставляет нам моментальных неудобств, поэтому мы не чувствуем опасности» — говорит Доктороу.

  1. Мы подвергаемся «прерывистым подкреплениям», поведенческой технике вырабатывания рефлекса, усовершенствованной психологом Б.Ф. Скиннером.

«Дайте лабораторной крысе рычаг, потянув который она будет моментально получать еду, и она будет тянуть его только тогда, когда голодна. Дайте ей рычаг, который будет поставлять ей еду в случайные промежутки времени, и она будет тянуть его постоянно». Доктору считает, что, то же самое касается Facebook и других социальных сетей: люди продолжают постоянно «тянуть рычаг» в надежде на улучшение своего социального положения, на социальное развитие.

Кстати, возможно многие ИТ-специалисты в Facebook просто не считают, находящуюся там информацию такой уж большой ценностью, более-менее представляют что можно, а что нельзя выносить в заведомо публичное пространство Facebook, и даже считают, что Facebook — это отличная площадка для создания и продвижения личного профессионального бренда.  

Существует ли решение?

Доктороу считает, что решение существует. Для начала, в качестве руководства для сохранения конфиденциальности в сети, он советует прочесть книгу Лоуренса Лессига «Код и другие законы Киберпространства».

Доктороу также предлагает следующее, что скорее относиться к владельцам сайтов:

«Позволяя пользователям контролировать степень открытости, вы создадите ценность сайта и информации. Создайте приложение, которому я с удовольствием сообщу свое местоположение, и вы будете одной из немногих уникальных компаний, которым я дал доступ к своей личной информации и право ее продать. Сегодня пользователи и аналитики ведут между собой войну, но «вооружены» только аналитики. Поэтому новая возможность для развития бизнеса — начать поставлять «оружие» бунтовщикам, вместо «имперской армии»».

По материалам techrepublic.com

Дополнительные материалы

Комментарии (1)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 25 июня 2012, 12:15

    0

    Крутятся в голове две иысли - с одной стороны многие технологии продаж основаны на "психологии толпы" и поэтому для отработки технологии нужны именно массовые данные. Я целенаправлено смотрю по ТВ рекламу пищевых продуктов, косметики, парфюмерии, лекрств и тому подобного. В 90% случает для привлечения используется мнимое достоинство (уж я в этом разбираюсь, поверьте, нетрудно по названию фирмы догадаться) и стандартный набор приемов - так комбижир рекламируй (он питательный), хоть оливковое масло (оно диетическое). А вторая, что мысль о продаже информации некоторой уникальной компанией хороша, но ведь человек использует все доступные средства для достижения цели...

    Кстати по прогнозам оптимистов к 2020 году живых операторов по телефону почти нельзя будет услышать. То есть нужны будут платные номера, с живыми хамами, с которыми можно поругаться.