Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Рынки и нелицензионное ПО в абонентском обслуживании

Рынки и нелицензионное ПО в абонентском обслуживании

Мы продолжаем анализировать результаты опроса, проведенного среди участников нашего сообщества в конце прошлого года. Если в прошлом отчете речь шла в основном о характеристиках самой компании, то теперь хотелось бы поднять вопрос взаимоотношений ИТ-организаций с клиентами.

Но перед тем как приводить новые данные, напомню о профиле компаний, участвовавших в опросе.

Рис. 1. Распределение опрошенных компаний по сегментам рынка.
Цветом отмечен период основания компании

Рис. 2. География участников сообщества

Опрос лишний раз подтвердил, что, если говорить только о корпоративном секторе, компании стремятся работать с клиентами, относительно близкими им по масштабу. Например, крупные ИТ-организации, в которых работает от 51 до 500 человек, выделяют в качестве основного сектора работы крупных корпоративных заказчиков, но при этом практически не обращают внимания на индивидуальных предпринимателей и микро бизнес. С другой стороны, компании, в которых занято от 2 до 20 человек, практически не работают с крупным бизнесом. С этой точки зрения сектора физических лиц и государственных организаций находятся в выделенном положении, т.к. с ними работают ИТ-компании практически любого размера (я бы назвала это смежными сегментами самого рынка).

Рис. 3. Зависимость целевой аудитории, на которую работает компания, от количества персонала

Целевая клиентская аудитория оказывается связанной и с масштабами бизнеса компании. Локальные и региональные ИТ-организации в среднем больше внимания уделяют малому бизнесу, в то время как с крупными заказчиками в основном работают исполнители, имеющие представительства в нескольких регионах.

Рис. 4. Зависимость целевой аудитории, на которую работает компания, от масштабов бизнеса

Около 70% компаний в рамках опроса сообщили о наличии постоянных клиентов. Интересно, что по их количеству в среднем также можно судить о масштабах рынка, на котором работают компании. 80% локального бизнеса и компаний, планирующих расширение на свой или соседний регион уже в этом году, имеют не более 25 постоянных клиентов (среди юридических лиц).

Рис. 5. Количество постоянных клиентов компании в зависимости от масштабов рынка,
на котором она работает

В целом представители Москвы и Московской области гораздо охотнее отзывались о своей клиентуре. Оказалось, что эти два региона лидируют по количеству компаний, имеющих не более 15 постоянных клиентов.

Рис. 6. Количество постоянных клиентов компаний, в зависимости от территорий,
на которых они работают

Можно предположить, что это связано с тем, что в столице и области исполнитель старается заполучить всего нескольких, но крупных клиентов. Это подтверждает и следующая диаграмма, согласно которой более 15 постоянных клиентов (в сфере бизнеса) в Москве и Московской области есть только у тех организаций, которые ориентируются на малый бизнес (т.е., грубо говоря, «берут оптом»). 

Рис. 7. Зависимость целевой аудитории ИТ-компаний и количества
их клиентов в Москве и Московской области

При этом в регионах ситуация несколько иная.

Рис. 8. Зависимость целевой аудитории ИТ-компаний и количества их клиентов в регионах.

Оказалось, что в нашем сообществе не представлены организации, занимающиеся обслуживанием государственных структур в Москве и Московской области. Поэтому статистику относительно госорганов вряд ли можно считать всеобъемлющей (поэтому на предыдущих двух диаграммах отсутствуют соответствующие сектора рынка).
 
Используя данные о количестве и характеристиках клиентов, а также информацию о численности сотрудников, удалось оценить примерное количество компьютеров, приходящихся на одного сотрудника в некоторых отраслях. Это число традиционно велико для программных решений и Saas, и мало для прямого обслуживания.
 
 
Рис. 9. Среднее количество компьютеров клиентов,
приходящееся на одного сотрудника ИТ-организации в различных отраслях.
 
Стоит отметить, правда, что речь здесь идет только о постоянных клиентах (при отсутствии фильтрации по характеру работ), что объясняет достаточно большой разброс данных: при обслуживании ПО на 1 сотрудника приходится в среднем от 6 до 92 компьютеров, а сфере сервисного обслуживания компьютеров – от 12 до 190 компьютеров на 1 сотрудника.
 
В ракурсе ужесточения борьбы за соблюдения авторских прав в сфере цифрового контента одним из интереснейших вопросов остается использование нелицензионного ПО в организациях, а точнее политика относительно нелицензионного ПО со стороны сервисных компаний. Порядка 62% опрошенных компаний высказались против установки и обслуживания нелицензионного ПО на компьютерах заказчика.
 

Рис. 10. Выбранная сервисной компанией политика в отношении к нелицензионному контенту, в зависимости от целевой клиентской аудитории.

Как следовало ожидать, жестче всего отношение к лицензии в Москве и Московской области, а наибольшие послабления с точки зрения корпоративной политики можно наблюдать в небольших региональных городах.

Рис. 11. Выбранная сервисной компанией политика в отношении к нелицензионному контенту,
в зависимости от территориального представительства компаний.

Также заметна жесткая зависимость выбранной политики взаимодействия с нелицензионным контентом от размеров самих ИТ-компаний. Наиболее жестко следят за процессом крупные организации.

Рис. 12. Выбранная сервисной компанией политика в отношении к нелицензионному контенту, в зависимости от количества сотрудников в компании.

 

Комментарии (1)

  • Аватар

    Бычков Валерий [vbychkov], 13 января 2012, 18:23

    0
    Порядка 62% опрошенных компаний высказались против установки и обслуживания нелицензионного ПО на компьютерах заказчика.
    Вот интересно, если исключить Москву и крупные ИТ-компании, то около 60% компаний с теми или иными оговорками согласны работать с нелицензионным ПО.