Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Более 80% сотрудников уверены, что имеют какие-то права на результаты своей работы

Более 80% сотрудников уверены, что имеют какие-то права на результаты своей работы

В продолжение темы о сотрудниках, представляющих собой угрозу для ценных корпоративных данных, хочу пересказать результаты последнего опроса кадрового портала HeadHunter. На мой взгляд, самым интересным выводом опроса стало то, что лишь 10% респондентов признают факт «покупки» плодов интеллектуальной деятельности работодателем при выплате зарплаты. Иными словами, они согласны, что право собственности на эти «плоды» переходит к работодателю. А вот подавляющее большинство их коллег (82%) с этим совершенно не согласны. Не удивительно, что многие из них при увольнении копируют даже ценные командные наработки, по поводу которых подписывались «соглашения о конфиденциальности».

Если 68% опрошенных все же соглашаются с тем, что хотя бы часть прав собственности имеет их работодатель, то 14% опрошенных считают, что результат интеллектуального труда принадлежит исключительно им. Не удивительно, что при таком отношении к рабочему процессу значительная доля респондентов (47%) хотя бы раз при увольнении забирали с собой какую-либо информацию.

Интересно, что сегмент ИТ вошел в десятку лидеров в перечне отраслей, где процветает такая форма передачи информации между компаниями, несмотря на быстрое устаревание любых украденных наработок. Среди ИТ-шников в подобном поведении признались 62% респондентов. Такая же доля любителей присвоить себе корпоративные данные нашлась и в сегменте управления персоналом. В тройку лидеров рынка по заинтересованности сотрудников в ценных данных вошли юристы, маркетинг и высший менеджмент. В этих сферах в копировании информации признались 74%, 71% и 68%, соответственно. А меньше всего случаев было выявлено в страховании, автомобильном бизнесе и сфере безопасности (33%, 30% и 21%, соответственно).

Как комментировали читатели на портале HeadHunter, причиной столь массовых стремлений «взять больше с бывшей работы» может быть не только собственническое отношение к результатам интеллектуального труда, описанное выше, но и полная взаимная нелояльность бывшего работника и работодателя. Когда эти взаимоотношения построены на принципе «незаменимых у нас нет», сотрудник уходит с чувством проявленной в отношении него несправедливости и обиды, желая как-то уравновесить чашу весов в свою сторону. Многие полагают, что информация может стать достойной компенсацией.

Наиболее популярным объектом для посягательств (в 37% случаев) являются собственные наработки сотрудников. В 19% случаев утверждается, что речь идет о собственных уникальных методиках. Жаль, что при этом авторы исследования не выделили в отдельную группу тех, кто забирал наработки не для использования в качестве части будущей работы (к примеру, вставки фрагментов кода), а для наполнения личного портфолио. Конечно, это сам по себе вопрос очень тонкий (имеет ли право, к примеру, тот же дизайнер ассоциировать свое имя с неким известным брендом). Однако рынок труда активно поощряет и даже порой требует предоставить перечень созданных ранее работ. Да и нельзя, на мой взгляд, ставить рядом в подобной статистике тех, кто покажет при следующем трудоустройстве фото баннера, висевшего на людном проспекте (со словами «это оформлял я»), и тех, кто одни и те же ошибки в своих модулях будет носить от работодателя к работодателю.

Но вернемся к другим объектам для копирования. 11% респондентов заявили, что они с готовностью забирают базы клиентов или контакты партнеров, которые наверняка можно применить позже, работая на конкурентов. К сожалению, именно этой доле мы все обязаны частью СПАМа, который сыпется в последние годы на сотовые телефоны: базы клиентов свободно перемещаются между службами такси, доставки еды и других услуг.

Опрос показал, что нашлись и те, кто не особо задумывался об авторстве заинтересовавшей их информации. 6% копировали наработки своих коллег, а 3% брали про запас конфиденциальную информацию о компании.

Чаще всего (в 78% случаев) для копирования корпоративных данных используется флешка или другой съемный носитель, так что запреты на подключение личных носителей информации, введенные в некоторых компаниях, действительно имеют под собой определенные основания. Гораздо реже используется пересылка через интернет (на личную почту, через мессенджеры или социальные сети). Стоит отметить, что, несмотря на всеобщую «цифровизацию», до сих пор значительный процент людей забирает с собой ценные данные в виде распечатанных бумажных копий (в этом признались 19% респондентов). Так что не факт, что даже драконовские меры безопасности могут помешать забрать с собой данные. Как говориться, на любую меру сотрудники найдут свою контрмеру.

Объясняя свое поведение, 80% любителей копировать рабочие данные сообщали, что эта информация будет им полезна в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Четверть предполагала, что обладание ценными сведениями может стать преимуществом при последующем трудоустройстве. Что же касается тех, кто уносил конфиденциальные сведения о самой компании, то здесь мнения о цели разделились несколько иначе. 58% респондентов планировали использовать эту информацию в своей последующей работе в другой организации, 9% собирались ее продавать конкурентам, а 2% безвозмездно передавать конкурентам или правоохранительным органам.

Часть таких «информационных краж» произошла с явного разрешения руководства. Как оказалось, примерно треть тех, кто признались в копировании корпоративной информации, спрашивали о такой возможности у начальства (и, видимо, получили утвердительный ответ). Половина опрошенных никого ни о чем не спрашивала и не сбиралась этого делать, поскольку компания не заставляла их подписывать соответствующих документов о сохранении интеллектуальной собственности. А 18% проигнорировали даже собственноручно подписанные документы.

Дополнительные материалы:

Комментарии (5)

  • Аватар

    Зеленков Александр [rterm], 11 марта 2014, 09:26

    0

    У сотрудников остаются личные неимущественны авторские права как минимум.

    >>Конечно, это сам по себе вопрос очень тонкий (имеет ли право, к примеру, тот же дизайнер ассоциировать свое имя с неким известным брендом).

    это не тонкий вопрос и вообще не вопрос. Имеет полное право.

    • Аватар

      [nnnq], 11 марта 2014, 10:39

      0
      В отм то и суть, что право ассоциировать имеет (т.е. сказать за "пивом", что вон, я дизайн делал, или участвовал в разработке чего-либо). Но это не означает, что сотрудник имеет еще какие-то права. Тоже самое, что работник завода имеет право на продукцию, он же участвовал в ее производстве.
    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 11 марта 2014, 11:54

      0
      Часто сотрудники подписывают вместе с трудовым договором еще и некую форму соглашения о неразграшении. Порой соглашение подразумевает даже то, что сотрудник за пивом не сможет ляпнуть, что и для кого он делал (не имеет права ассоциировать себя даже с компанией). 
      • Аватар

        Зеленков Александр [rterm], 11 марта 2014, 12:21

        0
        В России такой договор будет не действителен. Изучайте статью 1295. Но можно многое другое запретить разглашать см. "коммерческая тайна".
  • Аватар

    Бондаренко Руслан [bruslyc], 31 марта 2014, 21:31

    0

    Имхо, копировать права не имеет, а вот увести лояльных клиентов может.

    За наработки было уплочено, "социальный капитал" в виде хорошего отношения к клиенту (безвозмездные услуги сверх договора например) или просто хороший контакт, такие клиенты сами звонят алмину после увольнения и предлагают им их обслуживать.