Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Основные компоненты плана обеспечения непрерывности бизнеса

Основные компоненты плана обеспечения непрерывности бизнеса

В случае форс-мажоров и в жизни и в бизнесе, поздно пить боржом. Для восстановления критически важных функций организации необходимо заранее составить план обеспечения непрерывности бизнеса, хорошо его продумать, доходчиво изложить для персонала, и конечно не мешало бы провести пару тренировок, чтобы убедиться, что все поняли.

  1. Анализ потенциальных угроз

Чрезвычайные ситуации бывают разные. Вы никогда не сможете предсказать, что именно случится в вашей организации, и конечно вы не сможете подготовиться ко всем угрозам. Некоторые угрозы, такие как наводнения и пожары могут физически уничтожить вашу ИТ инфраструктуру. Эпидемии, повлияют на человеческие ресурсы, оставляя оборудования и ПО невредимыми. Политические риски, способны нарушить работу бизнес-процессов, при этом Грамотно составленный план поможет закрыть максимальное количество возможных угроз.

  1. Сферы ответственности

Ключевой компонент в управлении кризисной ситуацией, это распределение сфер ответственности и субординация в экстренной ситуации. При возникновении форс-мажора, у вас не будет времени на то, чтобы назначать ответственных, поэтому, это нужно сделать заранее. Важно помнить также, что некоторые из форс-мажоров могут унести жизни ключевых сотрудников, или, к примеру, они могут быть в это время в отпуске, поэтому не забудьте назначить также сразу же и заместителей. Недостаточно просто назначить ответственных лиц, необходимо обеспечить подготовку всех сотрудников действиям в форс-мажорных обстоятельствах.

  1. Контактная информация

В плане обеспечения непрерывности бизнеса должны содержаться действующие контакты людей, с которыми, возможно, будет необходимо связаться при возникновении экстренной ситуации. Это и контакты внутреннего персонала (генерального директора, ИТ директора, юридического консультанта, и т.п.), и удаленных сотрудников и сервисов, таких как полиция, пожарная служба, коммунальные предприятия, служба технического обслуживания зданий и т.п. Наличие актуальных контактов так же избавит вас от потери коммуникации с внешним миром, при падении почтового сервера.

  1. Команда по восстановлению

Для восстановления нормального функционирования компании необходима командная работа. Для этого, нужно заранее составить команду по восстановлению и распределить полномочия. В команду должны входить специалисты, имеющие опыт и знания для ликвидаций последствии форс-мажоров, т.е. специалист по безопасности, ИТ специалист, специалист по коммуникациям, и т.д. Члены команды будут работать с аварийными службами во время происшествия форс-мажора и должны иметь доступ к необходимому оборудованию.

  1. Удаленное хранение резервных копий данных

Многие компании хранят резервные копии данных в том же помещении, где находится сервер. Учтите, что в случае форс-мажора, при таком непродуманном хранении, все данные пропадут. Наиболее оптимальный способ хранения резервных копий, это хранение на съемном носителе в другом здании, или создание резервных копий на удаленном сервере. Не забудьте также предоставить доступ к этим данным ключевым сотрудникам.

  1. Электрогенераторы

Многие из форс-мажоров приводят к отключению электричества, да и просто отключение электричества уже может быть экстренной ситуацией. Ваш план должен предусматривать обеспечение электропитанием ваших компьютеров и оборудования для поддержания сети. Если у вас уже установлен электрогенератор, убедитесь в том, что ключевой персонал имеет к нему доступ и знает, как им пользоваться. Важно так же просчитать стоимость работы генератора, т.к. иногда она может быть настолько высока, что вам целесообразнее будет распустить сотрудников по домам. Назначьте также лицо, ответственное за принятие такого решения.

  1. Запасной офис

Если в случае форс-мажора здание вашей компании будет разрушено, то хорошо бы подготовить место, куда можно будет перенести офис. Наиболее экономный вариант — указать в плане обеспечения непрерывности бизнеса один из ваших филиалов, куда можно будет временно переместить основные активы, но это вариант подойдет вам, только если у вас есть филиалы. Необходимо учитывать приблизительные затраты на перенос офиса в другое здание, в связис форс мажором, стоимость обустройства, и ведение нормальной бизнес-деятельностив новом помещении.

  1. Стоимость восстановления работоспособности оборудования и сервисов

Иногда после форс-мажора, есть возможность восстановления нормальной работы основного оборудования, но иногда случается так, что его приходится заменять. В плане обеспечения непрерывности бизнеса нужно подробно описать, каким образом оборудование, или его функции будут возобновлены. Например, вы можете временно перейти на веб-хостинг электронной почты, до того, как восстановите или замените свои сервера.

  1. Этап восстановления

План обеспечения непрерывности бизнеса должен содержать в себе пошаговую инструкцию для этапа восстановления после экстренной ситуации. Она должна включать в себя руководство по возобновлению функций и операции, руководство по оценке стоимости восстановления, работу со страховыми компаниями, контроль за процессом восстановления, и переход управления бизнес операциями от команды по восстановлению к регулярным менеджерам.

10. Стоимость плана восстановления

Всегда стоит помнить о том, что стоимость плана восстановления не может превышать стоимость самого бизнеса. То, что в больших компаниях делают при помощи сложных ИТ-решений в маленьком бизнесе часто можно заменить менее надежным, но дешевым кустарным решением.

По материалам techrepublic.com

Дополнительные материалы 

Комментарии (0)