Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Каковы шансы на то, что президент Путин вернется к упрощению налоговой системы, от которого отказался президент Медведев?

Каковы шансы на то, что президент Путин вернется к упрощению налоговой системы, от которого отказался президент Медведев?

Конец прошлой недели принес много интересных политических новостей. Итак в марте нас ждет очередная рокировка: Путин снова станет президентом, а Медведев возглавит правительство. Сценарий вполне ожидаемый, поэтому можно было бы сказать, что ничего нового в отношениях государства и бизнеса в следующие 6 лет не появиться, если бы не одно «но»… Министр финансов, Алексей Кудрин заявил, что он не будет работать в правительстве Медведева. Новость напрямую затрагивающая интересы малого и среднего ИТ-бизнеса.

Кудрин в эпоху Путина, стал тем, кем был Чубайс при Ельцине — человек, который вдохновляет и проводит плохо продуманные и непопулярные реформы, под видом того, что они крайне нужны стране. В кресле министра финансов Кудрин оказался в мае 2000 года.

Прежде всего Кудрину мы обязаны успешной налоговой реформой 2000-2006 годов:

  • Ликвидированы налог с оборота и налог с продаж
  • Введена плоская шкала НДФЛ (13%)
  • Снижена ставка НДС (в 90-е годы действовала ставка в 28%)
  • Снижена ставка налога на прибыль (с максимума в 35% до 24% в 2001 году, а затем еще на 4% в 2009 году)
  • Появление упрощенной системы налогообложения — сейчас вполне реально вести бизнес, не используя услуги профессионального бухгалтера
  • Появление ЕСН (первоначальная ставка 39,5%)
  • Изменение налогообложения нефтегазовых предприятий.  Минифин при Кудрине смог воспользоваться высокими ценами на нефть и вернуть большую часть госдолга, а также создать Стабилизационный фонд, который позволил государству практически не снижать социальные расходы в кризисных 2008-2009 году. Между прочим, нефтяную ренту могли бы и просто разворовать и разбазарить так, что в худшем сценарии у нас бы сейчас и госдолг  мог бы быть больше, чем у США.

В результате в 2006 — 2009  году в России вполне можно было работать и честно платить все налоги. А вот дальше начался второй этап налоговой реформы, когда государство снова стало увеличивать налогообложение и усложнять всю систему: отмена ЕСН, появление долгосрочного тренда на повышение налогов.

Впрочем, среди заслуг Кудрина перед страной и бизнесом также:

  • Маниакальное сдерживание инфляции в ущерб развитию экономики, благодаря чему мы имеем очень дорогие кредиты. Если социальные обязательства государство выполняло исправно во все эти годы, то экономическая антикризисная помощь до бизнеса просто не доходила — деньги оседали в банках, а затем исчезали бесследно. За все эти 10 лет, а особенно за последнюю пятилетку, в России практически не было элементов стимулирования развития экономики, т.е. прежде всего реального  развития малого и среднего бизнеса связанного с услугами и производством. Кудрин всегда был последовательным противником любого стимулирования экономики.
  • Профицит бюджета — обозреватель «Эксперта» Александр Привалов назвал бюджетную политику Кудрина «бюджетобесием» - бюджет всегда должен был сводиться с профицитом и ни в коем случае не предусматривал развития собственно экономики — неважно, какую риторику развития и модернизации озвучивали первые лица государства денег под нее никто не выделял. Все бюджетные реформы были направлены исключительно на снижение госрасходов.  В результате госзаказ сегодня (без использования распильных схем) — наименее доходная часть бизнеса.

То, что Кудрина не будет в следующем  правительстве, по крайней мере, позволяет надеяться, что в финансовой и налоговой политике снова появятся позитивные тенденции, которые были в начале 2000-х годов. Возможно и за риторикой модернизации, наконец, появятся проекты и деньги. Большие госпроекты и госзаказы — деньги на развитие у крупных предприятий  и их смежников и партнеров. Любое развитие сегодня начинается с модернизации ИТ-систем, т.е. там куда придут государственные деньги, ИТ-бизнес тоже окажется в выигрыше.

Например Леонид Радзиховский в своем блоге, выдвигает версию, что Кудрин уходит, так как видит:

а) надвигающуюся экономическую бурю;
б) неуправляемость корабля;
в) невозможность исправить ситуацию.

Кудрин предвидит падение экономики, которому он не в силах противодействовать — а служить «козлом отпущения» за ошибки других людей не желает.

Тоже вариант, тем более, что тренд на повышение налогов — это в том числе заслуга президента Медведева и главы правительства Путина, а от перемены мест слагаемых сумма может и не поменяться.

Дополнительные материалы

Комментарии (0)