Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Сможет ли не-ИТшник развивать бизнес в ИТ?

Часто возникают споры о том, кто должен двигать малый бизнес: специалист в предметной области или специалист в области управления. Тут можно представить себе две крайности:

  • очень хороший специалист в предметной области (в данном случае - ИТ) хочет открыть свое дело, но ничего не понимает в вопросах управления. Естественно, на тернистом пути к доходности его будет ждать очень много разочарований. Основное будет заключаться в том, что любимому и знакомому делу теперь он будет уделять крайне мало времени. Гораздо большая часть рабочего дня будет уходить на "управленческую рутину": звонки, договоренности, политику.
  • очень хороший управленец хочет начать бизнес в ИТ-сфере (поскольку по его представлению данный рынок весьма перспективен). Проблема возникнет уже на первом этапе - поиске грамотного спеца для разработки самого сервиса, т.е. фундамента для зарабатывания денег. Ведь квалификацию сложно оценить, не имея ее самому. Да и не понятно, как продавать сервис, особенно, если главным потребителем будут ИТ-шники...

Реальная ситуация, конечно же, всегда находится где-то посередине между двумя этими крайностями. Однако людей, равноценно подкованных сразу в двух областях, мне встречать не удавалось. Обычно все равно наблюдается уклон в какую-то из областей (ИТ или управление) и, соответственно, перекос ситуации в сторону какой-то из крайностей.

Как вы считаете, какой перекос приведет к наиболее успешному развитию?

Комментарии (15)

  • Аватар

    [sozimov], 30 августа 2012, 15:41

    1
    Наверное все же перекос в управление. Но обязательно с прошлым опытом в ИТ. Чтобы система координат и понятий присутствовала.
    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 30 августа 2012, 17:03

      1

      Согласен с первым, но не согласен со вторым.

      Приведу в пример себя. Когда я начинал бизнес я даже винду не мог с первого раза поставить, не говоря уже про то, что сервер в глаза не видел. Мне это нисколько не помешало. Зато сейчас громадный теоретический опыт и рулить гораздо легче:)

  • Аватар

    Koryakin Stanislav [RoninRus], 30 августа 2012, 16:05

    2

    в первую очередь, важна мотивация, а не тот или иной уклон. 

    По моему опыту продюсирования IT-проектов, могу сказать: нет ничего хуже "звездного" айтишника, которого тянуть в проект - это ставить этот проект в зависимость от безответственности.
    Я видел несколько успешных проектов, сделанныхе менеджерами, в которых IT-специалисты были приглашенными аутсорсерами или "наемниками-в-штате".
    С другой стороны, я еще не видел ни одного успешного проекта, в которых талантливые инженеры-основатели игнорировали бы оргвопросы или ставили на вторые роли  приглашенных менеджеров.

  • Аватар

    Пустовит Андрей [apustovit], 30 августа 2012, 18:40

    2
    Тут вопрос больше в другом. Сравнение ИТ-шника и управленца не совсем корректно. Может ли производственник развивать бизнес? Нет, он должен заниматься производством. В нашем случае ИТ-шник это производственник. Его работа производить услуги. Работа управленца - управлять. Продажника - продавать. В случае с аутсорсингом выплывает два фактора. Первый - сложность техническая. Тоесть производство довольно сложное само по себе. Причем под производством подразумеваю не переустановку винды как вы поняли. Это и набор персонала, и обучение и стандартизация технических решений, создание каких-то конфигуряций для серийной задачи. Второй фактор - сложность продажи именно самого продукта. По своему опыту знаю, что ИТ-шник никогда нормально не продаст (ну не получается у меня :) ). Клиент не испытает радости от того, что мы продадим ему систему резервного копирования с поддержкой iSCSI. И не купит от фразы "Добрый день, мы предлагаем вам систему резервного копирования. Вот.". Поэтому сравнивать надо психотипы больше. "ИТ-шник" перфекционист. Он не будет продавать продукт пока тот сам ему не понравится, пока не доведет его до совершенства. "Управленец" по своей природе мыслит стратегически. "Не пойдет ИТ, буду шенгенские визы предлагать, там безгеморно те же деньги".
    • Аватар

      Михнов Сергей [Михнов Сергей], 31 августа 2012, 11:33

      0

      "Он не будет продавать продукт пока тот сам ему не понравится, пока не доведет его до совершенства." - точно, сам болею этим!

      Поэтому раз технарь решил заняться бизнесом, то это должен максимально стандартизированный "конвеер" из типовых отработанных решений, изученных им досканально. И дальше просто масштабировать. В принципе у малого бизнеса потребности в основном одинаковые, поэтому и решить их можно практически типовыми средствами.

    • Аватар

      Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 04 сентября 2012, 20:32

      0

      Не совсем ИТ-шник не продаст. Был у меня партнер и еще один кедр, оба энное время работали в продажах, один решения,  другой 1С. И что? В двоем продали один проект за год! Тут  я понял, весь их опыть в 2006-2007 годах, можно выкинуть. Я 3 стабильных контракта запихнул под рекомендации, сертификаты и умеренную непонятность объяснения. Конечно, сам верил, в то, что это круто.  На людей действовало, что мол этот точно разбирается. Но для методичных продаж это не вариант, там конвеер нужен. И еще, мне очень помог один тренинг по организации сервиса и его предоставления (delivery) с примерами и всякой фигней.

      А тех кренделей у давно не вижу, команду перетряхнул, ценр тяжести сместил на управление и финансы. Да, про "буду шенген предлагать", получили мы хороший заказ, но одно условие "и это тоже сделать", угу а там ни лицензии, ни специалистов. Поскреб по сусекам, нашел, под агентские. Тут спрашиваю, вот у них еще глобальная проблема. Мне говорят - мы нет, но сведем  с кем нада - посчитал долю - угу, идет. Тема вторая совсем не из ИТ.  

      • Аватар

        Пустовит Андрей [apustovit], 04 сентября 2012, 21:09

        0
        А они и не должны продавать. Они должны обеспечить "лид" или зацепку. Выслушать, узнать где и что болит. Они типа из одного племени с клиентом. А вот потом заводят в кабинет айтишника и представляют - "Это Чак Норрис среди компьютерщиков. Сейчас он будет устраивать карате, да такое, что Вам и не снилось. Вопросами не отвлекать, кофе-чай предлагать, Никогда, не под каким предлогом не задавать вопрос "А когда у нас интернет заработает? ". В конце дня увидите какой у вас в сети будет порядок и благоденствие! Все чмоки на созвоне...". Вот этот Чак Норрис и продаст в итоге, если не облажается. Это так, схематично.
        • Аватар

          Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 04 сентября 2012, 21:20

          0
          Да я про то же. Собственно клиентов теплых я уже получал от отдела продаж одного из клиентов, была такая договоренность. Но мои друззя б/у тоже имели обильную агентуру, но не получалось убедить.
  • Аватар

    Забелин Максим Анатольевич [stecker], 30 августа 2012, 21:19

    1

    По личным наблюдениям. Успешных ИТ-проектов созданных "Менеджерами" больше на порядок, чем аналогичных проектов созданных "Технарями". 

    Судя по всему соблазнов свалиться в предмет у "Технаря"больше. Отсюда и печальный процент. 

    А насчет найти эффективного предметника - для эффективного менеджера - это не бог весть какая проблема.

  • Аватар

    Толстопятов Сергей [oldseaman5], 31 августа 2012, 10:31

    1

    Поддерживаю полностью Станислава!

    Если IT шник ХОЧЕТ заниматься собственным делом то ему придется искать продюссера. Если же он хочет получать прибыль, то ему придется осваивать азы управления, финансового учета и т.д. И чем успешнее будет предприятие, тем меньше он смоожет заниматься своим любимым делом.

    Грамотный управленец может заХОТЕТЬ удариться в IT бизнес только в том случае, если он видет предпосылки к увеличению собственных доходов по отношению с текущими заработками. Простое желание - плохой мотив для начинания собственного бизнеса.

    Так же имел печальный опыт партнерства с звездным ITшником. Все закончилось плачевно.

    • Аватар

      Ланцев Андрей [Sansey], 31 августа 2012, 12:19

      1
      Аналогично. Первый партнер был технарем, но при этом никаким продажником и управленцем. При этому у него было больше рычагов управления компанией и одеяло он тянул вечно не в ту сторону вследстие чего страдали продажи. Пришел к выводу, что управление на данном этапе важнее "технологий" и отпочковался. В итоге бывший партнер где-то там сидит и хз что делает, а я развиваюсь...
      • Аватар

        Толстопятов Сергей [oldseaman5], 31 августа 2012, 12:32

        1

        Так в этом и есть отличие специалиста и предпринимателя

        Специалист - человек который очень хорошо знает свое дело, может выполнить заказы качественно, в срок. А Предприниматель - тот кто находит эти заказы, может преобразовать умение специалиста в материальные ценности и платит специалисту за то что тот может.

  • Аватар

    [sozimov], 02 сентября 2012, 11:03

    1
    Достаточно исчерпывающий ответ у Аркадия Райкина в "Люди и манекены", прямо самый первый монолог.

    Чтобы не напрягаться в поисках, http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1005507

    И бюрократ / управленец, и тогда, и сейчас почему-то за свое незнание хочет кусок ветчины сильно толще, чем тот кто все знает досконально.

  • Аватар

    Демченко Александр [Darkman], 03 сентября 2012, 13:22

    1
    У меня был знакомый, он занимался "запуском бизнеса" и когда подымал его то продавал и начинал новое. Захотел сделал Пекарню, нашел помещение, оборудование, поваров, рецепты, договора на поставки в торговые точки, все запахало, продал. Потом так отрывал салоны красоты, авто-сервис, рестораны, производство молочных продуктов, майонеза, пивоварню и что-то еще всякого. Хотя когда с ним общался, в начале каждого бизнеса он мало имел представления из чего он состои, разбирался и делал. Согласен тут нужно желание, и терпение. Уже лет 5 за бугром живет, мотается по всем странам...
  • Аватар

    Каплин Павел [BoyKot], 05 сентября 2012, 11:24

    1

    Детский сад такой)

    Никто проектному управлению не обучался что ли?)