Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Как уменьшить саботаж внедрения нового проекта

Как говорилось в аннотации к статье, почти каждый новый проект, особенно связаный с разработкой учетных систем или автоматизацией бизнес процессов, сталкивается с саботажем. Он может быть явно выраженным в виде высказывания необоснованного негативного отношения к результатам внедрения проекта, или идти тихой сапой, когда люди просто игнорируют поручения связанные с внедрением (например, стоит задача провести тестирование рабочего места оператора, дается задание попробовать, а человек просто забивает на него). Как результат, внедрение проекта начинает буксовать, после внедрения появляется куча замечаний о которых не было известно во время тестовой эксплуатации и т.п. проблемы. Не стоит недооценивать негативное влияние на проект такого саботажа, я в своей практике встречал как люди саботировали проект после внедрения которого компания понесла дополнительные расходы намного превышающие стоимость самого проекта. Я считаю, что большая доля успеха любого проекта кроется в воле руководителей компаний, но не все они готовы к жестким мерам (особенно в малом и среднем бизнесе). Так как нам с этим бороться?

Учебники по управлениям проектами учат нас, что стадии внедрения должна предшествовать стадия пропаганды нового проекта, основная цель которой рассказать о преимуществах которые они получат после внедрения. Только после того как все сотрудники компании начинают жить с мыслью, что новый проект их избавит от многих проблем можно приступать к внедрению. Способ очень хорош, особенно если модернизируемая система имеет явные проблемы (например, проблемы с производительностью). Но, увы, не всегда есть возможность долго подготавливать почву, особенно если система работает, а руководство по какой-то причине решило ее поменять. На одном из крупных проектов, наш подрядчик предложил создать "точки роста проекта" (дословно его фраза) для этого предлагалась действовать по такой схеме:

  1. выявить в отделах, которых касается проект, неформальных лидеров - это не обязательно руководители отделов, просто сотрудники к мнению которых прислушиваются коллеги;
  2. включить их в команду проекта, обязательно привлекать их на стадии разработки и внедрения проекта, т.е. исключить формальное членство в команде;
  3. люди должны видеть и понимать, что их идеи и предложения реализуются в новом проекте.

Для чего это делается? Все просто, когда неформальные лидеры отделов будут задействованы в разработке и внедрении проекта, они уже не смогут стать инициаторами саботажа и будут подавлять проявления саботажа со стороны других участников (как не крути, а проект-то уже отчасти их). Задача с помощью этих людей создать в отделах точки роста проекта, провести с их помощью ускоренную пропаганду нового проекта. Дополнительно они станут первыми экспертами по проекту и смогут оказывать помощь на начальной стадии эксплуатации.

У данной методики есть недостатки, на мой взгляд они следующие:

  1. размер команды проекта раздувается, может всем не хватить ролей, вовлеченность лидеров будет мала;
  2. неправильное выявление лидеров коллектива, особенно в более или менее крупных компаниях, как следствие не тот человек на проекте;
  3. в команду могут попасть люди на которых нет рычагов воздействия и у которых нет мотивации к работе на проекте, как результат точки роста не будут созданы.

Несмотря на недостатки, методика хорошо показала себя при внедрении систем учета, особенно когда был массовый переход с 1С:Предприятия 7.7 на 8.0, многие люди со скрипом переходили на новую платформу и как раз создание "точек роста" отлично помогало с этим.

Комментарии (6)

  • Аватар

    Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 03 января 2014, 02:23

    0

    Саботаж рядовых сотрудников еще как-то можно уменьшить. Один из способов самый формальный - перед началом проекта собрать всех на планерке где самый главный босс даст необходимые полномочия - вплоть до увольнения саботажников.

    В этом случае саботажа не быват практически, но заручится таким уровнем полномочий и доверия тяжело ) .

    ---

    Но бывает так что иногда проект начинают саботировать те кто платят за него деньги - часто неосознанно. Стоимость при этом сразу взлетает в разы. Вызывая коллапс.

    Вот что с этим видом саботажа делать  я пока мало представляю

    • Аватар

      Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 03 января 2014, 07:50

      0

      Вообще я выдедил несколько категорий людей, которые находятся в группе риска "саботажников", я их назвал примерно так:

      1. ветераны - люди долго проработавшие в компании, знают ее либо с основания, либо очень давно, таких как правило не увольняют;
      2. звезды - люди которые хорошо разбираются в своих должностных обязанностях, не брезгуют работой не по своим должностным обязанностям, рано или поздно станут руководителями отделов;
      3. приближенные к императору - родственники руководства, как правило просто просиживают рабочее время, редко мотивированы на работу, любят жиловаться через голову сразу своему покровителю.

      Предложенная методика призвана вовлекать 1 и 2 группу, третья просто балласт, с которым проекту будет труднее доплыть до финиша, если конечно они не потопят его раньше.

      Насчет "рубить головы" саботажникам, такого я почти не встречаю в своей практике, особенно в малых и средних компаниях, где, зачастую, весь коллектив держится на личных взаимоотношениях с директором.

      • Аватар

        Пустовит Андрей [apustovit], 04 января 2014, 20:43

        0

        Из текущего проекта:

        1. "ветераны - люди долго проработавшие в компании, знают ее либо с основания, либо очень давно, таких как правило не увольняют" -- весь процесс компании (логистика, железнодорожные перевозки) работает в нескольких общих файлах в экселе!!! Для этой цели на аутстафинге (не нашем) сидит мальчик, которые эти файлы готов оперативно восстанавливать. Ветераны по другому не умеют. Или им не известно об альтернативе.

        2. "звезды - люди которые хорошо разбираются в своих должностных обязанностях, не брезгуют работой не по своим должностным обязанностям" -- около 10 мощных манагеров с красными глазами, в которые вставлены спички. Отпуск - забудь, спать -- 6 часов в сутки. Ввод в эксплаутацию нового такого специалиста (ньюансы работы, законодательства, контакты нужных людей на точках погрузки, ньюансы по каждому клиенту) -- год.

        3. приближенные к императору -- собственно они и вышли на нас. Ожидают нескольких новых крупных клиентов и понимают, что при такой системе построения работы им не обработать пролажи. Ну что сказать -- повезло.

        P.S. Компания уже 10 лет так работает. Подписали договор после первой встречи без суммы.

    • Аватар

      Мартикайнен Андрей [Wooster], 04 января 2014, 20:08

      0

      Но бывает так что иногда проект начинают саботировать те кто платят за него деньги - часто неосознанно. Стоимость при этом сразу взлетает в разы. Вызывая коллапс.

      Вот что с этим видом саботажа делать  я пока мало представляю

       

      Я в таких случаях общаюсь с клиентом.  Как вы написали, в подавляющем случае, часто заинтересованы и одновременно динамят неосознанно. Не имеют опыта проектных работ и не понимают изначально, для чего нужен тот или иной этап, не понимают, что команда исполнителей резервируется под проект и не может полноценно заниматься чем-то другим. В общем рассказываю, как образом работаю, какие особенности, какие могут быть проблемы у нашего общего проекта, какой был негативный опыт. Рассказываю как партнер в нашем общем проекте. После этого обычно становится лучше. Либо же результатом беседы может быть ясное видение, что надо прекращать работу с этим клиентом и не терять деньги. Избавиться от данного риска (саботажа ЛПР), думаю, не удастся, а учесть- вполне возможно, если разработать процедуру обработки такого риска и делать однотипные проекты.

       

       

      Вообще, по-хорошему, надо, чтобы они платили за простои по своей вине, сейчас думаю, как бы элегантнее такое осуществить.

       
      • Аватар

        Мартикайнен Андрей [Wooster], 04 января 2014, 21:55

        0
        Добавлю: частенько надо быть мотором и всех вокруг воодушевлять на трудовые подвиги, в том числе и клиента, который столкнулся с новыми и неприятными для него особенностями текеущего проекта и проектной деятельности в целом, успокаивать, убеждать, что надо постараться приложить еще немного усилий и все будет хорошо, и это хорошо выразить в позитивных результатах для клиента (напоминая, что этот самый клиент от проекта хотел, и как это круто).