Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Можно ли легко принять консьюмеризацию?

Можно ли легко принять консьюмеризацию?

Уже на современном уровне развития технологий консьюмеризация — неизбежность, с которой приходится сталкиваться ИТ-отделам. Но на сегодняшний день на представляет собой ничто иное, как стратегическое поле боя где-то посередине между ИТ и конечными пользователями. И, к сожалению, ни одна из сторон не сможет извлечь из сложившейся ситуации выгоды, пока отношение обеих к ней не поменяется.

Глобально под консьюмеризацией принято понимать постепенный переход специализированных технологий в руки массового пользователя. К примеру, если раньше смартфон был сложным высокотехнологичным инструментом, теперь это привычный "карманный помощник" даже для тех, кто не очень хорошо понимает в компьютерах.

Консьюмеризация, как и любое другое «глобальное движение рынка», имеет свои преимущества и недостатки для конкретных компаний. Но, к сожалению, находится она уже на той стадии, на которой продвижение тренда в массы не остановить. Всем участвующим сторонам рано или поздно придется с чем-то смириться:

  • Пользователям придется смириться с тем, что выбранные ими для использования в офисе «домашние» технологии не так безопасны, как им кажется с первого взгляда. Им все-таки придется принять во внимание советы ИТ-служб;
  • Со своей стороны ИТ-службам придется осознанно ослабить контроль над ИТ-инфраструктурой, сохранив контроль там, где это возможно.

ИТ-специалисты, выступавшие на BriForum 2012, предлагают несколько шагов, облегчающих принятие консьюмеризации.

Шаг 1. Прекратить борьбу с конечным пользователем. Консьюмеризация нервирует ИТ-специлистов, поскольку конечные пользователи начинают выбирать используемые технологии сами, не заботясь об общей безопасности корпоративной ИТ-инфраструктуры. Но на самом деле можно взглянуть на проблему и с другой стороны: пользователи просто пытаются выполнить свою работу. А раз они пришли к выводу, что необходимо заменить инструменты, предоставленные им на предприятии, значит, последние не справляются с возложенной на них задачей. Иными словами, вместо того чтобы задавать себе вопрос: «Как остановить пользовательский произвол?», необходимо задуматься о том, что его вызывает.

Шаг 2. Предложите альтернативу. Лучший способ приучить пользователей не применять «сторонние» инструменты - предоставить в их распоряжения такой функционал, который понравится им самим. Это, как минимум, значит, что корпоративные приложения должны быть быстрыми и удобными в использовании.

Наиболее распространенным примером (в том числе и в России) замены корпоративного инструментария на «личный» является использование бесплатных почтовых сервисов, допускающих большие вложения, если требуется отправить письмо, «не пролезающее» в корпоративную почту. Чтобы раз и навсегда «отвадить» пользователей от такой практики в простейшем случае необходимо просто увеличить размер вложений на корпоративном почтовом сервере. А иногда даже более выгодным решением может стать перевод на тот же Gmail всей почты организации.

Так или иначе, если не получается уверенно конкурировать со «сторонними» инструментами, ИТ-отделу придется просто сдать позиции.

Шаг 3. Уберите лишние функции. Чтобы пользователь принял и начал пользоваться каким-то инструментом, необходимо постоянно следить за удобством его использования. Интерфейс приложения должен предоставлять только те функции, которые нужно пользователю для решения его рабочей задачи. Если за 30 секунд пользователь не сообразил, как применяется инструмент, скорее всего, он закроет корпоративное приложение и отправиться искать что-то попроще.

Шаг 4. Привлеките руководство от бизнеса. Консьюмеризация — это не просто изменение технологий, это эволюция того, как в принципе люди выполняют поставленные задачи. Соответственно, консьюмеризация неизбежно затрагивает работу отделов закупок и кадров, а также руководство от бизнеса. С этими отделами необходимо работать сообща, ведь только так можно успешно поддержать, например, идею BYOD.

Шаг 5. Снимите с себя чужие задачи. ИТ-отделы до сих пор выполняют в организациях все функции, хоть как-то связанные с компьютерами, от настройки серверов, до блокирования доступа к отдельным веб-сайтам. Хотя, например, последняя задача с успехом могла бы решаться отделом кадров. И совершенно не обязательно для этого обучать их сотрудников. Задачу из технической можно превратить в административную. В частности, в случае с блокировкой доступа к нежелательным ресурсам можно было бы дать возможность пользователю обходить блок, но при этом предупредить его, что при нарушении регламента руководителю или сотруднику отдела кадров будет отправлено автоматическое уведомление. Так ИТ может освободить себя от частных задач, сосредоточившись на стратегической работе.

Шаг 6. Переключитесь с управления устройствами на управление данными. Отказ от блокировки «чужих» устройств совершенно не означает отказ от политики безопасности. Просто вместо управления конечным набором устройств, следует сосредоточить внимание на управлении данными, которые проще контролировать. То же шифрование корпоративных данных поможет защитить информацию, вне зависимости от того, на каком устройстве она размещена.

По материалам http://searchconsumerization.com.

Дополнительные материалы:

Комментарии (6)

  • Аватар

    Ланцев Андрей [Sansey], 09 августа 2012, 18:24

    0
    А чем консьюмеризация (слово то какое) отличается от этого самого BYOD??? Я что-то не уловил.
    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 09 августа 2012, 18:35

      0

      BYOD - частный случай, консьюмеризация - общий.

      • Аватар

        Beshkov Andrey [Andrey Beshkov], 15 октября 2012, 11:25

        0
        Консьюмеризация это не только принос своих устройств BYOD, но и использование сторонних облачных сервисов и применение ПО не предназначенного для корпоративных сетей. Одним из типовых примеров можно назвать Dropbox и Skype в корпоративной среде.
  • Аватар

    Пустовит Андрей [apustovit], 10 августа 2012, 13:10

    1

    "Но на самом деле можно взглянуть на проблему и с другой стороны: пользователи просто пытаются выполнить свою работу. А раз они пришли к выводу, что необходимо заменить инструменты, предоставленные им на предприятии, значит, последние не справляются с возложенной на них задачей. " - установите мне Adobe Photoshop, мне надо цвета в логотипе поменять для макета, я в другом работать не умею.

    "Лучший способ приучить пользователей не применять «сторонние» инструменты - предоставить в их распоряжения такой функционал, который понравится им самим." - все удалить, оставить ссылку на страничку Вконтаке на рабочем столе.

    "Шаг 3. Уберите лишние функции." - одна большая кнопка "Сделать все всю работу", только красного цвета, а то будут долго искать что нажимать.

    И да. Больше новых терминов :)

    • Аватар

      Beshkov Andrey [Andrey Beshkov], 15 октября 2012, 11:34

      0
      Если посмотреть правде в глаза, то большинство самописных решений в крупных предприятиях это кошмар как с точки зрения юзабилити, так и с точки зрения производительности труда. Коммерческий софт тоже не шедевр в этом плане. Поэтому не удивительно что пользователи хотят того удобства к которому привыкли дома.
      • Аватар

        Пустовит Андрей [apustovit], 15 октября 2012, 12:01

        0
        А дома у пользователей написанное ими под свои нужды и привычки? Идеала нет ни где. То что фотошоп доступен на расстоянии клика и стоит для них ноль денег, не означает, что надо разводить варезник на своем рабочем месте.