Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к чрезвычайной ситуации

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к чрезвычайной ситуации

Чрезвычайные ситуации случаются каждый день. Едва ли есть способ избежать их. Поэтому правильная постановка вопроса не «Произойдет ли это?», а «Когда это произойдет?». К аварии нужно быть готовым, хотя обычно на эту подготовку не хватает времени. Но тогда, если катастрофа случится, она может полностью разрушить ваш бизнес. Вместо того чтобы просто сидеть и ждать, имеет смысл подготовиться к ней, чтобы было легче восстановиться. Вот несколько вещей, которые необходимо сделать.

1. Приобретите хороший резервный источник питания. В случае аварии хороший UPS позволит вам сохранить хотя бы некоторые данные. А это лучше чем ничего. Если в офисе отключится электричество (как часто бывает в чрезвычайных ситуациях) аварийного источника бесперебойного питания будет вполне достаточно, чтобы не допустить полной потери данных. Вы сможете удаленно войти в сеть и успеть осуществить резервное копирование.

2. Делайте резервные копии данных. Пока есть данные, необходимо обеспечить возможность их восстановления. Резервное копирование является самой важной частью подготовки к чрезвычайной ситуации. Без резервных копий вы обречены. Однако простого резервного копирования на внешние носители недостаточно. Вам также необходима возможность удаленного резервного копирования. Убедитесь, что резервные копии делаются ежедневно, и они читабельны.

3. Создавайте полные образы диска. Образы диска так же важны, как и резервные копии данных. Некоторые продукты для резервного копирования (например, Acronis ABR) позволяют сделать резервный образ диска и установить его на другом компьютере. Это один из самых быстрых путей восстановления системы. Создавайте резервные образы системы как минимум раз в неделю.

4. Задокументируйте приложения сервера и клиентов. Одна из проблем восстановления — знать где и какие приложения были установлены. Вы значительно облегчите процедуру восстановления, если зафиксируете всё программное обеспечение, которое используется в вашей системе. При этом желательно отразить и версию программного обеспечения. Вы должны знать о своей системе, как можно больше (и не стоит полагаться на свою память).

5. Проверьте состояние RAID-массивов. Зачастую состояние RAID-массивов никто не проверяет. Чтобы не потерять данные необходимо отслеживать работоспособность жестких дисков, объединенных в RAID-массив, и в случае необходимости заменить их. RAID-массив не следует рассматривать только как средство резервного копирования (хотя некоторые думают именно так). Очень важно постоянно следить за статусом RAID-массива, чтобы избежать катастрофичного уровня потерь.

6. Храните резервные копии вне офиса. Какой смысл в резервных копиях, если они могут сгореть вместе с офисом в случае пожара? Конечно, их можно хранить в несгораемом шкафу, но зачем рисковать? Организуйте систему хранения резервных копий вне офиса. Если вы действительно заботитесь о безопасности, вам нужны как минимум три внешних накопителя. Один рабочий, другой в несгораемом шкафу и третий за пределами компании. Хотя это потребует дополнительных затрат (для поддержания актуальности всех трех копий), зато у вас гарантированно будут резервные копии.

7. Задокументируйте сеть. Документирование не должно ограничиваться только программным обеспечением. Вам необходимо задокументировать сеть, чтобы знать, что и как вы использовали, адресную схему и меры безопасности в сети. Используйте диаграммы и описания. С такой документацией восстановить вашу сеть будет гораздо легче. Убедитесь, что описание произведено правильно и получилось четким, достаточно полным и глубоким, чтобы любой сетевой администратор смог восстановить сеть как можно быстрее.

8. Обеспечьте отказоустойчивость веб-узла. Резервное копирование — это хорошо. Но если бизнес напрямую зависит от вашего веб-сайта, необходимо обеспечить и его удаленную отказоустойчивость. Тогда если ваш «местный» сервер выйдет из строя, вы легко сможете переключиться на удаленный. При этом необходимо удостовериться, что происходит регулярное обновление содержимого сайта на удаленном сервере, чтобы не восстановить устаревшие страницы.

9. Храните дистрибутивы ПО вне офиса. Наверняка вы вложили много средств в приобретение программного обеспечения (конечно, если вы не используете свободное ПО). Облегчите себе жизнь и увезите все дистрибутивы в безопасное место. А еще лучше, сделайте их копии, а оригиналы храните вне офиса. Тогда, если случится авария, для восстановления работы офиса вам не придется искать все дистрибутивы заново. Кроме того, убедитесь, что все ключи и серийные номера для ПО хранятся в надежном месте.

10. Разработайте план аварийного восстановления. У вас должен быть надежный план, который поможет вам справиться с чрезвычайной ситуацией. Если произойдет авария, вы должны точно знать, как реагировать. Убедитесь, что ваш аварийный план детально проработан, и каждый сотрудник знает, что ему нужно делать в случае аварии. Помните, что в чрезвычайной ситуации дорога каждая секунда. И главное — не паниковать!

По материалам techrepublic.com

Дополнительные материалы

Комментарии (5)

  • Аватар

    Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 16 декабря 2011, 00:33

    0
    Хм... Все пункты комментировать не буду, но пункт номер девять напрямую вводит вас в конфликт с законом по поводу лицензирования. Особенно если у вас в наличии хотя бы один контрафактный продукт. А такое сплошь и рядом.
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 16 декабря 2011, 14:52

      0
      В чем противоречие? Наоборот, если дистрибутивы и документация к ним будет хранится в каком то определенном месте - в случае чего все это можно оперативно доставить и предъявить. Прецеденты были, особенно с международными компаниями у которых компьютеры здесь, а документы на лицензии в штаб-квартире непонятно где. 
      • Аватар

        Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 16 декабря 2011, 16:05

        0
        В случае когда повод есть придраться, а это достаточно часто бывает, наличие второй копии воспринимается как ещё один нелицензионный компонент. вот и всё.
        • Аватар

          Перерва Станислав [paranoya], 16 декабря 2011, 18:44

          0
          Когда кому-то хочется придраться, то он говорит, что серийный номер windows не совпадает с серийным номером компьютера и поэтому всё конфискуется. ;)
          К тому же, сейчас ПО можно скачать с сайта фирмы-производителя и количество этих копий не может выступать в качестве нелицензионного компонента. Если же ПО поставляется на носителе, то стоит прочитать лицензионное соглашение, и если в нем будет пункт, разрешающий сделать одну копию носителя, для резервного копирования, то претензии со стороны проверяющих будут необоснованными.
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 16 декабря 2011, 10:25

    0
    Вообще-то План Аварийного Восстановления (Disaster Recovery Plan) и резервное копирование смешаны в одну кучу. А между тем цели и задачи у них разные. DRP - пункты 3,10 стоят куда дороже и нужны куда реже чем все остальные.