Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Что такое бизнес-модель?

Что такое бизнес-модель?

Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создает, поставляет клиентам и приобретает стоимость (экономическую, социальную, культурную и др.). По сути, она описывает, как бизнес будет зарабатывать деньги. Запуская стартап, покупая готовую компанию или инвестируя в чей-то бизнес, вы должны ответить на ключевые вопросы относительно вашей бизнес-системы: «что?», «как?», «для кого?», «с кем?» и т.д.

Сегодня многие компании, особенно Интернет-стартапы, считают разработку бизнес-модели необязательной. Они наивно полагают, что стоит только создать некую социальную / культурную / развлекательную ценность, как люди сразу завалят их деньгами. Отсутствие бизнес-модели является чрезвычайно рискованным. Даже крупные компании с огромным числом пользователей пострадали от этого. Например, печально известный провал первичного публичного размещения акций Facebook.

Бизнес-моделей не так уж много. Компания, предлагающая свои услуги частным лицам, использует модель «Бизнес для Потребителя» (В2С), делая деньги на продаже продуктов или услуг непосредственно потребителям. Компания, которая продает оборудование и инструменты для бизнеса, использует модель «Бизнес для Бизнеса» (B2B), делая деньги на продаже продуктов или услуг не конечным потребителям, а другим компаниям. Если человек имеет доступ к рынку, где он может взаимодействовать с другими людьми и обмениваться с ними товарами или услугами, это – модель «Потребитель для Потребителя» (С2С). Торговая площадка (например, eBay, Taobao), ничего не продавая потребителям, берет деньги с пользователей в виде процента с каждой заключенной сделки. Наконец, если компания оказывает услуги местным или федеральным властям, это – модель «Бизнес для Государства» (B2G). Чаще всего государственные контракты заключаются в сфере строительства и ИТ. Все остальное – просто вариации этих четырех основных бизнес-моделей.

Стартапы часто используют одну из разновидностей B2C моделей. Когда стратап рассказывает инвесторам, что планирует собрать большую аудиторию и затем ее монетизирует при помощи рекламы, очень часто за этим в реальности стоит только продажа обещаний потребителю и ничего больше, т.е. B2C. Инвестор тут и является непосредственным потребителем продукции стартапа.

Бизнес-модель тоже можно продать. Это осуществляется посредством договора франчайзинга, когда одна сторона передает другой стороне за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Превращение успешного бизнеса в воспроизводимую бизнес-модель с последующей продажей франшизы – отличный способ получения дополнительной прибыли.

Невозможно осуществлять предпринимательскую деятельность без бизнес-модели, поскольку смыслом существования любой компании является получение прибыли. Поэтому с самого начала нужно определить, как вы будете зарабатывать деньги.

Дополнительные материалы

Комментарии (0)