Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Интернет-вещей: M2M технологии на службе малого бизнеса

Интернет-вещей: M2M технологии на службе малого бизнеса

В публикациях в рамках нашего сообщества мы редко поднимаем тему интернета вещей и в целом M2M технологий. Однако в большинстве сегментов ИТ они могут быть полезны малому и среднему бизнесу. В отдельных ситуациях эти технологии даже сами могут стать основой для выгодных бизнес-моделей небольших предприятий, правда, до масштабного распространения этой идеи, видимо, еще далеко.

Помимо интернет-сервисов для частных потребителей и бизнеса, сегодня активно развиваются сервисы, ориентированные на «машины» (сегмент M2M). С ростом числа подобных инструментов появился даже отдельный термин для описания взаимодействия неодушевленных сущностей в Интернете – «Интернет вещей» (Internet of things, IOT). Формально к нему можно отнести даже автоматизированные терминалы продажи услуг или продуктов. Более того, многие из нас уже активно пользуются этим «взаимодействием вещей», ведь не зря интернет уже несколько лет назад перестал принадлежать людям: несколько лет назад по подсчетам аналитиков число вещей, подключенных к интернету, превысило число пользующихся им людей.

Однако пока аналитики наперебой сулят интернету вещей большое будущее уже завтра, стартапы и малые предприятия не стремятся строить свою бизнес-модель на такой непривычной и в чем-то даже не обкатанной технологии. В качестве главного сомнения обычно выступает отсутствие единых отраслевых стандартов, обеспечивших бы совместимость «всего со всем». Пока такого стандарта нет, будет крайне сложно просчитывать долгосрочные перспективы масштабного проекта. А значит, и взрывного роста популярности идеологии интернета вещей ждать не приходится.

Но, говоря о применении каких-то технологий в малом и среднем бизнесе, мы редко имеем в виду масштабные развертывания. А посему определенные преимущества от интернета вещей и сервисов M2M малый бизнес может получить уже на сегодняшней стадии их развития. Вот лишь несколько примеров, где M2M может упростить существующую бизнес-модель (основанную на совершенно других идеях):

  1. Автоматизированный сбор показаний счетчиков и датчиков. M2M обеспечивает широчайшие возможности для мониторинга и управления состоянием оборудования, полезные не только для коммунальных предприятий. Сравнительно недорого (пускай даже на китайских комплектующих), к примеру, можно организовать систему слежения за автомобилями, находящимися на выезде в компании, обслуживающей компьютеры и сети. Система автоматического поиска ближайшего свободного сотрудника на подобии той, что используется в такси, значительно упростит логистику, если речь идет об обслуживании более чем пары десятков клиентов, да еще и на территории, склонной к аккумулированию пробок.
  2. Удаленный мониторинг ИТ-инфраструктуры. Формально удаленный мониторинг – этот тот же самый сбор показаний с датчиков (только в этом случае датчики порой оказываются программными, а не аппаратными), правда, его почему-то принято выделять в отдельную категорию возможностей. Имея набор постоянных клиентов и возможность удаленно мониторить их ИТ-инфраструктуру по ряду наиболее важных показателей, сервисная компания сможет частично даже планировать свою нагрузку. Ведь ИТ-проблемы часто приходят не мгновенно. О том, что заканчивается место на хранилище или незначительно падает напряжение на блоке питания, вполне можно узнать заранее.
  3. Веб-разведка данных о клиентах. Многочисленные примеры из реального бизнеса показывают, что целевая аудитория продукта, запланированная продажниками, порой не совпадает с его реальными потребителями. Здесь кроется большая проблема маркетинга: все рекламные кампании направлены именно на целевую аудиторию, а ведь гораздо большей эффективности можно было бы добиться, если немного откорректировать ее в сторону реальной группы клиентов. Получить информацию о том, что из себя представляют пользователи интернет-сервисов или посетители сайта компании, помогут автоматические веб-агрегаторы, отслеживающие активность клиентов, к примеру, в социальных сетях или хотя бы просто на сайте компании.
  4. Собственная безопасность. Сейчас уже даже интернет-провайдеры предоставляют услугу удаленного наблюдения за происходящим в офисе / дома с камер безопасности. Причем, из класса «премиум» эти услуги уже постепенно перешли в разряд «обыденных», как и вневедомственная охрана помещения.
  5. Автоматизация определенных этапов заказа услуги или продукта. М2М за счет огромной популярности мобильных устройств позволяет упростить многие обычные бизнес-процедуры, автоматизировав рутину или обеспечив заблаговременное планирование. К примеру, в крупных городах некоторые магазины уже имеют «зеркало» в интернет и допускают резервирование товара на складе перед личным посещением магазина через приложение для смартфонов. В полной мере эта функция, конечно, не относится к интернету вещей, но часто с ним ассоциируется. Для организации подобного сервиса совершенно не обязательно иметь миллиардные обороты. А преимущества налицо: с одной стороны, при такой схеме работы клиент не ездит впустую. С другой - компания получает дополнительные имиджевые преимущества. Еще одно возможное применение М2М – снижение числа операций ручного ввода данных, к примеру, ФИО клиента и его платежных реквизитов. Идентификацию можно построить на основе пластиковых скидочных карт или программным методом через смартфоны.

Дополнительные материалы:

M2M

Комментарии (0)