Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Не пора ли генеральному директору отвечать за ИТ?

Не пора ли генеральному директору отвечать за ИТ?

Обычно сначала публикуется материал, а потом итоги его обсуждения. С материалом «Кому должен отчитываться ИТ-директор — генеральному или финансовому директору?» получилось наоборот, а между тем исходная публикация в блогах компании также весьма интересна.

Традиционно считается, что ИТ-директор должен заслужить место за столом совета директоров, демонстрируя свои лидерские качества, обеспечивая реальную отдачу от ИТ и т.д. и т.п. Однако существует и другая точка зрения.

Когда новый генеральный директор приступает к исполнению своих обязанностей, он должен принять решение о том, какие должности являются стратегически важными, и кто из подчиненных будет отчитываться непосредственно ему. Это решение должно быть основано не на результатах деятельности действующих должностных лиц (или новой команды), а на их предполагаемой сфере деятельности. Таким образом, если ИТ-директор не был включен в состав совета директоров, значит генеральный директор не считает ИТ достаточно важными для успеха компании. В условиях современной «цифровой» экономики, акционеры должны распустить совет директоров, который назначил генерального директора с таким отсталым мышлением.

Как минимум 50% этой проблемы связаны именно с генеральным директором. Почему не все 100%? Потому что остальные 50% приходятся на ИТ-директора, который согласился с линией, продиктованной генеральным директором, не смотря на то, что у него был выбор. ИТ-директор, входящий в состав совета директоров, может убедить руководство компании в необходимости и в положительном результате использования ИТ. Но и здесь многое зависит от генерального директора. Если он видит потенциал в применении ИТ как оружия в конкурентной борьбе, с таким руководителем приятно и интересно работать. Если же генеральный директор считает, что ИТ — это всего лишь обработка данных, а функция ИТ-директора — сокращение расходов по ИТ, то придется выбирать: либо принять его узкое видение, либо попытаться убедить его, что он неправ, либо просто уйти. Такой выбор должен сделать каждый действующий ИТ-директор при назначении нового генерального директора.

Проблема в том, что хорошие ИТ-директора уходят к хорошему генеральному директору, а плохие остаются с плохими руководителями, не пытаясь убедить их в стратегической важности ИТ. Возможно, это и неплохо — руководство получает такого ИТ-директора, которого заслуживает. Однако многие хорошие ИТ-директора отчитываются финансовому или исполнительному директору, хотя было бы лучше докладываться непосредственно генеральному директору. Единственный способ разорвать этот порочный круг — совет директоров должен интересоваться взглядами потенциального генерального директора на ИТ. Если он не понимает стратегическую важность ИТ в настоящий момент времени, стоит рассмотреть другую кандидатуру на эту должность.

По материалам blogs.forrester.com

Дополнительные материалы

Комментарии (5)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 12 декабря 2011, 14:20

    0
    Вы хоть понимаете, что совет директоров в средне-крупных (до 3000 человек) компаниях как правило исполняет формальную роль? Он имеет смысл только тогда, когда кол-во акционеров, у которых в сумме более 75% довольно велико?
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 12 декабря 2011, 14:38

      0
      Чисто формально в российских реалиях вопрос можно поставить и по другому: на планерку к генеральному приглашают: еженедельно, только с целью пропесочить, не приглашают вовсе а приказы передают через начальство.
  • Аватар

    Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 13 декабря 2011, 00:38

    1
    Из вашей логики генеральный должен отвечать за всё и хорошо разбираться во всём. В принципе за всё он и так отвечает перед учредителями, а вот во всём хорошо разбираться не может априори. Для этого и существуют замы (директора направлений), которые и отчитываются перед ним. Другой вопрос, что эти директора(беру ИТ) не способны мыслить категориями бизнеса и говорить на понятном генеральному языке. Я уж молчу о том, что они НЕ ПОНИМАЮТ, что им говорят на том самом бизнес языке.
    так что опят возвращаемся назад.
    Цели бизнеса. Перекладываем цели на ИТ. Составляем план развития ИТ на предприятии и... дальше читаем мой каммент из "Кому должен отчитываться ИТ-директор — генеральному или финансовому директору?". Так что не нужно делать из ИТ-дира невинную овечку. Если он ИТ-дир, то он должен быть именно директором, а не сисадмином-программистом на новой должности с более высоким окладом. А все стенания, что заслужить место за столом в сформировавшейся компании трудно... Только плач. Не умеешь - не берись. Видишь, что надо реорганизовывать - говори  и обосновывай, на понятном языке. неспособен разговаривать на нужном языке - учись говорить. Только не стенай. организовывай процессы, выстраивай работу и тебя увидят, заметят и посадят за один стол с генеральным, коммерческим, финансовым и прочими директорами. и прислушаются к твоему мнению. сами его спросят.
    PS: Первый раз в процессе прямых продаж был задействован как ИТ-директор одного холдинга. В итоге техническое решение разрабатывалось не нашими инженерами из параллельной компании, а моими бойцами из ИТ управляющей компании. Это к тому что заметят и оценят.
    • Аватар

      Миронов Дмитрий [Дима Миронов], 15 декабря 2011, 14:28

      0
      ПОлностью поддерживаю Владимира.
      1. Надо знать язык бизнеса. Не стоит идти к гендиру или совету директоров с просьбой дать денег на апгрейд ХХХХХ версии 2.3.4 на 2.3.6. Скажите что получит бизнес его языком - чаще языком денег.
      2. Надо выполнять обещания. Не секрет что в среднем в ИТ только треть проектов заканчивается в срок и в бюджете (при условии поставки всех бизнес бенефитов). Так что - управляем или как минимум нанимаем людей умеющих управлять.
      3. Общайтесь с базнес подразделениями. И не только с начальниками. Спрашивайте их мнение, спращивайте что они думают о вашем отделе. и потом изменяйте отношение базнеса к ИТ.
      4. Развитие ИТ дложно вытекать из стратегии развития компании, а не наоборот.
  • Аватар

    Мануйлов Алексей [Alex_0236], 22 декабря 2011, 16:12

    0
    Директоров выбирают обычно не только для решения задач, но и для того чтобы избавить себя (главного акционера) от ответственности по большинству притязаний. Потому если это не ОАО "Сбербанк" (например), то реально делами рулят владельцы бизнеса, а никак не директора из круга совета директоров. И будь это ИТ или неИТ - значения особого не имеет. Они все должны закрывать ответственность акционеров (особенно стоящих в основании бизнеса) от ответственности и различных проблем по направлениям.
    О чем в таком свете статья тогда, объясните....