Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

СПО vs. ЕГЭ в школьной информатике

СПО vs. ЕГЭ в школьной информатике

Параллельно с учебой в институте я преподавал информатику в школе и в центре дополнительного образования. Вся разница только в том, что в дополнительном образовании дети приходили сами, а в школе посещение обязательно для всех. Одинаковые подростки, вот только одним на занятиях было интересно, и мы успевали очень много за одно занятие, а вторые видели в компьютере только игровую приставку. Сейчас в свете дискуссии Linux или Microsoft должны быть в школах, я понимаю, что за 10 лет ничего не изменилось. Кроме ЕГЭ.

В отсутствии ЕГЭ в рамках школьной информатики можно было заниматься практически чем угодно и на чем угодно. ЕГЭ превратил информатику в подраздел математики, на котором компьютеры в принципе совсем не нужны. Впрочем, там, где осталась прикладная и практическая часть по-прежнему можно использовать любой доступный софт.

В принципе за сотни сложных задач, которые сейчас частично представлены в ЕГЭ, я благодарен учителям информатике в школе и в институте. Все эти хитрые задания на сортировку, перестановку, разложение чисел, рисование сердечек, фракталов и т.д  — они учили мышлению.  Программистом я так и не стал, но вот скил в intelligence определенно заработал.

  • Умение выделить в любой, самой абстрактной, ситуации проблему, требующую разрешения;
  • Способность находить оригинальное работающее решение — самый простой и очевидный ответ в большинстве случаев не котировался.

Прикладное ПО тоже стоит упомянуть.  Я осваивал компьютер в момент, когда каждое новое поколение софта и железа радикально отличалось от предыдущего. Спектрумы и советские компьютеры в школе, сменились на 286-е и 386-е и DOS в институте, и наконец, им на смену пришли Пентиумы и оконные интерфейсы Windows 95. С тех пор столь радикальной смены поколений ПО уже не было. В итоге добровольно-принудительное знакомство с десятком ОС и множеством вариантов прикладного ПО привело к тому, что функциональность любого нового ПО предугадывается из его назначения и общего понимания того, что в нем должно быть реализовано.

К сожалению, то ли с информатикой не всем везет, то ли мотивация маленькая, но учителя информатики, также, как и прочие пользователи не хотят осваивать новое ПО, а также заниматься с учениками мышлением. Кратких курсов по Linux, на которых массово загоняют учителей в регионах осчастливленных СПО, явно не достаточно.  Чтобы вписаться при этом в формат ЕГЭ нужно проявить немалые методические способности. Учитывая, что программ и учебников информатики основанных на СПО так и не появилось — методические таланты в среде Linux-пользователей за 10 лет так и не обнаружились.

Сегодня в школах обслуживание ИТ-инфрастурктуры часто централизовано. Т.е. учитель информатики работает с тем ПО, которое ему дали, а обслуживанием занимается сервисная компания при комитете образования. Впрочем, там, где у учителей еще сохранились функции администраторов люди, способные настроить СПО продукты в школе и одновременно готовые учить детей, опираясь на открытые платформы — в школы в основном не идут — их квалификация оказывается востребована в ИТ-компаниях с большей зарплатой и меньшими сложностями. Как бы ИТ-шники не ругали юзеров, все же взрослые пользователи более благодарная аудитория, чем немотивированные школьники. Может быть все дело в этом?

P.S. Вершиной моего педагогического творчества стала статья «Программирование – новая грамотность».

Пара мнение о перспективах Linux в школе:

  • Кирилл Рубинштейн: "В Екатеринбурге одну школу полностью перевели на Линукс. У меня вопрос. А какой смысл? Ну да, дешевле. Но работать то детям все равно придется на винде. А те, у кого на рабочих ПК будет Линукс, на уроки информатики не ходят"
  • Владимир Дробышевский: "Не согласен с идеей категорически. Я считаю, что необходимо давать базовые знания ("окошечный" интерфейс остается таковым в любой системе и не меняется уже не один десяток лет, а основные особенности работы в том или ином типе продуктов одинаковы везде) и умение работать со справкой. И если человек поймет главные принципы, ему будет не важно, MS Word или LibreOffice Writer".

Дополнительные материалы

Комментарии (5)

  • Аватар

    Юля Першина [sobbi], 24 августа 2011, 18:14

    0
    в школе важно заложить в деток азы понимания информатики как таковой. И самое важное, как сказали выше - это научить читать справку и пользоваться поиском в интернете (самостоятельно). Львиная доля детей уже с 3-5 лет имеет доступ дома к пк и базовые знания работы. Конечно можно вложить в голову детей и основы основ - хотя бы те же системы счисления, но скольким детям из класса будет это нужно/интересно ? А из всей школы ? Вопрос с по вообще пущен на самотек .. школы выкручиваются как могут ... 
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 24 августа 2011, 18:57

      0
      >>>  Львиная доля детей уже с 3-5 лет имеет доступ дома к пк и базовые знания работы.
      Вот в этом то и проблема школьной информатики. Те кому действительно интересно - на базовом уроке делать нечего. Тем кому пофигу - делать на уроке тоже особо нечего. Детки, когда им это не нужно, вполне могут после школьного курса иметь смутное представление о копировании файлов или работе с текстовым редактором. А уж азы логики и программирования из головы выпускников вылетают намного быстрее, чем азы алгебры или правила русского языка - за полной ненадобностью.
      С другой стороны мне лично жаль, что у нас нет массовых программ по информатике вот такого уровня. Единичные инициативы показать, конечно, можно, благо наши команды традиционно занимают хорошие места в Imagine Cup и других чемпионатах по программированию и CS.
      • Аватар

        Юля Першина [sobbi], 24 августа 2011, 19:39

        1
        Еххх если бы в моей молодости родители купили мне такую путевку в лагерь ... я наверное стала бы Цукербергом раньше самого Цукерберга))) но, как говорится, помечтать то никогда не вредно)

        Правда моя молодость и горячность в свое время привела меня на должность преподавателя информатики в техникуме (ну не хватало квалифицированных преподавателей в нашей деревне, потому "выдернули" более-менее адекватную  студентку 4 курса ... она же ничего не делает диплом пишет, время свободное есть).
        Дали мне учебный план с абсолютно дикими и никому непонятными темами, выдали "книжку" аля методичку и заперли на 2 пары в римской аудитории с  2мя группами "детей" на 1-2 года старше меня ... 

        как ни странно, мои курсы (4 предмета) имели успех) но далеко не потому, что я вещала им под запись, а наверное потому, что для меня в первую очередь было важно понимание моих подопечных того, что я им говорю и показываю. И я сразу студентам своим сказала: "не нравится, не интересно - идете на самостоятельное обучение, встретимся на экзамене после сдачи всех лабораторок". Причем осталось больше половины. На следующее занятие явка была 100%. И я долго не могла понять вместе с заведующими отделений в чем же дело ... позже сошлись на мнении, что "интересно и понятно". Хотя у меня студенты были ни разу не ИТ специальностей - бухгалтеры и менеджеры. 

        Представьте ситуацию: я рассказываю про алгоритмизацию бухгалтерам и менеджерам, а они мне сами подсказывают примеры для схем, мы разбираем вместе ситуации. Наглядно - да. Понятно - да (про "свое" же говорим, про "родное"). Интересно - да.
        Материал усвоен - да.

        Позже "детки" (ну я очень в итоге привязалась к своим студентам, поэтому ласково всегда называла их "детками") начали задавать вопросы, возможно, глупые (в школе как я поняла информатики не наблюдалось в принципе), например "а покажите компьютер" (Прогресс! сначала у 50% он был "процессор"), "что там внутри?" или "как работает?". Но эти вопросы имели место быть - т.е. интерес к информатике вышел за рамки предложенной учебной программы. И что делать? наплевать на программу и рассказать про то, что действительно интересно ? А экзамены ? 
        Выходом из положения стала организация факультатива (благо, помогли зав. отделениями) - выделили лабораторию с компьютерами. Приходили студенты - задавали вопросы. Я отвечала. Показывала. На первое собрание факультатива пришли 10 студентов. Просидели часа 4. Все ушли довольные. Разбирались в большинстве вопросов "налету".  В итоге факультативы опять переехали в римскую (места больше), но мне почетно выдали ноутбук и проектор. И вот на этих самых факультативах как ни странно детки  научились как минимум не бояться компьютеров. Не бояться задавать вопросов, а во многих случаях и вообще не бояться не знать чего-то. Проснулся интерес к компьютерам, программам, технологиям.

        В итоге - упешная сдача экзаменов всех групп по всем предметам в присутствии аттестационной комиссии (техникум был на аттестации). Моя счастливая физиономия на доске почета. А, главное, тепло на душе от того, что сделала хорошее дело. И это дело было кому-то нужно.

        А если такую же практику, например, ввести в школах ? Я понимаю, что это затратно. Нет энтузиастов. Да и вообще в принципе это никому не нужно. 

        У меня на подъезде все лето висело объявление: "Компьютерный летний лагерь. 2 недели. Основы интернет. Программирование. Дизайн. 22тыр. Школа такая-то." Позвонила еще в июне. Мест нет до августа.  Значит идут же дети в такие лагеря. Значит начались движения в этом направлении. Значит есть энтузиасты. Значит, это кому-то нужно.

        Одна из проблем школьного образования (информатика) как я вижу - это неумение учителя "заинтересовать" (НО относится далеко не ко все педагогам, мне, в свою очередь, ОООчень "подфартило" что в техникуме, что в институте).

        Вот реальный пример. да, единичный. Надеюсь, не последний.
  • Аватар

    Павел [revolt08], 25 августа 2011, 15:21

    0
    мне не очень понятно, а кто с чем сравнивает? информатика это наука/предмет/область исследований.
    информатика как предмет безусловно нужна. но что такое информатика? обращусь к общедоступному источнику:  информатика - наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации. есть у нас наука биология - "о всем живом" есть у нас предмет об этом всем. есть у нас физика и т.д. а что за зверь "информатика"? я помню как это было: в одной школе это класс, где изучали паскаль; в другой - 12 маков, к которым не подойти, потому что кто-то додумался записать ответственным учителя информатики; в третьей - вообще бардак, вроде и все было, а нельзя, по причине полной некомпетентности учителя (для налаживания сети постоянно вызывался "специальный мальчик" из гороно). все и ничего. гугл это тоже информатика. к чему я это? к тому, что школа должна учить азам, базису. институт как на основе полученного ранее получать/создавать что-то новое. будет фундамент будут знания, будут информационные продукты, которые будут реализовываться в технологии.
  • Аватар

    Выборов Алексей [fdouch], 25 августа 2011, 15:29

    0
    Из школы детей нужно выпускать с дипломами RHCSA или (Microsoft`ный аналог). На выбор. Из института выпускники должны выходить специалистами уровня RHCE (или MS-аналог). Преподаватели соответственно должны иметь уровень знаний, чтобы иметь возможность давать детям такие знания(государство должно обеспечить).