Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Что будет с российскими ИТ-компаниями завтра: итоги опроса

Что будет с российскими ИТ-компаниями завтра: итоги опроса

Во второй половине октября мы проводили опрос, посвященный планам ИТ-компаний и ИТ-отделов фирм с другим профилем деятельности по преодолению очередного периода экономической нестабильности. Результаты опроса показали, что грядет очередной, хоть и небольшой передел рынка: в зависимости от взглядов на ситуацию, компании либо предпринимают разные антикризисные меры, повышая «отпускные» цены и соглашаясь на потерю клиентов, либо, наоборот, готовятся немного просесть в прибыли с каждого клиента, сохранив цену, но при этом получить новых заказчиков. В этом материале подробно расскажу, как все это выглядит в цифрах.

На фоне других опросов, проводившихся на страницах сообщества в последнее время, экономическая ситуация в стране привлекла значительно большее внимание. Хочу поблагодарить всех за участие.

Все участники опроса – так или иначе связаны с ИТ, представляя либо ИТ-компанию, либо ИТ-отдел в компании с иным профилем деятельности. Первых, правда, оказалось подавляющее большинство – более 75%. Разумеется, кризис, если ему суждено быть, отразится и на тех, и на других. Но влияние это, как ожидают участники сообщества, будет разным. Для ИТ-компаний худшая перспектива – это вынужденное сокращение расходов на ИТ у их клиентов. Такого развития событий опасаются порядка 78% специалистов, относящих себя к ИТ-компаниям. На втором месте – вынужденное повышение цен для клиентов (44%), а тройку «лидеров» замыкает рост закупочной стоимости компьютерной техники из-за скачка курсов валют (37%). Менее всего ИТ-компании беспокоит автоматический рост стоимости иностранной рабочей силы и повышение кредитных ставок для бизнеса.

Для ИТ-отделов ситуация несколько предстает несколько под другим углом (хотя, учитывая небольшую долю участников этой категории в опросе, построить точную статистику не представляется возможным). Более всего представителей ИТ-отделов беспокоит рост закупочной стоимости техники, а от себя добавлю – и облачных сервисов (более 70% респондентов из ИТ-отделов выбрали этот вариант); на втором месте – сам по себе рост курса иностранной валюты, на третьем – повышение цен для клиентов и сокращение расходов на ИТ.

Несмотря на то, что в тройке лидеров неприятных последствий кризиса как для ИТ-отделов, так и для ИТ-компаний оказалось неизбежное повышение цен для клиентов, почти половина опрошенных уже решилась на эту меру. 46% респондентов отметили, что компания уже запланировала рост цен. Лишь 20% пока уверенно держат позиции (остальные участники отнесли себя к не определившимся). Ровно такая же доля (46% участников) уже отмечает неприятные последствия – потерю клиентов.

А вот с планами по сокращению расходов на ИТ дело обстоит несколько иначе. Такие меры готовы ввести у себя лишь чуть менее трети компаний (29%). Почти половина (49%) твердо соблюдают бюджетные рамки. Видимо, рост «отпускных» цен планируется загодя, а вот сокращение бюджетов на ИТ ждет того момента, когда компании станет «совсем плохо».

Интересно, что в вопросе о последствиях экономической нестабильности и скачка валютных курсов для их компаний, участники опроса в большинстве своем высказывали одно из двух «мнений». Часть из них прогнозирует замедление развития своего бизнеса: прекращение приема новых сотрудников, сокращение расходов на обновление собственного парка техники, приостановление ряда проектов компании. Это «классический» кризисный вариант, которого опасаются и многие рядовые граждане: обычно после перечисленных мер следуют сокращение зарплат и коллективов, так что в этом случае они первыми пострадают.

А вот другая часть респондентов смотрит на будущее гораздо более оптимистично. Для них кризис – повод встряхнуться и начать действовать, поскольку пришло время передела рынка. В первую очередь они ожидают улучшения положения компании за счет роста количества клиентов. Эти компании не планируют повышать цену на свои услуги, чтобы забрать с рынка клиентов, «отвалившихся» от конкурентов, вынужденных увеличивать прайс. Одновременно они «прицеливаются» и на ИТ-специалистов, которые могут оказаться без работы у менее стабильных конкурентов. Смею, однако, предположить, что такое спокойствие свойственно компаниям, имеющим стабильное положение на рынке и даже некоторый «запас мощности» на случай всяких экономических передряг. Жаль, что в среднем по рынку подобных компаний не так уж много. Как я упоминала несколько дней назад, в отчетах о состоянии рынка кадровых порталов ноябрь выглядит очень печально: резко падает число открытых вакансий, растет количество резюме и доля безработных специалистов, ищущих работу. Подозреваю, такая же статистика ждет нас и в декабре.

Если вспомнить «кризисные» 2008 – 2009 года, то обстановка тогда также «нагнеталась» к новому году. После – ажиотаж вокруг кризисной темы постепенно сошел на нет, и началась «раскачка» рынка на нормальную работу. Будем надеяться, что и сейчас самое неприятное останется в уходящем 2014 году, а в 2015 нам дадут спокойно работать.

Дополнительные материалы:

Комментарии (3)