Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Стоит ли вести дела с фрилансерами: итоги опроса

Стоит ли вести дела с фрилансерами: итоги опроса

В середине октября мы проводили опрос, в рамках которого пытались выяснить отношение участников сообщества к фрилансерам и соответствующим биржам заказов. Оказалось, что хотя вольнонаемные специалисты вполне востребованы, к централизованным биржам их услуг отношение у участников опроса скорее негативное. Вот вам и ответ на вопрос, заданный в заголовке той публикации: биржа, скорее всего, «взлетит», но не так высоко, как хотелось бы и организаторам, и участникам рынка.

Всем участникам нашего опроса по работе или в рамках личных проектов приходилось обращаться к вольнонаемным специалистам. Чаще всего обращения были связаны именно с работой, а не с личными проектами (при этом большая часть участников представляет ИТ-компании, так что вполне понятен круг передаваемых на сторону задач).

Более 70% респондентов заявили о том, что хотя бы раз сотрудничество с фрилансером было успешным. Это интересная статистика, поскольку в комментариях по теме удаленной работы гораздо чаще можно встретить недовольство процессом и результатом, нежели удовлетворение от совместной работы. Видимо, соблюдение всех условий сотрудничества просто воспринимается, как само собой разумеющееся, соответственно, и писать о нем стремлений не появляется. Правда, и проблемы, как выяснилось, встречаются довольно часто. Почти половина участников рассказали о том, что исполнитель хотя бы раз сорвал сроки выполнения задачи; столько же остались недовольны полнотой исполнения выданного задания.

Примерно треть участников хотя бы раз сталкивалась с исчезновением исполнителя из поля зрения. Увы, но настолько безответственных персонажей на этом рынке много, и со временем (с популяризацией идеи фрилансерства) становится только больше.

Хотя в целом такая практика не отвадила участников опроса от услуг вольнонаемных специалистов (никто из них не выбрал вариант «никогда не буду обращаться к фрилансерам» в соответствующем вопросе), с готовностью идти на биржу удаленной работы дело обстоит совсем иначе. Лишь около половины участников успели воспользоваться этими площадками поиска сотрудников. Но ни один из респондентов не заявил, что он точно отправится туда за исполнителем для следующих задач. 30% считают, что к бирже удаленной работы точно никогда не обратятся.

Прохладное отношение заказчиков к биржам фрилансеров объяснить не сложно. С развитием интернета и удаленной занятости более-менее адекватные специалисты почти всегда загружены работой и довольно редко просматривают объявления о новых заказах. Биржа может рассказывать приходящим заказчикам все, что угодно, в частности, обещать наем хорошего исполнителя. Но среди самих исполнителей биржи известны процветанием демпинга. Весь низкоквалифицированный персонал: студенты и даже школьники, мамочки в декретном отпуске и все остальные, кто хочет «подработать в свободное от других дел время», бросается на каждый заказ, пытаясь низкой ценой привлечь заказчика именно к своей персоне. Их тоже можно понять, выбирая между «не заниматься ничем» и «заработать копеечку», с их точки зрения лучше копеечка. Но конкурировать с ними при таких начальных условиях совершенно бессмысленно.

Откуда брать работников, если не бежать на очередную биржу удаленной работы? Участники сообщества считают, что оптимальный вариант – отдавать заказы тем, с кем уже приходилось работать или сталкиваться при иных обстоятельствах (в пользу этого варианта проголосовало чуть больше 60% участников). Еще около 40% предполагали искать специалистов иными способами. Можно предположить, что это будут сайты с объявлениями о работе, размещение вакансий на сайте, тиражирование объявлений в  социальных сетях или поиск исполнителей через знакомых и сотрудников.

Результаты опроса показывают, что на рынке все еще не существует площадки, где могли бы встретиться качественный исполнитель и серьезный заказчик. Биржи живут на процент от сделки, соответственно, им выгодно иметь как можно больше сделок, т.е. популяризовать свои услуги среди масс «доширакеров». Получается, что биржа удаленной работы – вещь в себе, работающая исключительно на свои интересы. Однако сколько я ни думала над схемой организации биржи качественно иного уровня, вопрос, как заставить ее работать «фильтром» против недобросовестных заказчиков и исполнителей, остается открытым. И западный опыт тут, увы, не помощник: все, до чего там додумались, - это устраивать «приемный» экзамен для исполнителей. Но такой подход совершенно не закрывает доступ на биржу тем, кто готов к демпингу за счет снижения качества итоговой работы. На мой взгляд, все это здорово тормозит развитие удаленной работы, навешивая на фрилансеров и заказчиков разные неприятные ярлыки.

  Дополнительные материалы:

Комментарии (0)