Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему стартаперы любят создавать социальные сети без пользователей?

Почему стартаперы любят создавать социальные сети без пользователей?

В Москве прошла стартаперская конференция TechCrunch Moscow 2013. Лично на меня конференция произвела довольно тяжелое впечатление. Как то мне в последние годы везло и на аналогичных мероприятиях я в основном попадал на тусовку разработчиков SaaS, b2b и прочих решений с более-менее понятной бизнес моделью. Взять хотя бы нашу конференцию 2011 года, сейчас видно, что взлетело не все, некоторых с нами уже нет, некоторые существенно изменились. Однако, я до сих пор уверен – тогда мы собрали много отличных компаний.

8 декабря на Demo Day на TechCrunch Moscow 2013 выступали с питчем 39 стартапов. И к концу дня у меня сложилось твердое убеждение, что каждый второй предлагал новый социальный сервис, обычно в комплекте с мобильным приложением под IOS.  

Как на экзамене судьи валили выступающих на двух вопросах:

  1. Какую проблему вы собираетесь решать?
  2. Как вы собираетесь монетизировать проект?

Решаемая проблема

Бедный мой мобильный телефон. Я искренне не понимаю, зачем мне загружать еще одно приложение для обмена файлами, блоггинга, геотегинга. Там уже и так предлагается  10 разнообразных способов расшарить фотку. Да и вообще я Маркетом за последний год пользовался в лучшем случае пару раз.  Как то мне моего набора приложений вполне хватает. Очевидно я не попадаю в Целевую Аудиторию.

Хотя, откуда все же возьмутся пользователи во всех тех социальных сетях, которые планируют создать стартаперы. А главное, а нужны ли им вообще пользователи?

Монетизация

Ответ на второй вопрос показывает, что монетизацию собственных сервисов основатели стартапов всерьез не рассматривают. Некоторые CEO буквально отвечали, что финансовая модель прописана в бизнес-плане, но сейчас они не помнят ее подробности. Т.е. надо полагать, что в реальности у такого бизнеса финансовая модель выглядит совсем по другому – продажа долей в компании ряду инвесторов, успешное освоение инвестиционных денег на всех этапах развития стартапа, а дальше выход на новый стартап и повторение всего цикла.

Напоминает голливудскую классику «Продюсеров» - фильм 1967 года, рассказывающий о том, что на заведомо провальном спектакле можно заработать значительно больше, чем на успешном, оказался пророческим.

У стартаперов есть несколько  стандартных бизнес-моделей, которые в реальной жизни работают не очень хорошо, но инвесторов они вполне устраивают:

  1. Если вы создаете новую социальную сеть, то зарабатывать вы будете естественно на рекламе
  2. Если вы создаете сервис, то непременно должны предложить Freemium модель – основной сервис бесплатно, а «премиальные» функции за деньги.
  3. Ну и если основатели всерьез продумывали возможность монетизации сервиса, то в дополнение могут идти разного рода платные плюшки: бустеры, бонусы, лотереи, и т.п.

Вся проблема в том, что в такой модели выход стартапа на самоокупаемость требует огромного количества пользователей, которое для одного из нескольких десятков или сотен абсолютно одинаковых сервисов принципиально недостижима.

Доля рынка

Почти 10 лет назад Гай Кавасаки в книге, получившей в русском издании название «Стартап», рассказывал о том, что нисходящий прогноз доли рынка стартапа не работает.

Тем не менее большая часть прогнозов выглядит примерно так:  В России и СНГ около 100 млн. пользователей Интернета. Наши конкуренты не занимают больше 0,1% рынка. Мы рассчитываем, что минимум на 2-3% пользователей купят наши премиальные услуги. Итого, потенциальная российская аудитория 2-3 млн. человек. А в следующем раунде мы выйдем на глобальный рынок и тут продажи как попрут...  А многие сразу говорят – российский рынок слишком маленький и потому нам не интересен. Поэтому мы начнем с США, а потом захватим мир. И так два из трех.

Впрочем, нереалистичные восходящие модели оставшаяся треть стартаперов тоже освоила.  Наш сервис стоит 99 центов – это недорого и каждый может себе позволить. В среднем приложение в этой категории получает 10000 закачек в неделю и таким образом, даже учитываю комиссию магазина можно рассчитывать на несколько сот тысяч выручки в год, А как наберем аудиторию, да еще включим рекламу, тут и вовсе счет пойдет на миллионы.

Контрольный вопрос: на что вы собираетесь потратить деньги инвесторов?

Зачем стартаперам деньги инвесторов? Характерный ответ звучал так: написать версию приложения для Android, Windows Phone или IOS (в тех немногих случаях, когда стартап почему то начался с менее модной платформы), а также открыть офис, например, в Лондоне.

На Бумстартере сейчас идет сбор денег на проект  Планетарный Передатчик Энергии - по всей Земле без проводов! Если учесть, что авторы проекта собираются всего лишь провести масштабный физический эксперимент, а не построить сам передатчик, то проект выглядит вполне здраво. Многие стартапы предпочитают обещать создание самого передатчика за те же деньги.

Вот, кто мне понравился, так это сколковские стартаперы – у них, по крайней мере, ответы на все эти вопросы хорошо проработаны.

А вообще я в очередной раз понял, что мне по душе «скучные» b2b или b2c проекты, которые пытаются решить действительно актуальную проблему и построить на этом бизнес.  

Пост полный рекламы таких проектов следует.

Дополнительные материалы

Комментарии (6)

  • Аватар

    Корчагин Михаил Андреевич [equadorer], 12 декабря 2013, 10:09

    0
    Недавно слушал подкаст, в котором обсуждалась проблема современных стартапов. Так вот, сейчас у молодых людей в основном цель стартапа - это офис в престижном месте с молотым кофе и макбуками, а не решение чьей-либо проблемы. Шелуха это всё. Рынок стартапов превращается в нашу с вами родную госдуму - народу очень много (лишнего), а выхлоп нулевой.
    • Аватар

      Емец Станислав Валерьевич [CYFiVE], 12 декабря 2013, 11:19

      0
      Согласен с вами, а еще все гуру стартапов учат как поднять инвестиции и потом продаться подороже :), и почти никто не учит как организовать бизнес процессы в стартапе, или продажи, как найти нишу на рынке, зато много учат презентации делать перед инвесторами :(
    • Аватар

      Демченко Александр [Darkman], 16 декабря 2013, 09:13

      0

      Полностью согласен с вышесказанным. У нас любят все превращать в фарс. Бывал на подобном, было страшно, 99% инвесторов искали стартапы в которые можно вложить копейки, а через полгода продать за миллионы. И если говоришь что нужно вложить денег побольше, и окупаемость будет тока через год-два, то сразу «извините, надо подумать».

      • Аватар

        Рязанова Екатерина [Katrin], 16 декабря 2013, 09:27

        0
        Ихтоже можно понять... риск-то большой, как и у любого бизнеса. Люди умеют считать деньги и чем больше у человека становится денег, тем больше он их считает. Таков закон современной жизни...
  • Аватар

    Милёшин Олег [ОЕМ], 16 декабря 2013, 09:45

    0
    У меня есть хорошая идея, проработанная - нужны инвестиции, т. безубыточности через 2.5 - 3 года - стал искать.... Оказалось, что все деньги уходят в стартап тусовки - стал разбираться (а я в бизнесе не первый день...) - ШОК!!! Стартапов у нас нет!!! Менторов, а, тем более "гуру" у нас нет!!! Инвесторов у нас нет!!! Кофе есть! Акромя кофе - всё остальное БЛЕФ! Ни в одном фонде НИ В ОДНОМ! нет экономиста- расчетчика, а уж специалистов по логистике, например - я вааще молчу!!! Слова и деньги переливаются из пустого в порожнее..... Кто знает как эмигрировать в Гондурас?
    • Аватар

      Хамитов Ренат [renatuu], 16 декабря 2013, 14:14

      0

      Зато экономистов у нас в стране должно быть дофига. Только корень из 100 у них не поддается вычислению и 1 с 5 нулями это 10000.