Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Облака VS vps. Итоги обсуждения

Облака VS vps. Итоги обсуждения

В середине сентября один из участников сообщества поднял тему дороговизны облачных сервисов на фоне виртуальных выделенных серверов. В конце дискуссии, правда, оказалось, что автор имел в виду совсем иную ситуацию: сравнение аренды виртуального сервера и некой инфраструктуры в облаке, где также можно развернуть свое ПО. Но поговорили и о том, и о сем. Так что попробую подвести некоторые итоги дискуссии.

VPS: ценообразование, достоинства и недостатки

VPS представляет собой сдаваемый в аренду сервер, на котором заказчик самостоятельно разворачивает всю инфраструктуру и отвечает за ее работоспособность. Единственное, за что отвечает оператор услуги, – работоспособность самого сервера: оборудования, используемых инструментов виртуализации, а также каналов доступа к этому серверу.

К примеру, если вам (как заказчику) требуется сервер электронной почты, арендовав VPS, придется установить там свою систему, развернуть почтовый сервер, самостоятельно настроить все его параметры. Настройкой, естественно, все не ограничится, поскольку придется следить за обновлениями программного обеспечения (их взаимодействием, если требуется какая-то интеграция продуктов) и т.п.

Несмотря на эти сложности, сохранность решения VPS несколько более предсказуема, чем в случае систем, управляемых ИТ-отделом, поскольку чаще всего в условиях предоставления аренды оговаривается частота «слепков» клиентских машин. Т.е., по идее, клиент должен по умолчанию получать определенное количество резервных копий «в нагрузку». Проблема в том, что, даже при наличии бекапа, сотрудникам клиента все равно придется обратить внимание на проблему в случае сбоя в системе: как минимум, развернуть его.

Облачная услуга: ценообразование, достоинства и недостатки

Облачный сервис – это некая услуга, предлагаемая клиенту оператором. В рамках дискуссии изначально подразумевалось, что речь идет об услугах категории Saas.

В идеале такая услуга, дабы оправдать свою стоимость, должна иметь определенные параметры, в частности, гарантированный уровень сервиса. За это обычно заказчикам и предлагается заплатить больше, чем в случае с арендой виртуального сервера.

В примере с электронной почтой облачное решение – это ящик Gmail (в частности, с привязкой к собственному домену). Обслуживанием почтового сервера в данном случае занимается оператор услуги, отдавая в руки клиенту лишь несколько не особо влияющих на администрирование параметров.

Как заметили участники дискуссии, обычно (если мы говорим о вменяемом провайдере облачных услуг) безопасность и сохранность данных в облаке должна быть выше, нежели в локальной инфраструктуре или на VPS, поскольку от этих характеристик зависит бизнес компании-оператора.

Ayevdoshenko: «Иллюзия более высокой защищенности возникает исключительно потому, что никто не учитывает ни дыры в плане доступа к системам, ни финансовые потери, возникающие в результате сбоев, допущенных при управлении системами ИТ-отделом. Эта иллюзия быстро развеивается аудитом безопасности. В то же время, облачный провайдер печется о безопасности исходя не из «понта» и личной ответственности. Он намного жестче зависит от нормального функционирования предоставляемых услуг, потому что сотрудник ИТ-отдела рискует своим местом в этом ИТ-отделе (и, конечно, репутацией - но это очень многовариантно), в то время как провайдер однозначно рискует всем своим бизнесом».

Инфраструктура в облаке: ценообразование, достоинства и недостатки

К концу дискуссии выяснилось, что автора заметки на самом деле интересовала разница в цене между VPS и арендой инфраструктуры в облаке. В отличие от VPS (означающего обычно виртуализацию на уровне ОС или паравиртуализацию), такой вариант подразумевает виртуализацию на аппаратном уровне, что позволяет более гибко масштабировать ресурсы виртуальной машины. Если снова говорить о примере с электронной почтой, облачный сервер мог бы понадобиться, если есть опасность за короткое время получить миллиард пользователей.

Инфраструктура в облаке – более дорогой сервис, но он требуется только там, где есть шанс «упереться» в потолок возможностей, условно говоря, обычной виртуализации.

 

Дополнительные материалы:

Виртуализация в малом бизнесе

Марк Эган, CIO компании VMware, отвечает на вопросы о виртуализации

Виртуализация: преимущества и результаты

Нужно ли облако ИТ-службам малого бизнеса?

Комментарии (1)

  • Аватар

    Федотов Сергей Сергеевич [i-online], 18 октября 2013, 16:24

    0

    Ну это я тогда тему поднял...

    про SaaS речи не было. Вопрос был именно VPS vs Cloud.

    Отличие нашел только в резиновости ресурсов облачного сервера. 

    Что касается бэкапов (слепков), то например у Селектела такого функционала вообще нет...