Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Разрываем замкнутый круг развития малого бизнеса. Итоги дискуссии

Разрываем замкнутый круг развития малого бизнеса. Итоги дискуссии

В прошлом месяце на страницах сообщества был поднят интересный вопрос о том, каким путем следует разрывать «порочный круг» развивающегося бизнеса. Круг этот знаком многим: дополнительный доход малому предприятию, работающему почти в ноль, можно получить, только наняв специалистов, которые будут решать больше задач за то же время. Однако, нанять новых людей можно, только вложив в них деньги, коих нет. Попробую подвести итоги дискуссии, отразив преимущества и недостатки каждого из путей расширения.

Решением, как говориться, «лежащим на поверхности», является наем специалистов, обеспечивающих более быстрое исполнение существующих задач (для высвобождения ресурсов для новых заказов).

Технический специалист

Технарь в сервисной компании – это и есть основной исполнитель и средство заработка. Правда, стоит он на рынке труда не дешево, а значит, перед его поиском необходимо сделать так, чтобы инвестиции не оказались напрасными. Надо подготовить почву для оперативной постановки задач и проверки их решения. Кроме того, неплохо было бы проанализировать, чем наполнен день уже существующего технического специалиста. Тайм-менеджмент и формализация бизнес-процессов, по мнению участников дискуссии, могут дать ощутимый выигрыш в рабочих часах.

Интересно, что наименьшее число участников высказались в пользу найма именно технического специалиста. А от тех, кто поддержал эту точку зрения, звучали рекомендации взять обычного техника с перспективой развития до администратора. Так затраты на начальном этапе будут меньше. Правда, здесь ребром встает проблема поиска кадров и человеческая психология, не способствующая тому, чтобы сегодняшние техники активно стремились к саморазвитию.

Секретарь

Автор первоначальной заметки высказал мнение, что в сложившейся ситуации небольшой компании в первую очередь надо найти человека, на которого можно будет свалить всю бумажно-административную (непрофильную) работу, а заодно коммуникации с клиентами и ответы на звонки. По сути, сейчас все эти функции делят между собой люди, занимающиеся производством основного продукта (услуг), т.е. стоимость решения этих вопросов для компании слишком высока. Анализ затрат рабочего времени наверняка выявит, что действительно техническими задачами специалисты занимаются не так уж долго. А ведь их работа оплачивается по ставке «технарей».

Уже после того, как ИТ-специалисты загрузят свой день именно ИТ-задачами, можно будет говорить о расширении состава исполнителей. При этом путь директора, по мнению участников сообщества, должен быть иным: ему необходимо постепенно превращаться из исполнителя в руководителя, освобождать себе время для личных продаж (повышения доходов компании), маркетинга, стратегического выстраивания продукта и т.п.

Продажник

Перечисленные выше специалисты (секретарь, технарь) – это, своего рода, источник расходов компании (исполнители). Но в описанной ситуации, по мнению некоторых участников дискуссии, в первую очередь бизнесу нужны деньги (клиенты). Стало быть, возможным решением будет наем продажника. Причем, в задачи менеджера по продажам должны входить не только поиск клиентов, но и решение бюрократических вопросов, связанных с продажей (от формирования коммерческого предложения до подписи закрывающих документов). С этой точки зрения мы получаем убийство двух зайцев разом: и клиенты новые появляются, и часть бюрократии у людей, обеспечивающих производство основного продукта, исчезает.

Проблема в том, что продажнику нужны постановка задачи и контроль ее исполнения. При отсутствии свободного времени у «основных» специалистов, делать это некому. Кроме того, присутствует риск недобросовестной работы найденного кандидата. Новые клиенты могут не появиться вовсе.

В итоге наем продажника – это перевод компании в некое «переходное» состояние, когда привлечение клиентов уже работает, а обработка их нужд - нет. Если будут продажи и поступления денег, для «поддержки» этих продаж бизнесом можно будет быстро нанять технических специалистов (к слову, быстрый поиск кадров – своего рода риск, но тупиковая ситуация с отсутствием ресурсов на развитие вынуждает на него пойти, несмотря на принятые в ИТ-отрасли темпы работы, когда результат клиенту нужен «вчера»). Если же денег не будет – то и разговор вести не о чем.

 

Хотя изначально вопрос был задан именно о кадрах, в обсуждениях много говорилось о повышении эффективности бизнеса. Как высказался один из участников: «Я бы в первую голову подумал, все ли они (эта бравая парочка) делают правильно. С одной стороны они зарабатывают крайне мало, без возможности инвестировать в развитие. С другой стороны, они загружены на 100%. На лицо - факт неэффективного бизнеса». Звучали рекомендации анализировать рабочее время, управлять его затратами, создавать шаблоны и продумывать бизнес-процессы. Именно анализ ситуации должен выявить ту задачу, которую надо отдать новому человеку, дабы освободить время для заработка.

 

Дополнительные материалы:

Можно ли зарабатывать на абонентском обслуживании?

Бутстреппинг — развитие бизнеса на собственные средства

Как заработать на поддержке 1С?

5 причин учить/не учить ИТ-специалистов в ИТ-компании

Комментарии (1)

  • Аватар

    Walter Andrew [andrew.a.walter], 14 августа 2013, 22:07

    0

    Екатерина, отличный обзор получился! Все направления, которые мы обсуждали, отражены.

    Только "убийство двух зайцев" надо заменить на "добычу двух зайцев" хотя бы.
    а то кровожадненько как-то :)