Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Вера в бренды

Вера в бренды

В начале июля на страницах нашего сообщества возникла дискуссия о пользе и вреде слепой веры в бренды. Среди ИТ-шников, да и не только среди них, встречается множество специалистов, считающих, что достаточно надежным является оборудование только одного поставщика или программное обеспечение только одного производителя. Встречаются и случаи «обратной» веры: когда при покупке рассматриваются все решения, кроме продукции какой-то определенной фирмы. Попробую подвести некоторые итоги дискуссии, остановившись на положительных и отрицательных сторонах именно неоправданного выбора брендового оборудования и программного обеспечения вместо подходящих по функционалу (для данной конкретной задачи) аналогов.

Положительные стороны

По мнению участников дискуссии, продукция проверенных временем производителей отличается от аналогов третьих фирм надежностью и удобство эксплуатации. Часто в брендовом оборудовании используются ноу-хау, позволяющие проводить обслуживание без остановки, повысить надежность резервирования и т.п. Кроме того, обычно такие производители не экономят на интерфейсе удаленного обслуживания и диагностики. Все эти возможности позволяют снизить степень риска потери ИТ-инфраструктуры. Иными словами, даже если бизнес по-настоящему не нуждается в такой надежности, дополнительные затраты на «бренд» ведут к некоторому улучшению характеристик системы, увеличению сроков регламентного обслуживания и прочих преимуществах, выражающихся уже в деньгах.

Второй фактор в пользу покупки «бренда» - это уровень сервиса. Правда, актуален он только в крупных городах, где под боком есть авторизированный дилер. Многие поставщики готовы предоставить подменный фонд оборудования или выслать инженера для решения возникшей проблемы, специализирующегося на каком-то конкретном типе оборудования.

Отрицательные стороны

С точки зрения компаний слепая вера их ИТ-шников в надежность только одного бренда чаще всего заканчивается завышенными расходами на ИТ-инфраструктуру. За надежный бренд приходится дорого платить, и не всегда эти затраты оказываются действительно оправданными. Иногда складывается и обратная ситуация: перечень расходов формируется, исходя из заявленного бюджета. В этом случае отдается предпочтение «брендовым» устройствам с минимальным набором возможностей, а не более функциональной продукции сторонних вендоров.

Можно сколько угодно говорить о надежности и сроке эксплуатации брендового оборудовании, но, как говориться, ломается все. Рано или поздно встанет вопрос сервисного обслуживания. Для сохранения уровня надежности брендовой продукции придется обращаться к авторизированному поставщику, найти которого в глубинке достаточно сложно. А дешевую «железку» можно вернуть в эксплуатацию с помощью деталей с соседнего компьютерного рынка – благо на эфемерной «надежности» такая подмена скажется не сильно. С другой стороны, как совершенно верно заметил один из участников дискуссии, в населенных пунктах, где нет сервисного партнера того же IBM, редко появляется необходимость в такой степени надежности.

Причины и попытки борьбы с ситуацией

Участники обсуждения высказали мнение, что основной проблемой, подпитывающей подобную веру, является тот факт, что сотрудники ИТ-отдела никак не заинтересованы в экономии денег компании: речь ведь идет не о собственных деньгах. Не имея соответствующей квалификации, руководство от бизнеса не может проконтролировать, мотивирован ли выбор оборудования поставленной задачей. Таким образом, подбор компонент остается полностью на совести ИТ-шника.

Если с отсутствием такой совести можно и нужно бороться, то упускать другие факторы нельзя. Основной момент, который приходится учитывать, - это квалификация ИТ-отдела. Во многих ситуациях использовать имеющиеся компетенции выгоднее, нежели искать новых сотрудников, допустим, под более дешевое оборудование.

 

Дополнительные материалы:

Небольшой чеклист перед покупкой нового сервера

Супертехнологии, повышающие эффективность ИТ-аутсорсинга

10 серверных железок, необходимых дата-центрам

Куда деть старое оборудование?

Комментарии (3)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 14 августа 2013, 14:23

    0
    Бизнес в 100% случаев выбирает, что подешевле. Далее начинается цирк с конями. Оборудование не надежно и не производительно. Менеджер в таких случаях ищет крайних, свой ИТ отдел, аутсорсера и т д. Проекция сказывается - желание свою вину свалить на кого то. Чего только не услышишь. И о профессиональной некомпетентности специалистов и о нарушении договора. На практике люди удивляются, когда я не могу сдержать смех. Как они могут судить о компетентности, когда сами специалистами не являются? А договор сложный, нарушают его клиенты, но это дело обычное. Поэтому если клиент выбирает "брэнд", то принцип дешевизны работает. Берется самый низ линейки. Упоминавшийся в треде сервер HP ML110G5 "сервер" весьма с натягом. Даже принцип комплектации не серверный. Да, ИТ-специалисты любят хорошие железки за чужой счет. Только они получше продавцов.
    • Аватар

      [frost], 19 августа 2013, 10:13

      0
      Андрей Михайлович, откуда у Вас такая грустная статистика про "100% что дешевле". Бизнес выбирает решение, которое обеспечит его ожидания от внедрения этого решения. Те если есть что-то ценой в 100 рублей и невысокой надежностью, и что-то ценой в 1000 рублей и более высокой надежностью, то бизнес выберет то, что ему надо в конкретной ситуации. И я считаю, что задача ИТ специалиста в том числе донести до бизнеса, какое именно решение в данной конкретной ситуации обеспечивает его бизнес-ожидания. И если решение за 100 рублей подходит то реализовать его. Если решение за 100 рублей не подходит, а бизнес все равно покупает его. То надо дать понять, что тогда ожидания бизнеса от внедрения этого решения не будут соответствовать заявленным и велика вероятность возникновения проблем. И привести пример этих самых проблем, как-то решение не справляется с нагрузкой, или в случае отказа слишком большое время восстановления и тд. Но глупо обвинять бизнес в том, что ему предложили что-то за 100 и за 1000 и он выбрал за 100. Тк для бизнеса стоимость была понятным критерием оценки, а все остальные эфимерные проблемы это проблема ИТ. Но если эти проблемы перевести в деньги, то бизнес сразу поймет, чем грозит ему внедрения решения не оотвечающего бизнес-ожиданиям.