Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Удаленная работа — наш ответ транспортным коллапсам

Удаленная работа — наш ответ транспортным коллапсам

Сегодняшний масштабный «коллапс» в Москве из-за пожара на станции «Охотный ряд» еще раз напомнил о том, что транспортные системы крупных городов и, в особенности, столицы, работают на пределе своих возможностей. Вместо того чтобы сетовать на неразвитую инфраструктуру (и простой из-за того, что многие сотрудники провели сегодня полдня, добираясь на работу), компании могли бы вспомнить о возможности вывести большую долю специалистов за штат. Как вы смотрите на такую перспективу?

Целый день сводки новостей наполняются все новыми сообщениями о неполадках в Московском метрополитене. Сначала в самый разгар утреннего «часа пик» сообщили о пожаре в районе станции «Охотный ряд». Возгорание кабеля длиной всего 10 метров привело к госпитализации 11 человек, остановке поездов (4,5 тыс. пассажиров из них были выведены по рельсам), закрытию двух станций, улиц, необходимых для подъезда спасателей, а также к другим неприятным последствиям. Уже через несколько часов после ликвидации последствий аварии, происшествие повторилось, а к вечеру остановили движение на Серпуховско-Тимирязевской линии из-за неназванных технических причин.

Конечно, рассмотрение ЧП на транспорте не входит в сферу интересов нашего сообщества. Но непрерывность деятельности бизнеса — вполне в нашей компетенции. Можно только догадываться, какое количество компаний сегодня недосчитались сутра сотрудников только из-за первого инцидента. А ведь последствия могли бы быть менее масштабными, если бы большинство имело возможность работать удаленно. На мой взгляд, в процессе развития крупных городов неизбежно складывается такая ситуация, что удаленная работа для многих специальностей становится предпочтительнее, причем как с точки зрения самого работника, так и с позиции работодателя. Как человек, попробовавший и офис, и «удаленку», попробую подобрать аргументы в пользу последнего (с точки зрения работодателя).

Плюсы:

Независимость от проблемы перенаселения. Это преимущество – одно из основных, а сегодня оно еще приходится «на злобу дня». Живя в большом городе, хотя бы раз в полгода приходится сталкиваться с пробками из-за крупной аварии на магистрали, закрытия дорог, прорыва теплотрасс, приезда первых лиц государства и т.п. Причем, население мегаполисов (и число машин на дорогах, а значит и плотность заторов) растет в геометрической прогрессии. Тут никакой общественный транспорт уже не помогает. Чем больше людей – тем больше неприятных последствий вызывает каждая проблема. Я уверена, дальше как минимум в двух столицах будет только хуже. Удаленная работа ставит перед работником и компанией несколько другие проблемы, но со временем ситуация со стабильным доступом к интернету и прочими бытовыми мелочами только улучшается. Так что соотношение преимуществ офиса и удаленной работы постепенно смещается в сторону последней.

Экономия офисной площади и техники. Очевидно, сотрудник, не занимающий пространства в офисе, экономит деньги на аренду. Даже если периодически в компании проводятся очные совещания, вместо 10 столов соответствующего размера в отдельном помещении, ей будет достаточно обычной переговорки. Кстати, удаленные сотрудники – это еще и экономия на обслуживании. Пока работник сидит дома, за своей техникой и подключением к интернету он следит сам.

Эффективность работы многих сотрудников. В офисе очень много времени тратиться на пустые разговоры. Если сотрудники сидят в одном помещении и не испытывают друг к другу открытой ненависти, тема для обсуждения найдется всегда. Впрочем, если у всех отдельные кабинеты – это тоже не спасет от растраты ценного ресурса. Дома, конечно, тоже есть свои поводы отвлечься, но здесь и сотрудник не убегает ровно по звонку в 18 или 19 часов. Больше вероятность, что начатое дело, несмотря на время, дело будет доделано. Безусловно, это относится не ко всем сотрудникам, но большинство моих знакомых «удаленщиков» с этим согласятся.

Минусы:

Отсутствие контроля и надзора. Удаленная работа всегда упирается в вопрос доверия работодателя работнику и его способности действовать самостоятельно. К сожалению, вопрос контроля совершаемых действий, а главное, взаимодействий между удаленными сотрудниками до сих пор открыт. Но на самом деле, открыт он и для тех, кто работает в офисах. Не наблюдая за сотрудником постоянно, невозможно сказать, чем он занят большую часть времени. Может вам и кажется, что он активно трудиться, а потом выясняется, что все это время он смотрел видео с котами.

Единственным ненадуманным препятствием (актуальным, правда, не для всех типов работы) является обстановка в коллективе. Хотя я всячески высказываюсь за удаленную работу, знакомство в рабочей обстановке – это очень важно, особенно, если коллективу приходится периодически принимать какие-то совместные решения, а не просто распределять между собой куски одной задачи. Вполне действенный метод – регулярные очные совещания. К сожалению, при дислокации сотрудников по домам совещание будет потерей огромного количества времени. Кроме того, проявляется и другая тенденция: многие вопросы, которые можно было бы решить удаленно, начнут откладываться до совещания (с формулировкой «чтобы лишнего не писать»), хотя их вполне можно решить удаленно.

Нерабочая обстановка. В качестве главного аргумента против вывода сотрудников на удаленку обычно упоминается неспособность некоторых людей работать дома. На мой взгляд, проблема эта надумана. Если творческий человек хочет работать – он научится это делать и дома тоже (раз уж так сложились обстоятельства). Но ведь на родном доме не ограничивается перечень доступных вариантов. Сейчас особенно в крупных городах развивается идея коворкинга – рабочего пространства, сдаваемого, буквально, посуточно. Такие центры пока единичны, но, думаю, в скором времени можно будет уже выбирать из нескольких в своем районе. Обращаясь в коворкинг для размещения персонала мы, по сути, отдаем на аутсорсинг сам офис. В Санкт-Петербурге гарантированное «посадочное место» в таком центре стоит примерно от 6,5 тыс. в месяц. На мой взгляд, это вполне сопоставимо с арендой офиса в расчете на одного человека.

Отсутствие единых стандартов, в том числе – стандартов безопасности. Удаленные сотрудники действительно экономят деньги на закупку и обслуживание оборудования, но при этом добавляют головной боли ИТ-департаменту, да и своим офисным коллегам, вопросами, вроде «у меня не открылся этот файл, т.к. старая программа» или «доступ к этой базе работает только из офиса, а я работаю дома, так что ничего не могу сделать». В некоторых случаях вопрос решается выбором облачных инструментов для работы (Gmail, Office 365 и т.п.), в других – необходима настройка ИТ-инфраструтуры в компании. К сожалению, даже если проблема технически решаемая, на страже «офисного спокойствия» часто встает внутренняя бюрократия. Одни нормы на предприятии разрешают удаленный доступ, другие – запрещают. И без кардинальной переработки к вопросу не подступиться. Почти все удаленные сотрудники жалуются, что им регулярно приходится ездить в офис решать подобные вопросы. И универсального рецепта борьбы с проблемой пока не придумано.

А почему вы не переводите сотрудников (чьи служебные обязанности это допускают) на удаленку?

Дополнительные материалы:

Комментарии (10)

  • Аватар

    [exist], 05 июня 2013, 19:58

    0

    Несколько раз обсуждал с коллегами вопросы удаленной работы. Ключевых момента два.

    Первый, может ли сотрудник организовать сам себя для удаленной работы и организовать себе рабочее место.

    Второй, есть ли у менеджера навыки для удаленного руководства сотрудниками, и есть ли у него желание их приобретать и развивать.

    В случае, если у сотрудника есть характер и воля для самоорганизации, а у менеджера навыки для удаленного руководства, то удаленная работа только выигрывает, при ее возможности, безусловно. 

  • Аватар

    Забелин Максим Анатольевич [stecker], 05 июня 2013, 20:40

    0

    100% удаленных сотрудников. А вы вообще о чем?

     Статья о том как подружить голову CIO (ну и иногда CEO) c потребностями бизнеса? Технологически в типовом бизнесе тут нет никаких проблем. Все проблемы в головах.

  • Аватар

    [bskydive], 06 июня 2013, 10:05

    0

    По большому счету, разница между работой в офисе/вне офиса работодателя заключается в отсутствии возможности подглядывать и подслушивать. Это не хорошо и не плохо. Мы так устроены, что большинство людей тяготеют к "тусовкам", общению между несколькими людьми одновременно.

    Внедрение работы вне офиса( так же, как и аутсорсинг ;) ) ставит перед Бизнесом задачу качественной и количественной оценки труда. Это проблема, в том числе, и бизнес-образования. Я работаю над темой удаленной работы и обучения, и пришел к выводу о том, что кроме технических и организационных вызовов существенную роль играет вызов психологический.

    Не секрет, что многие предприниматели наделены сильным, волевым характером. Это вынуждает их постоянно давить на сотрудников, задавать им нестандартные задачи. В этом случае телефонный разговор менее эффективен, чем совещание.

    Удаленное управление сотрудниками - серьезный вызов для человека, который не привык подстраиваться под обстоятельства. Неплохой пример - Наполеон. Яркий ум, харизма, напор, но неспособность приспособиться под изменившуюся ситуацию.

    В этом случае, проблему могут смягчить видеоконференции с хорошим качеством видео. К услугам техническим придется также добавить обучение бизнес-руководителей другим способам управления и контроля, кроме пропускного режима и очных совещаний.

  • Аватар

    Ланцев Андрей [Sansey], 06 июня 2013, 12:03

    0

    Идея не нова. Но я вот не хочу пока идти таким путем.

    Во-первых все мои сотрудники живут в одном районе, недалеко от офиса. Пробок там нет по определению.

    Во-вторых именно моих я бы на удаленку садить не стал:)) Филонить начнут.

    В-третьих в офисе каждый день есть задачи требующие физического присутствия (сборка ПК, ремонт, диагностика и т.д.).

    Но для тех, кто все таки решится на такое дело могу посоветовать:

    1. ИП-телефония решает вопрос о связи. Даже дома сотрудник будет доступен по короткому внутреннему номеру. Некоторые компании даже предлагают софт-фоны собственного производства (бесплатные причем!) с возможностью видеоконференции. Экономия на ип-телефонах.

    2. Проблема с доступом дом/офис/клиент. У нас она решена давно. У всех сотрудников есть доступ до офиса, у каждого на свой рабочий комп. А уже оттуда они стандартными путями могут ходить куда угодно. И по факту получается что доступ до клиента осуществляется централизовано из офиса. Пользуемся когда кто-то заболел и выйти не может, но в состоянии что-то делать из дома. В случае увольнения сотрудника достаточно отрубить ему доступ до офиса и все, ни к одному клиенту он уже не зайдет! У клиентов прописан только ИП-адрес офиса для удаленки.

    В остальном идея неплоха, но нужно смотреть в каждом конкретном случае. Лично я получил бы больше минусов, чем плюсов от перехода на такой тип работы. Возможно у других оно было бы не так.

  • Аватар

    Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 06 июня 2013, 16:51

    0

    Я лично сейчас экспериментирую , работаем без офиса какоето кол-во месяцев.

    Реально сильно страдает организаованость.

    С офисом лучше.

     

    • Аватар

      [bskydive], 10 июня 2013, 11:42

      0
      А какие инструменты используются для организации удаленной работы? Поменялся формат работы - извольте менять средство контроля.
      • Аватар

        Чумаевский Александр _ [inkara.ru], 10 июня 2013, 12:03

        0

        И какое эффективное средство контроля вы посоветуете ?

        • Аватар

          [bskydive], 10 июня 2013, 13:53

          0
          Ну зачем же в атаку вопросами? Мне интересно чем Вы контроллируете процессы. Тема для меня интересная, но советы разлавать пока не могу)
          • Аватар

            Бондаренко Руслан [bruslyc], 04 августа 2014, 20:55

            1
            Работа именно админов (а не сборщиков и ремонтников пк) как раз укладывается в удалёнку один в один. Используя системы хелпдеск или сервисдеск можно высчитывать время реакции сотрудника на заявки, время с момента назначения заявки до момента работы, статус "свободен" и "занят" в системе, по всем этим показателям высчитывать зарплату а не зряплату, другое дело выездные и тд. Ставим сервак на колокэйшн, поднимаем астер, телефония внутренняя на ура, все работают по впн через сервак, в т.ч. доступ к клиентам только через свой сервак, Это всё более чем окупает аренду/уборку/комунналку офиса и ништяки сотрудникам. Самое простое - сделать не оклад, а разделить бюджет на рабочие часы (8 час в день) + кту по итогам месяца в % соотношении делить на призовой бюджет. Если сотрудник ставит статус - занят и у него нет текущих задач - идёт антибонусное время, если сотрудник таким образом взял мало заявок он получит минус по окладу и мизер бонусов, в итоге он или исправится или будет уволен. С манагерами лсожнее, имхо паразитов держать вообще нет смысла, оклад - минималка, остальное %, не выполняет план - гуляй вася. Целая страна манагеров а толку с них мало :)
  • Аватар

    [Еремина Любовь], 13 августа 2015, 17:01

    0
    Всех приветствую! Уже третий месяц я перешла на удаленную работу. Всегда искала что-то такое, что будет мне давать свободное время, творческую реализацию и, конечно же, деньги. В мое прошла тренинг по удаленной работе. За месяц обучения я окупила стоимость тренинга. 
    Меня тренинг привлек так же возможностью попробовать различные направления деятельности. Т.к. я в удаленной работе была абсолютным новичком, то не могла определиться со сферой деятельности. Тренинг был очень насыщенный, интересный. Очень много общалась с классными ребятами.
    Тренинг закончился, но я продолжила работать и в следующем месяце заработала уже 24540р. Для меня это был хороший результат, т.к. я тратила на работу около 4 часов в день. Я наконец-то оправдала свое образование на филфаке. Во время обучения нашла двух постоянных работодателей, с которыми сотрудничаю до сих пор. 
    Сейчас я вижу возможности, которые предлагает Интернет. Но среди всех предложений трудно отыскать действительно стоящее. На тренинге обучили, как и где искать работодателей, как себя презентовать, как общаться с работодателями. 
    Я только в начале пути, но точно знаю, что я иду правильно. Если есть вопросы, я здесь: https://vk.com/love_eev