Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Электронная почта для малого бизнеса – итоги обсуждений

Электронная почта для малого бизнеса – итоги обсуждений

Несколько месяцев назад в публикациях на страницах нашего сообщества поднималась тема электронной почты: ее будущего и наиболее удобных инструментов для сегмента малого бизнеса. Сегодня хотелось бы подвести итоги этих обсуждений, в том числе рассуждений о конкретных технических решениях.

По мнению участников нашего сообщества, электронная почта постепенно уступает свои позиции другим инструментам обмена информацией (в том числе документами). Но уход в отдельную нишу «общения посредством длинных продуманных сообщений» для нее еще пока вопрос будущего, причем, скорее всего, достаточно отдаленного. Пока что, благодаря ряду неоспоримых преимуществ именно для бизнеса, электронная почта выигрывает и у твиттера, и у социальных сетей, и у облачных сервисов совместной работы, и у разнообразных средств обмена мгновенными сообщениями. Среди основных ее преимуществ:

  • Уведомления о доставке / прочтении.
  • Инструменты управления корреспонденцией (в том числе, фильтрация и сортировка, работа с «важностью»).
  • Интеграция с планировщиками и другими инструментами управления временем.
  • История переписки с различных сервисов (ящиков), в том числе и личных на бесплатных серверах.
  • Офлайновый доступ к сохраненным сообщениям (при наличии почтовой программы).
  • Возможность перлюстрации.
  • Популярность в бизнес-среде.

Многие преимущества из этого списка впоследствии могут быть «привиты» тем же корпоративным социальным сетям, и даже их публичным аналогам (именно социальные сети сейчас рассматриваются в качестве основного «конкурента» электронной почте). Но пока такого единого решения на рынке нет, так что на данный момент полным комплексом перечисленных плюсов в действительности обладает только электронная почта. Таким образом, малому бизнесу, задумывающемуся о модернизации, пока еще рано думать об альтернативных решениях.

Если говорить о конкретных технических подходах, то для решения вполне стандартной задачи о лицензировании сервиса электронной почты для небольшой организации с 40 – 50 сотрудниками (где на данный момент инструмент работает на базе нелицензионных Windows Server 2000, старой версии mdaemon и клиентов TheBat!, но зато в сети уже есть домен под лицензированной Windows Server 2008 R2, а также лицензированные клиенты Outlook) участники сообщества предлагают четыре варианта апгрейда:

  • Покупка новых версий MDaemon и TheBat!. Среди минусов этого варианта: разделение двух баз пользователей (домена и почтового сервера) и отсутствие лицензии для серверной платформы.
  • Покупка Microsoft Exchange 2010 с установкой на существующий контроллер домена под Windows Server 2008 R2. Примерный бюджет: стоимость сервера (в зависимости от варианта лицензирования) + нужное количество Exchange CAL. Стоимость решения можно выплатить единовременно или в рассрочку на 3 года по программе Open Value. Среди проблем этого варианта – импорт данных из mdaemon и TheBat!, а также, вероятно, необходимость перенастраивать контроллер домена. Среди объективных минусов – нехватка ресурсов аппаратной платформы (не рассчитанной под дополнительную установку почтового сервера), а соответственно – ненадежность.
  • Покупка Microsoft Exchange 2010 для установки на новый сервер. Бюджет: стоимость железа + стоимость сервера (в зависимости от варианта лицензирования) + Exchange CAL на нужное количество ящиков. Проблемы здесь аналогичны предыдущему варианту, за исключением аппаратных ограничений. Среди плюсов данного варианта – его надежность и отсутствие регулярных платежей (в отличие от «облачного» подхода).
  • Облачное решение (Office 365). Бюджет решения – сводится к абонентской плате за сервис, в зависимости от числа ящиков. Правда, в зависимости от тарифа, за несколько лет эта плата может превысить стоимость локальной установки. Проблемы: тот же самый импорт данных из старых систем, который реализуется через сохранение содержимого ящика в локальный файл. Своего рода «универсальным минусом» облачного решения в принципе является зависимость его работоспособности от доступа к интернету. Достоинством можно считать отсутствие необходимости поддерживать сервер силами организации и встроенная синхронизация с контроллером домена; кроме того, если речь идет именно об Office 365, то дополнительно организация получает облачный SharePoint и Lync, а также сопутствующие сервисы (антиспам, антивирус).

Стоимость всех вариантов в значительной степени зависит от текущих скидок Microsoft для предприятий, масштабов бизнеса и его отраслевой принадлежности. Таким образом, универсальную «стоимость решения» привести не представляется возможным.

Стоит отметить, что, хотя в первоначальных условиях этой задачи автор просил не приводить решения на Unix-системах, многие участники дискуссии советовали посмотреть именно в этом направлении. Часто главным аргументом в пользу именно Windows-систем является сравнительно низкая стоимость ТСО. Но, как считают многие участники сообщества, цифры, часто приводимые в рекламных проспектах, были актуальны 8 – 10 лет назад, а сейчас зарплата сотрудника, способного настроить и вернуть к жизни «упавший» Exchange под Windows не существенно отличается от администратора, работающего с Ubuntu и т.п.

Дополнительные материалы:

Комментарии (18)