Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Проблемы и перспективы малых ИТ-компаний

Проблемы и перспективы малых ИТ-компаний

В конце ноября – начале декабря мы предложили участникам нашего сообщества ответить на несколько вопросов относительно проблем малого ИТ-бизнеса, а также перспектив этих компаний на фоне общей экономической ситуации в стране. Сегодня мы подводим итоги этих опросов.

Проблемы малого бизнеса

В этом опросе в общей сложности приняло участие 70 специалистов. Поскольку из списка можно было выбрать несколько подходящих вариантов, общее число полученных ответов превысило 200.

Честно говоря, перемешивая в форме Google Docs между собой различные варианты ответов, как типичные для малого бизнеса во всех странах, так и специфичные для нашего государства, я ожидала увидеть среди лидеров именно «локальные» сложности. Но, как оказалось, наиболее серьезная проблема, с которой сталкивается малый бизнес в ИТ-сегменте, – поиск клиентов. Этот вариант ответа выбрало более половины участников опроса (46 человек или 66%). А вот вторым по популярности действительно оказался «локальный» вариант ответа – платежи государству. За него высказались чуть меньше половины участников (34 человека или 49%).

О проблеме налогообложения хотелось бы поговорить отдельно, поскольку обсуждается она практически непрерывно на самых разных уровнях. Хотя налоги логичнее отнести именно к «локальным» проблемам, исследования влияния уровня налогов на ситуацию с малым бизнесом, в частности, долю этого бизнеса в ВВП стран, ведутся во всем мире. В большинстве развитых государств малый бизнес имеет особый статус с точки зрения налоговых органов, соответственно, претендует на особые льготы. Нельзя сказать, что в нашей стране налоги для малого бизнеса существенно превышают показатели, к примеру, в США. Но у нас само налогообложение организовано немного по-другому (особенно для тех, кто не работает на «упрощенке»), что лишает малый бизнес преимуществ и не дает ему шанса на развитие. Привожу цитату из статьи Митрофанова И. А. «Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы»: «Можно выявить следующую закономерность, чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных страны, тем меньше разница в ставке между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий. В России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят такой же налог на прибыль, как и крупные предприятия. Переход на упрощенную систему налогообложения при этом связан с кучей издержек и потерей части партнеров из-за сложностей с уплатой налога на добавленную стоимость. На Западе такого разрыва не существует».

К слову, автор статьи, конечно же, рекомендует разработать более подходящую схему налогообложения малого бизнеса: «основной задачей реформирования современного налогообложения в России является создание целостной налоговой системы, которая не препятствовала бы формированию связей экономических агентов на разных уровнях и при разных масштабах производства. Для этого разумно перенять опыт западноевропейского налогового законодательства, при котором налоговые льготы малым предприятиям предоставляются не в рамках отдельного режима налогообложения, а в качестве обособленного элемента налоговой политики». Правда, вряд ли государство будет к нему прислушиваться.

Но вернемся к опросу. Минимальное число «голосов» получили такие варианты ответов, как «Стоимость сторонней технической поддержки», «"Стоимость" безопасности (не ИТ) - т.е. траты на охрану, сигнализацию и т.п.», а также «Недостаток места в офисе для встреч с клиентами».

 

Экономическая ситуация и перспективы

В опросе, посвященном общей экономической ситуации и перспективам ИТ-компаний приняло участие 59 человек. Интересно, что, несмотря на достаточно оптимистичный взгляд на будущее собственного бизнеса (подробнее об этом – чуть позже), подавляющее большинство участников опроса (39 человек или 66%) готовятся к новому этапу экономического кризиса. Среди них 11 участников (19% от общего числа опрошенных) считают, что перспективы у глобальной экономики – неутешительные. Остальные пока не готовы с уверенностью сказать, в какую сторону «качнется маятник» (перспективы неопределенны). Лишь 17% участников опроса считают, что у нас все хорошо: экономика либо уже восстановилась после предыдущего спада, либо восстановление идет полным ходом.

 

Хотя перспективы экономики в глазах представителей бизнеса сложно назвать «радужными», как было отмечено выше, на свое дело они смотрят с большим оптимизмом. Около половины опрошенных (29 человек или 49%) считают, что доходы их компаний в ближайшее время возрастут. Еще 17 человек (или 29%) придерживаются мнения, что уровень дохода останется неизменным, а негативного прогноза склонны придерживаться 13 человек (или 22%).

 

Дополнительные материалы:

Комментарии (1)

  • Аватар

    Безносов Илья Николаевич [ilnikbez], 20 декабря 2012, 07:12

    2

    Грабли, Трабли, Грабли, Бум или другим словами, то ли волшебство, то ли фокус - это малый бизнес в РФ.

    Во - первых, малый бизнес в России это юридическая форма бизнеса. Это значит, что можно быть ИП и ворочать миллиардами (фокусники) или копейками (волшебники). 

    Во - вторых, большинство работающих в малом бизнесе (дело не в обороте), это люди с высоким лидерскими показателями и  харизмой, но самое главное - ставящие свою независимость и честность во главе угла. Средний бизнес - это те, кто признал, что независимость денег не приносит, и продавшиеся определенной сфере влияния, склонны к "нездоровым" операциям в сделках с компаниями от которых зависят. В отношении малого бизнеса постоянно демонстрируют свое превосходство. Крупный бизнес - люди, которые продали свою независимость, и смогли под это дело взять кредит (не обязательно денежный, кредит доверия). Пока идет кредит, от крупного бизнеса деваться не куда - "пристрелишь", тогда кто проценты/налоги вернет? Вот его и терпят, включая зачастую непрекрытое "мошейничество". В результате мы видим, что в России малый бизнес бедствует исходя из его основного принципа - независимости и харизматичности.

    В третьих, история развития бизнес-навыков в России очень коротка по сравнению с "развитыми странами". Фактически во всех отраслях существует законодательный разрыв из-за бешенного развития именно бизнес-навыков. Это значит, что закон одинаков и для тех, кто тянет лямку лидерства и тех, кто деградирует рынок. Вот тут то и кроется "проблема законодательства". Есть системы законодательства ориентирующиеся на завтра, на сегодня и вчера. Так вот, в России  законодательство еще ориентируется на вчера, хотя с приходом Воффки попытка перейти в сегодня. Взять ту же Англию - "прецендентное законодательство" - в генах островитян. Штатовцы - выбрали "законодательство" ориентированное на завтра: "купи кольт сегодня, чтобы завтра быть вооруженным", "нападай на Ирак сегодня, вдруг Ираковцы нападут на ШТАТЫ через 15 лет".  Подведем итог: для малого бизнеса, нужно чтобы законодательство ориентировалось на завтра, для среднего на сегодня, для крупного на вчера (сохраненный эффект командной экономики). 

    В четвертых, кто что использует для развития бизнеса: малый бизнес - собственные силы (максимальный ВВП), средний бизнес  - собственные средства (ВВП - уровень инфляции), крупный бизнес - заемные средства/кредит ( ВВП отрицательный пока не выплачен кредит).

    Резюме: способностью к малому бизнесу, как юридической формы в РФ, обладают люди с такими качествами как:

    • независимость
    • лидерство и харизматичность
    • честность, кредит вернут в любом случае
    • умением обходить законы вчерашнего дня
    • максимально, развивающиеся за счет собственных сил

    по статистике это 5-7% трудоспособного населения России.