Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Магаданский суд запрещает ограниченные по времени лицензии на ПО?

Магаданский суд запрещает ограниченные по времени лицензии на ПО?

В Магадане признано вредоносным бухгалтерское решение «СЛВ Заработная плата» за то, что  у пользователей, не оплативших обслуживание, блокируются пункты меню и ограничивается функциональность. Обвинения выглядят полным бредом. Почему  бы магаданскому суду заодно не осудить Microsoft за блокирование доступа к нелицензионному Windows? Однако, как и в других делах, освещаемых только с одной стороны, информация полна неясностями. Я вполне могу представить ситуацию, в которой суд мог бы быть прав.

Внешне действия суда выглядят, как поддержка использования нелицензионного ПО и пиратства. Однако, во всей этой истории лично меня больше всего смущает полное отсутствие цитат из лицензионных соглашений программы. Складывается впечатление, что цитировать там особо нечего — программа при своей установке на компьютер никак не заставляла пользователя согласиться с условиями ограничения ее функциональности.

То, что где-то на каком-то сайте было что-то написано — никак не может служить доказательством того, что пользователь знал об ограниченном сроке действия программы, которую он скачал в интернете или приобрел у какого-либо поставщика.  

Посмотрите  на степень проработанности лицензионных соглашений предлагаемых Microsoft, оцените количество пунктов, ограничивающих ответственность разработчиков за возможный ущерб нанесенный софтом. Все это написано ценной подобных судебных решений — в деле защиты пользователей от разработчиков ПО магаданский суд далеко не первопроходец. Да и пробные версии обычно не дают забыть о том, когда они истекают.

Лицензии, ограниченные во времени и пробные версии, предоставляющие полную функциональность на ограниченный промежуток времени — нормальная практика в ИТ-бизнесе. Однако, при использовании подобного типа соглашений пользователя необходимо явно информировать о том, когда прекратится действие его лицензий.

Написанное выше ни в коем случае не является опровержением версии о коррумпированности суда и заказном характере данного дела.  Тот бред, который написан в «экспертном» мнении, на основании которого было вынесено обвинительное решение, с приведенными здесь аргументами не имеет ничего общего.

Вполне возможно, что в программе «СЛВ Заработная плата» было и пользовательское соглашение и уведомления о том, что действие пробной версии программы ограничено во времени.  Формально у нас не прецедентное право, однако практика принятия типовых решений вполне распространена. Так что, под ударом подобной практики оказывается любой разработчик и продавец проприетарного ПО. Весь вопрос: кто следующий?

За создание «вредоносного» ПО директор компании «СЛВ-Компьютер» Вячеслав Жуков был осужден на два года лишения свободы условно и штраф в размере 100 тысяч. рублей.

Подписать письмо в поддержку Жукова можно на сайте delozhukova.ru

Upd. Разъяснения по поводу условий предоставления программ «СЛВ-Зарплата». Впрочем меня по прежнему смущают ссылки не на тексты договоров, а на устные договоренности и сложившиеся практики. В свое время всеобщее знание о том, что кофе горячий, а животных нельзя сушить в микроволновке — не спасло соответствующие компании от судебных исков.

Комментарии (13)

  • Аватар

    Бояринцев Кирилл [solaris34], 08 декабря 2010, 15:31

    0
    "Подписать письмо в поддержку Жукова можно на сайте delozhukova.ru

    обслуживание, блокируются пункты меню и ограничивается функциональность. Обвинения выглядят полным бредом. Почему бы магаданскому с"

    Лишний кусок в конце статьи прицепился.

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 08 декабря 2010, 15:42

    0
    Может я что не так понял в посте, но вообще-то у нас по законодательству передача прав на использование ПО может быть только временной.
    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 08 декабря 2010, 16:00

      0
      Где то здесь подвох, а как же коробки Microsoft и др. и прочие постоянные лицензии?
      • Аватар

        Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 08 декабря 2010, 16:21

        0
        Да, где-то подвох. Возможно, они продаются как коробки (хотя как тогда передаются права) и с них платиться НДС. Но может эти коробки так же передаются на время -- мы какое-то время назад софт передавали сроком на 99 лет, например (сейчас на 10 -- но это тоже бессрочно считай). Срок службы информационной системы все равно 5 лет по хорошему.
        • Аватар

          Бояринцев Кирилл [solaris34], 08 декабря 2010, 18:41

          0

          На коробку срока нет. Лицензия существует пока существует коробка. При другом виде продаж срок действия лицензии оговаривается в лицензионном соглашении. Поэтому ситуация описанная в статье действительно из разряда бреда. У людей закончился срок действия полной лицензии и ПО откатилось на условия бесплатного использования. Все вполне логично и в рамках закона.

          Более подробно на тему срока действия лицензий можно почитать здесь: http://www.knigaprosoft.ru/2009/11/23/srok-sluzhby-po-i-srok-dejstviya-licenzij-microsoft/ .

          • Аватар

            Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 08 декабря 2010, 19:06

            0
            А может быть это все PR раннее неизвестной никому конторы. Уверен, сейчас про неё многие узнают (не только тут же написали).
            • Аватар

              Бычков Валерий [vbychkov], 09 декабря 2010, 11:49

              0
              На самом деле подобные лицензии вполне нормальная практика для бухгалтерского софта - не один СЛВ продает программу, которая работает только для определенного года.

              Версия про то, что они себя сами заказали выглядит слишком параноидальной - все таки на таком рынке подобный pr сработает скорее в минус.
          • Аватар

            Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 10 декабря 2010, 10:17

            0

            Кирилл,

            Не шибко увлекайтесь творчеством SAMщиков. Они очень компетентны (и кстати технически малограмотны, их MCP очень специфичны), если дело касается Майкрософт. Сразу виснут при вопросе о лицензи и на прошивку Cisco или того хуже - сотового телефона.  Лицензии на наколенке-писанинку вообще "темна вода в облацех"

  • Аватар

    Key Iten [inggvar], 08 декабря 2010, 17:22

    0
    нормально суд работает) никогда не думал что скажу/напишу такое - в России живем блин. на кой хрен браться за дело в котором не бум бум? судя по всему и правда заказ поступил на разработчика) от 1эс например))) 
    p/s: http://www.youtube.com/watch?v=Nx5k7jKGQyU а потом мы удивляемся чего нас такими тупыми считают
    pp/s: комрандс блин! =)
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 08 декабря 2010, 18:38

      0
      оффтопик: на Мутко не надо наезжать. То что он постебался с произношением -- это круто. Они когда по-русски пытаются говорить не стесняются.
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 09 декабря 2010, 14:51

    0
    С одной стороны есть некоторая практика покупки товаров и услуг. И ответственность поставщика и производителя. С другой стороны - у ПО некоторый особый статус - на него гарантия ограниченная. Права на использование это одно, а потребительские свойства другое. То есть если судить с первой позиции - суд где то и прав, толкуя ограничение функциональности не как окончание права на использование, а как поломку изделия (так всех засудить можно и назад к счетам и арифмометрам). С другой стороны, если изготовители ПО будут за каждый бзик отвечать по полной, то скоро вымрут, как динозавры. Кстати, статьи в ГК  в области лицензирования SAMовцы толкуют только в сторону правообладателя, так что такие прецеденты к с этим судом, при всей нелепости, тоже нужны.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 09 декабря 2010, 15:04

      0
      У программного обеспечения, если оно передается по через лицензионный или сублицензионный договор не может быть никакого гарантийного срока. Это интеллектуальная собственность -- какая тут поломка может быть:).
      • Аватар

        Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 09 декабря 2010, 21:10

        0

        Конечно. ПО бортового компьютера  Вашего авто предано через лицензионный или сублецензионный договор.  Если, когда Вы отпустили педаль газа, ускорение продолжится, скорее всего Вам уже будет все равно , нес ли кто нибудь ответственность или нет. Или я не прав?