Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Каким должно быть «идеальное» образование в сфере ИТ?

Каким должно быть «идеальное» образование в сфере ИТ?

С сегодняшнего дня школьники и студенты начинают очередной учебный год. Правда, далеко не все они, закончив празднование первого учебного дня, начнут получать актуальные знания. Очень многим достанутся безбожно устаревшие и утратившие связь с реальностью учебные программы. Поэтому первого сентября, в День знаний, хотелось бы поднять весьма неоднозначную тему — как и чему следует учить будущих ИТ-шников.

Наверное, еще перед тем, как обсуждать конкретные специализации и подходы, следует выделить две принципиально разные группы ИТ-профессий, для каждой из которых «идеальное образование» будет выглядеть по-своему:

  • «Рабочие» ИТ-специальности, в число которых можно записать большинство специалистов «средней» и «нижней» части должностной иерархии. Я сознательно не привожу здесь список должностей, дабы он не стал более весомым поводом для обсуждений, чем сама тема образования. Речь идет о тех профессиях, где не требуется широкий кругозор и обширные знания из смежных областей. Как неоднократно отмечали участники нашего сообщества в комментариях к материалам, такая профессия вполне может быть получена на уровне Профессионального училища.
  • «Стратегические» ИТ-специальности, на которых за счет именно кругозора и сторонних знаний специалисты определяют курс развития инфраструктур, продуктов и целого бизнеса в сфере ИТ. Обычно это сотрудники «среднего» и «высшего» сегментов должностной иерархии. Поскольку их деятельность находится на стыке нескольких предметных областей, без высшего образования им явно не обойтись.

 

«Рабочих» учим конкретному предмету

Упомянутое выше деление было проведено «от обратного»: т.е. от задач и целей, возникающих перед специалистами в процессе работы. В первом случае речь идет о задачах, которые надо выполнять по уже придуманным сценариям: требуется, быть может, поиск оптимального метода, но нет нужды изобретать что-то принципиально новое.

Сравнительно небольшой объем знаний, необходимый для такой работы, подразумевает, что длительность образования не превышает пары лет. Это значит, что, в отличие от ВУЗовского (где цикл производства специалиста гораздо выше), такое образование может активно подстраиваться под нужды рынка. Ведь, каким бы быстрым не казалось его развитие, действительно фундаментальные нововведения появляются не так уж часто. Например, те же интерфейсы (с точки зрения специалистов, занимающихся эргономикой продуктов). Была консоль, затем, в ходе развития появился «оконный» интерфейс. Теперь утверждают, что новое слово — это Metro, но глобально, на мой взгляд, речь идет о тех же «окнах», просто несколько по-другому реализованных. Скорее, очередным этапом можно было бы назвать в появление в принципе интерфейсов, рассчитанных под сенсорные экраны. Так или иначе, окна в «чистом» виде просуществовали достаточно долго, и сенсорные экраны доступны уже давно, и явно никуда уходить с рынка не собираются. Пример уже из другой области — 1С. Сама по себе платформа появилась давно. Да, выходят новые версии. Но идеология, лежащая в основе всей платформы, практически не меняется годами.

На мой взгляд, если грамотно составить образовательные программы для «рабочих» специальностей в ИТ, их не придется править чаще, чем раз в 3 — 5 лет. А этого вполне достаточно, чтобы программа отработала «свое» в рамках образовательного цикла.

В итоге условий для создания «идеального ПТУ для ИТ-шников» не так уж много. Всего-то нужно желание учиться, да регулярное обновление учебных программ. В других профессиональных областях считается, что для этого оптимальным образом подходит немецкая дуальная модель, в рамках которой 25% времени ученики обучаются теории, а 75% - получают практические знания на базе конкретных предприятий (правда, от себя я бы добавила, что, если клонировать у нас подобную модель, нельзя после ПТУ закрывать дорогу в ВУЗы).

Естественно, все эти рассуждения имеют смысл, только если повышать глобальный спрос на ПТУ среди российских абитуриентов. Пока такой спрос крайне мал.

 

«Стратегов» учим всему остальному

Особенность труда «стратегических» ИТ-специалистов заключается в том, что периодически им необходимо изобретать нечто принципиально новое: алгоритм, бизнес-стратегию развития сервиса, функцию и т.п. И «умению изобретать» не так-то просто научить «напрямую».

Мне на глаза в свое время попалась интересная публикация из журнала Компьютерра (за 2007 год), где автор предлагал учить программистов совместной работе, паттернам программирования, пониманию стоимости информации и работы, работе с требованиями и управлению проектами, а не самому программированию, как таковому. Цитирую автора: «…количество информации вокруг нас, равно как и ее генераторов, непрерывно возрастает. И главное - научиться эффективно структурировать эту информацию, находить взаимосвязи и выделять необходимое. Поэтому занятие частностями, как-то: изучение интерфейса Word, детальное объяснение ООП на примере С++ и пр. на протяжении большей части курса слишком расточительно. Нужно искать инварианты в существующем мире и давать их студентам вместе с инструментарием для дальнейшего познания».

И ведь аналогичные методы давно применяются в фундаментальной науке. Никто не учит физиков решать конкретные инженерные задачи. С одной стороны, учат применять вычислительные средства (математический аппарат, алгоритмы для автоматизированных систем), с другой стороны — дают базу по всем направлениям (механике, гидродинамике и т.п.), а с третьей — обеспечивают практическими навыками: все студенты-физики (в зарекомендовавших себя ВУЗах) хотя бы раз общались с измерительным оборудованием, его погрешностями и т.п.

Таким образом, «идеальный ВУЗ для ИТ-шника» нуждается в развитии «фундаментальных» образовательных программ.

Как вы думаете, возможна ли реализация подобной модели в России, и сработает ли она на практике?

Дополнительные материалы

Комментарии (10)

  • Аватар

    Толстопятов Сергей [oldseaman5], 01 сентября 2012, 21:16

    1

    Лично мое мнение, что сейчас ВУЗы не учат а зарабатывает на образовании. Среди выпускников ВУЗов я видел единицы тех, кого можно назвать специалистом в той области, которой ему обучали. И я даже не на уровне практических знаний, а на уровне теории. Ко мне приходили на практику лучшие студенты МТУСИ, связисты, которые не знали что такое SIP протокол и как рассчитать нагрузку на АТС. Маркетологи из того же института, которые не знали кто такой Филипп Котлер.

    Если ориентироваться на Училища (теперь они колледжи?), то это что то вроде пионерлагеря для молодежи, которая в рамках школы не может продолжать учиться из-за неуспеваемости, а на работу рано, вот нужно заполнить время до Армии для ребят, до трудового возраста для девочек. Среди ребят истинно интересующихся IT думаю не более 2-3 человек на группу (класс), среди девочек не более 0,5 будущих программистов. Т.е. на два выпуска - одна.

  • Аватар

    Пустовит Андрей [apustovit], 01 сентября 2012, 21:24

    1

    Извините, но какое-то странное разделение получается. На "соплетеров" и "илиту". ИТ хорощшо тем, что есть огромный потенциал в плане самообразования. Кем захочешь, тем и станешь. Литературы просто навалом. Фундаментализм в образовании подразумевает не один десяток лет теории, и еще больше практики. Поэтому его просто нет. И при текущих скоростях развития еще ИТ долго не будет. Паттерны. Зашибись. Но они разве не меняются???? И извините, разработкики после ВУЗа это просто "носители языка программирования". Проектная работа. Супер. Но разве проект не подразумевает четкое выполнение СВОЕЙ части задачи. А вот тут уже начинается чистая психолгия. Компетентный, ПУНКТУАЛЬНЫЙ и ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ человек ценится в проектной работе на вес золота. Именно его качества. А не его знание, что есть такое проектная работа.

    Что есть в ИТ самое дорогое? Мое мнение - это практика. А практика, кроме как в бою не достается.

    Всегда пробивать дорогу на верх будут самые умные, смекалистые и целеустремленные. С вышкой или после профтехучилища без разницы.

    P.S. Ну и извините, примеры консоли и "окон" это просто бред чистой воды. Совершенно 7\не в этом различие в подходе администрирования.

    • Аватар

      Дерик (Баранова) Екатерина [ekataios], 01 сентября 2012, 22:47

      2

      Какой бы потенциал у отрасли ни был, все равно остается разделение на тех, кто придумывает, и тех, кто просто работает. Это уже чисто от человеческой природы. Кому-то удобно и комфортно быть ведущим, кому-то - ведомым. И не надо искать в тексте какие-то уничижительные ноты по отношению к последним. Это просто такой стиль отношения к жизни. А идея заключается в том, что вторым (в ракурсе ИТ) не нужно "уметь быть ведущими". Не надо тратить лишние 3 года жизни на то, чтобы изучать смежные дисциплины, поскольку все равно будет кто-то сверху, кто покажет, куда идти.

      По поводу паттернов... все меняется, тут никуда не деться. Но, грубо говоря, чем выше уровень абстракции, тем медленнее изменения. Поднимаясь по этой "лесенке" вверх, мы рано или поздно достигнем уровня, на котором скорость изменения хотя бы сопоставима с временем подготовки специалиста. А паттерны - это уже намного лучше, чем учить пользоваться вордом;)

      Что касается качеств... указанные вами пункты на самом деле актуальны не только в проектной работе. Они не имеют никакого отношения к ИТ-образованию - это, на мой взгляд, дело воспитания. Причем, чуть ли не школьного. К сожалению, часто приходится слышать, что люедй с этими качествами вообще ни на какие должности не найти. Никто же не говорит, что этому должны учить на курсах секретарей, например...

      Понятно, что самое дорогое - это практический опыт. Но без теории все равно никуда. А то, как говориться, велосипеды изобретать начнут. Лучше, если бы человек сам и теорией, и практикой постепенно занимался, самостоятельно задавая себе вопросы и отвечая на них, благодаря прочтению книг. Только для такого познания нужно слишком много времени. Цель любого образовательного учреждения - ускорить этот процесс. Не "вбить в голову знания" и не "заставить получить опыт", а только придать ускорения. Поэтому логично, что ВУЗы сосредотачиваются на теории, рассчитывая на то, что практиковать студенты будут параллельно с этой теорией. А то, что они не практикуют - вопрос культуры ВУЗа, целей получения диплома и т.п.... возвращаясь к примеру с физиками, старшекурсники там все по лабораториям сидят. И выходят оттуда, конечно, зеленее некуда, но об отсутствии практического опыта им уже никто не говорит.

      Ну и по поводу примера... ИТ - это ведь не только системные администраторы. Есть еще сектор UI. Пример был к этой сфере. Я откорректирую пост, чтобы ни у кого вопросов не возникало.

    • Аватар

      Фролов Александр Викторович [KORSAR1], 04 сентября 2012, 05:04

      0

      "Всегда пробивать дорогу на верх будут самые умные, смекалистые и целеустремленные. С вышкой или после профтехучилища без разницы."

      "Кем захочешь, тем и станешь."

      вот эти слова и говорят о том, что есть "рабочие" и "стратеги":

      "Рабочие" не хотят кем-то становиться и они не будут чему-то сами учиться (если конечно не пнуть посильнее премией или зряплатой) - им это не надо - они нашли свою нишу "крутят свои болты и гайки" получают зарплату и ВСЁ! 

      "Стратегам" мало просто "крутить гайки" они в постоянном поиске чем крутить, а может сваркой заменить (или вообще на клей посадить:)). И они будут самообразовываться и сам посебе и начальство терроризировать: "Надо пройти такие-то и такие-то курсы..." И неважно какое при этом было начальное образование. НО! Всегда легче начинать идти вперед если за спиной уже есть какие-то навыки и умения учиться, видеть проблему целиком, ... т.е. фундаментальные знания.

      Лично мне очень мешает отсутствие высшего образования - приходится проходить кучу "коридорных университетов", для того что бы выполнять работу, которой сейчас занимаюсь.

  • Аватар

    [sozimov], 03 сентября 2012, 13:28

    0

    Идеальное образование 21 века - самообразование. Средняя школа должна показать "А собственно из чего выбор?". Институт - "Где искать то, что тебе надо". Ну а дальше.... что называется "Пинка для рывка".

    Убежден, что людей после института учить уже не надо никогда. Ученого учить - только портить.

    • Аватар

      Фролов Александр Викторович [KORSAR1], 04 сентября 2012, 06:42

      0

      Мало кто имеет образование врача, зато все знают как лечить ту или иную болячку... Мало кто имеет образование педагога, зато все знают как надо учить (или учиться)...

      У самообразования есть один, но очень большой минус - не всегда видишь взаимосвязь казалось бы разных предметов. И самобуч становится односторонним - "рабочим" (ПТУшным). Очень повезет, если попадутся реально хорошие "онлайн-курсы", где подобные взаимосвязи отслежены. Как правило на подобных курсах дают узкую специализацию по какому-либо вопросу (предмету) - изучаешь... и понимаешь, что еще чего-то не хватает. Начинаешь искать дальше - и все повторяется.

      В институте (ВУЗе, Универе) "навязывают", казалось бы, ненужные предметы, но у настоящего "стратега" все пойдет в работу: и зачатки программирования (а накаком языке с прогерами разговаривать?), и экономика (а как продвигать свое дело?), и иностранный (...)... и многое другое, что изучают, но пока в "школе" ворчат: "на фиг нам это надо?!". И только когда начинают работать, понимают - надо! Пусть это понимание приходит не сразу и не всем (разделение на "рабочих" и "стратегов" и после институтиев происходит: кто-то остается "рабочим" на инженерской должности, а кто-то уходит в "стратеги"...)

      Подобное происходит и у ПТУшников - одни "типа выучимшись" работают по специальности, и вполне довольны жизнью, другие идут дальше в институты или в самообразование - становятся "стратегами"

      А поповоду "людей после института учить уже не надо никогда" - не согласен в корне. Если не учиться дальше (любым способом очно, зочно, самообразование, курсы) добиться врядли чего можно.

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 03 сентября 2012, 17:49

    0
    В схеме имеется некая двухкоридорность. Постепенно илитка обростет мхом и илиткой быть перестанет. Двигатель прогресса - бедные, желающие стать богатыми (С.Н. Паркинсон)
  • Аватар

    Зайков Андрей Эмильевич [Андрей], 03 сентября 2012, 18:06

    0

    В 1978 году, бывший заключнный, которому запрещено проживать в городах,  в геолого-разведочной партии на Шемуре, Северный урал, крупнейшее месторождение меди на планете, Мне рассказал разницу между уровнями образования в СССР:

    " Работали мы на небольшой гидроэлектростанции,3 - е ушли на пенсию,рабочий, техник и инженер, из старых 1 остался, 5 лет там отработал. Пришли молодые: школьник, но уже после амрии, парень из техникума и молодой инженер.Через 3-е суток армеец-школьник вопросов не задавал, через неделю его и заставлять ничего не надо было, сам делал, через месяц и из техникума втянулся, с института - всех достал вопросами и так 3 месяца.... а через 4 месяца мы все его вопросами достали  Голова! И не только по работе...."

    Это почти Дословно... Тему образования, и концепт и в ИТ сфере могу продолжить.... с 1988 - В университете  - в ППР. Спросите-отвечу что знаю и поделюсь опытом.