Тотальная ИТ неграмотность работоспособных людей

В России 7 из 10 людей работоспособного возраста абсолютно безграмотны в части использования ИТ ресурсов. Использование сервиса mail.ru для большинства является верхом "компьютерной грамотности". Напечатать документ на бланке организации — это практически как сползать по пластунски в тыл врага. А отправить впервые документ на печать — сродни подвигу Александра Матросова. 5 из 10 компьютеров в российском офисе (неважно каком) используются на уровне "печатной машинки". Каждый 5 сотрудник не понимает, что такое "сохранить файл" и как это делать. Работа с бизнес-приложениями (1С аллилуя) — на 75% полная профанация. Среднестатистический "менеджер по продажам" испытывает дикий стресс, когда ему необходимо сформировать счет для покупателя в 1С:Управление торговлей. Типовой проблемой при отправке сообщения по электронной почте для каждого второго пользователя, является правильность "написания" адреса получателя@растудытьеговкачель.
Все это не голые слова, а совершенно конкретная статистика, накопленная моей компанией за последние 2 года при работе с заказчиками — "кризис" побудил нас собирать такую статистику. Складывается дикое ощущение, что офисный народ очень сильно поглупел.
Доходит до смешного. В отделе, где работает 5 незамужних дам (ну скажем — таможенные декларанты), только одна в состоянии сделать себе анкету на мамбе.ру :) Она же в итоге и отдувается за остальных.
Все это очень печально и наводит на самые грустные мысли о тотальной непроизводительности российских людей. Естественно, что каждый второй российский среднестатистический директор компьютерно-неграмотен. Какой там "твиттер"... если даже настроить собственный смартфон он не в состоянии.
Казалось бы... лично для себя и своего бизнеса я сразу вижу необъятные поля непаханной работы... но это было бы очень весело, если бы не было так печально. Люди тотально не желают обучаться. Тотально саботируют инновационные распоряжения своих руководителей... и забивают с прибором на перспективу узнать что-то новое и улучшить производительность своего труда.
Простой пример из жизни. Офис компания из 8 человек занимается продажей электрического кабеля всех мастей. 6 человек из 8 — это бухгалтерия. 6 бухгалтеров, каждый на своем компьютере, каждый со своей базой, обмен данными на флэшках, таскание базы за собой на той же флэшке на домашнюю работу... и прочие кошмарные ужасы.
После недолгих переговоров с двумя директорами, эти два руководителя сакраментально произносят фразу о том, что да... мы доросли до уровня, когда нам нужен единый сервер, технология удаленного доступа и производительная технология виртуализации представления. Сказано — сделано. Потрачено пару сотен тысяч деревянных на железки и лицензии. Настает момент ввода в эксплуатацию. Как вы думает, что дальше происходит? Правильно — ничего.
Бухгалтера тотально отказываются что-то менять в своей работе, ссылаясь на очень сильную занятость. Директора не в силах им что-либо приказать. Сервер греет воздух.
Скажете, что это единичный случай? Так вот это тотальная ситуация — скажу я вам. Главная проблема российского бизнеса в части использования ИТ (и нетолько ИТ) называется так — НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НАДО, У НАС И ТАК ВСЕ ХОРОШО РАБОТАЕТ.
Как развиваться малому и среднему российскому ИТ аутсорсингу в таких условиях? Ответ прост — воевать с заказчиком. Постоянно, ежедневно, ежеминутно. Воевать за повышение уровня пользовательской грамотности. Воевать, за счет заказчиков, конечно же. Только выиграв эту битву, мы сможем применять лучшие практики и выстраивать принципиальные модели.
А пока модель "все включено" + "мальчик по вызову" позволяет зарабатывать деньги на собственное развитие, надо учиться прежде всего вести собственный ИТ бизнес на уровне маркетинга и продаж + плюс обучать собственных сотрудников до уровня технологических гуру.
***
Комментарии (43)
КомментироватьКазанцев Алексей [A-Lexx], 24 ноября 2010, 12:33
Мне кажется вот тут именно доверие и играет очень важную роль.
Ураев Алексей Витальевич [AlexR], 25 ноября 2010, 12:55
Казанцев Алексей [A-Lexx], 25 ноября 2010, 13:37
Н Анатолий [salesj], 01 декабря 2010, 11:24
Дождиков Антон Васильевич [Антонио], 03 декабря 2010, 22:17
Н Анатолий [salesj], 04 декабря 2010, 00:11
я за честный бизнес ), вообще считать нужно, если по математике выходит здорово, так почему же нет ))
Казанцев Алексей [A-Lexx], 24 ноября 2010, 12:35
Key Iten [inggvar], 24 ноября 2010, 12:39
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 24 ноября 2010, 13:52
Севрук Владимир [sevruk.com], 24 ноября 2010, 15:31
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 24 ноября 2010, 15:42
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 24 ноября 2010, 16:33
В итоге получаем, что дубы-директора работают по старинке, так же работают их подчиненные (ну а фигли, за 20 лет худо-бедно на рынке нишу заняли), клиент идет а порог входа в бизнес очень высокий. Вероятность прихода умного игрока -- низкая.
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 24 ноября 2010, 16:41
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 24 ноября 2010, 16:46
взятки пожарникам,СЭСам и прочим -- не в счет. В b2c это скорее налог, чем получение конкурентного преимущества.
ИТ в b2b в среднеценовом сегменте (проекты до 5-10 млн рублей) -- в большинстве случаев рыночные отношения.
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 24 ноября 2010, 16:57
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 24 ноября 2010, 17:03
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 24 ноября 2010, 17:51
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 24 ноября 2010, 18:07
В любом случае, то о чем вы говорите -- это не про коррупцию. Это про то, что у нас в стране за годы появилось много бизнесов, сидящих на трубе (постоянном доходе без особых усилий). И спихнуть их с трубы сложно.
Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 24 ноября 2010, 18:10
Севрук Владимир [sevruk.com], 24 ноября 2010, 18:10
Дождиков Антон Васильевич [Антонио], 03 декабря 2010, 22:20
Н Анатолий [salesj], 01 декабря 2010, 11:27
верно. я тоже так считаю. ещё Тиньков говорил. что именно из-за отсутствия конкуренции дико не эффективные компании продолжают существовать.
а когда в компании нет ИТ инфраструктуры в сегодняшнем мире, а какой эффективности может идти речь?
Шипилов Даниил Сергеевич [pr0r0k_d], 24 ноября 2010, 13:55
К сожелению, в конце статьи расстроился :(
Я читал в надежде, что в конце будет какое решение, а не "воевать с заказчиком". Ну эт ерунда какая-то, если честно. Что значит воевать? Будешь с ним воевать, он работать с тобой перестанет.
Севрук Владимир [sevruk.com], 24 ноября 2010, 15:29
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 24 ноября 2010, 16:42
Очень сложно перейти на модель "мой клиент"-"не мой клиент", когда бизнес уже работает и генерирует хоть маленькую, но прибыль. Прочувствовал на собственном опыте. Такой подход нужно применять с самого начала, с момента поиска первого клиента. Иначе имея стабильный кешфлоу с условным разделением a% платят мало (очень низкая рентабельность), b% платят нормально, очень сложно решиться отказаться от a% -- ведь оставшиеся b% могут оказаться недостаточными, чтобы поддержать даже операционную деятельность до момента увеличения доли нормальных клиентов до 100%. Нужно искать инвестиции. Ведь по сути -- такое решение тоже проект, который требует инвестиций. Это изменение бизнес-модели.
В любом случае вывод -- не начинайте бизнес с "собачей еды", перейти на человеческую будет сложно.
Севрук Владимир [sevruk.com], 24 ноября 2010, 16:55
Дождиков Антон Васильевич [Антонио], 03 декабря 2010, 22:24
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 24 ноября 2010, 14:47
В общем верно. Вопрос, что делать. Я пару раз удачно что-то в управление внедрял, в основном работу по бумажкам-в-картинках. Такая вот лучшая практика. Так как обучить пользователей (200-500 чел офисного планктона) не представлялось возможным, а инструкции только перелицивать под другую компанию надо. Не вырывание проблемы с корнем, но обходное решение. Примечательно. Один из менеджеров сказал, что в силу специфики нужен не нулевой уровень английского. Так, одному отделу из 10 чел. Говорит, результат плачевный, деньги плакали, то есть. Один человек сумел показать какой-то результат. Даже деньги не интересовали. Я тут со своей схемой "Все по книжке с инструкциями" ничем помочь не мог.
Меня лично несколько настораживает другое. Раньше если коллектив молодой, проблем с ИТ по-умолчанию было меньше. А сейчас занимательная статистика: в фирме, где средний возраст 35,5 проблема между креслом и клавой не так остра, как в web-студии со средним возрасом 23! Вирусное отупение???
Севрук Владимир [sevruk.com], 24 ноября 2010, 15:30
Бояринцев Кирилл [solaris34], 24 ноября 2010, 14:54
"Ответ прост — воевать с заказчиком. Постоянно, ежедневно, ежеминутно. Воевать за повышение уровня пользовательской грамотности. Воевать, за счет заказчиков, конечно же. "
Именно к такому решению мы и пришли. Если сотрудники заказчика имеют в своих предках дубовое дерево, то говорить и доказывать что-либо бесполезно. Поэтому приходиться именно воевать по принципу: "10 раз предупреди начальство письменно и дождись, когда указанный риск отработает. Затем приходим и наблюдаем директора за подсчетом убытков и проблеском понимая в глазах". Главное правильно направить полученный полезный опыт.
Морозов Иван [itstatus], 24 ноября 2010, 15:59
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 24 ноября 2010, 16:15
Бояринцев Кирилл [solaris34], 24 ноября 2010, 16:52
Даже дерево растет в сторону солнца, от которого его жизнь зависит. Так что иногда получается продавать гарантированное отсутствие туч и иных препятствий. :))
Вот когда директор враг своему собственному бизнесу (судя по принимаемым решениям), то тогда да - руки опускаются.
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 24 ноября 2010, 17:01
Под трубой подразумеваю все, что приносит гарантированные деньги без применения усилий: добыча/продажа, сдача площадей в аренду (офисы, торговые центры и т.д.), друг в администрации области и т.д.
Бояринцев Кирилл [solaris34], 24 ноября 2010, 17:46
Савчук Виктор [TigerS], 24 ноября 2010, 21:56
Сами говорите - это повсеместная беда. Соответственно напрашивается вывод - может это не юзер виноват. Может просто сложно поспевать за новыми технологиями? Для не профи?
У меня вполне хватает АКТИВНЫХ бухов, секретарей, руководителей, друзей и знакомых которые хотели бы знать больше, но по ряду причин (нет времени заниматься специально... а кстати кто готов им помочь?..., стесняются показать свою неграмотность/спросить, малый начальный уровень знаний, что б понять остальное) откладывают этот вопрос.
Как вариант - мы решили заняться разработкой (с коллегой) сайта "ит - для не профессионалов".
Региональный ресурс - с ответами на самые актуальные вопросы, с рассылкой/перепиской моих клиентов между собой и специалистами. Для сложных проблем на сайте есть контакты Службы поддержки (тоже пришлось несколько лет прилагать усилия для подбора фрилансеров). Естественно - форум, FAQ и база знаний (+ статьи).
Т.е. эдакая точка общения любителей с профи (наш интерес в этом деле тоже соблюдается ;) ).
Как думаете - выстрелит?
Казанцев Алексей [A-Lexx], 25 ноября 2010, 09:00
Но без усердия пользователя, сами понимаете, никакой сайт не поможет:)
Хотя я тоже на своем сайте статьи начал выкладывать. Если интересно, могу вам статьи подкидывать.
Кухтенков Михаил Юрьевич [Михаил], 25 ноября 2010, 21:31
Савчук Виктор [TigerS], 25 ноября 2010, 22:18
Конечно интересно. "Сайт одного писателя" (это я о себе) - эт плохо. А где почитать уже можно?
Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 25 ноября 2010, 13:15
Т.е. выбираем продвинутого в ИТ сотрудника среди местных, с руководством компании (в случае адекватности) договариваемся, что все вопросы по вордам и одинЭсам -- к нему. Руководство компании человека дополнительно мотивирует.
Все довольны. Важный момент -- это адекватность руководства:).
Ураев Алексей Витальевич [AlexR], 25 ноября 2010, 18:32
Ураев Алексей Витальевич [AlexR], 25 ноября 2010, 18:29
Котельников Илья [iluha], 26 ноября 2010, 08:35