Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Продавать техническое задание на выполнение инфраструктурных проектов — а надо ли?

Вы — малая, но перспективная аутсорсинговая компания. У вас хорошо образованные сотрудники и большие рыночные амбиции.

Такой же малый заказчик (ну ладно, пусть средний :) обращается к вам с целью получить коммерческое предложение на выполнение комплексного инфраструктурного проекта. Заказчику необходимо навести порядок в его компьютерном хозяйстве.

У заказчика все плохо:

  • Медленно работает 1С-ка. 40 пользователей страшно ругаются, что по 5 минут ждут проведения счета или накладной.
  • Электронная почта — просто жесть. Начальник отдела принимает ежедневно по 2000 писем, чистит спам, а потом рассылает нужные сообщения подчиненным.
  • Две недели назад упал файловый сервер. Накрылись жесткие диски — и тут выяснилось, что у системных администраторов нет резервных копий.
  • У ключевых сотрудников постоянно не работает система видеоконференции. Им каждый раз приходится вызывать Айфоню, чтобы тот переключил провода. И они не понимают, почему нельзя включить провода правильно один раз и навсегда.
  • Офисная АТС постоянно дает сбои. Порой невозможно дозвониться до сотрудника за соседним столом.
  • Ну и так далее, и тому подобное.

Думаете, я утрирую? Ничуть. Это совершенно реальная ситуация в конкретной компании, которая является достаточно серьезным игроком в ресторанном бизнесе столицы бывшей Российской Империи.

И вот вам позвонил вот такой солидный заказчик. И вы, окрыленный потенциальным коммерческим успехом и в предвкушении наживы солидного контракта, несетесь на крыльях менеджера по продажам к заказчику.

В течение первых двух часов переговоров вы выясняете дополнительно, что в ИТ инфраструктуре заказчика 8 серверов (на 40 пользователей). Руководство естественно не знает, почему так много и зачем они нужны. Что сервер электронной почты (Kerio) конечно же не лицензирован, и не обновлялся с момента установки «знакомым мальчиком» главного сисадмина. Что два системных администратора ни разу не ставили вопрос о модернизации устаревших компьютеров, коим уже более 5 лет. Дальше продолжать?

Заказчик сегодня же вечером хочет от вас получить коммерческое предложение на наведение порядка. Естественно за два дня. Естественно бесплатно. А вы как думали?

Сегодня я хочу поговорить о важном вопросе — с чего вы начнете в такой ситуации? Что вы напишете в коммерческом предложении? Какие важные слова и мысли вы должны донести заказчику — который изначально воспринимает вас, как обслуживающий персонал по чистке компьютеров? Понятно, что заказчик плохой очень умный. Но вы серьезный предприниматель в области ИТ, и вам по плечу любые задачи. Даже запущенные случаи.

Я абсолютно убежден в том, что в подобных ситуациях необходимо отправлять заказчику коммерческое предложение на проведение Предпроектного Обследования и на составление Технического Задания на выполнение всего дальнейшего инфраструктурного проекта. Чтобы не облажаться дальше, не попасть в ситуацию невыдержанных сроков, невыполненных обещаний и страшных убытков — вам необходимо все правильно отмерить, чтобы потом грамотно отрезать. Для этого вам надо провести у заказчика не день, не два, а неделю, как минимум. А это ваше время и ваши деньги. Кто их будет оплачивать?

Например, у коллег, занимающихся внедрением решений 1С, особенно набирающей популярность 1С:УПП — предпроектное обследование считается абсолютной нормой, и там ни у кого даже сомнений не возникает, что такой этап работ может стоить меньше нескольких десятков тысяч рублей. А иногда и сотен, и миллионов.

Почему же в области базовой ИТ инфраструктуры сложилось такое безобразное отношение к планированию перед исполнением? Почему Васи, Коли, Пети и Мишы от малого аутсорсинга кидаются писать предложения заказчику на поставку новых серверов, компьютеров, лицензий на ПО (в лучшем случае), услуг по вводу в эксплуатацию железа, внедрению программ и систем, абсолютно не уделив внимания серьезной проработке проекта.

Сегодняшний текст навеян последней частью освещения ИТ-проекта Виктора Таланова: http://smartsourcing.ru/blog/17. Виктор столкнулся с тем, что новые компьютеры, вводимые в эксплуатацию поставщиками решения, мягко говоря, не соответствуют его ожиданиям в части видео-адаптеров. Почему такое произошло? Совершенно очевидно, что исполнитель ни дня не потратил на детальное изучение реальных потребностей сотрудников заказчика. Если я и ошибаюсь, то не намного.

Желание заказчика «чтоб в аккурат всё было» — совершенно стандартное и естественное. Но заказчик — непрофессионал. Он абсолютно законно ждет от поставщика решения комплексного и проработанного на перспективу. А если не ждет — то задача профессионала объяснить заказчику, что такое планирование развития ИТ инфраструктуры и почему это важно обдумывать уже на старте.

Я считаю, что скоростная продажа заказчикам псевдо-популярных и дешевых фронтэндов на старте — это абсолютно дилетантский и тупиковый путь входа в инфраструктурный проект любого уровня. Продав решение подешевле и побыстрее — мы сперва порадуем, но очень скоро разочаруем заказчика, который ждет от нас совсем другого. Ведь он доверяет нам — профессионалам. Доверяет?

Тогда почему никто из нас не пытается продавать заказчикам предпроектные обследования даже при модернизации базовой ИТ-инфраструктуры? Почему никто из малых аутсорсеров не оперирует таким простым понятием, как Техническое задание? Мы все страшно хлопаем в ладоши, когда потенциальный заказчик присылает нам свое собственное ТЗ, чтобы «быстренько» обсчитать его — но никто не пытается сделать свое собственное типовое ТЗ для дальнейшей проработки комплексных ИТ-проектов.

Почему, получая типовой запрос на абонентское обслуживание компьютеров в офисе, большинство из нас даже не задают вопросы про номенклатуру используемого заказчиком программного обеспечения? И очень сильно потом удивляемся, что заказчик ждет от нас решения вопросов и проблем с какой-нибудь неоднозначной (и часто нелицензионной) «СметаВизард».

Наверняка вы очень быстро мне скажете, что предпроектное обследование и ТЗ не нужно продавать, как отдельный этап проекта, а засовывать его в общую стоимость реализации. Но знаете, что я вам отвечу? Тот товар или услуга, который не имеет явно выраженной цены — не имеет реальной ценности для покупателя. Продавая нечто «бесплатное» для заказчика — вы просто симулируете кипучую деятельность. Не более того.

Ну и в конце этого текста вопрос на засыпку ко всем малым аутсорсерам, кто читает этот замечательный сайт. Допустим, вы успешно подписали новый договор на абонентское обслуживание компьютеров в организации. В какой момент времени вы попросите заказчика предоставить копии договоров с поставщиками услуг телефонии и доступа в интернет?

Успехов в работе :)

P.S. Это мой первый опыт написания статьи для Smartsoursing.ru. Прошу высказывать конструктивную критику.

Вам понравился материал? Подпишитесь на RSS. А также следите за нами в Facebook, ЖЖ или других социальных сетях.

Комментарии (17)

  • Аватар

    Key Iten [inggvar], 15 ноября 2010, 21:38

    0
    статья хорошая=) опыта мало у меня и клиентов на абон обслуживание тоже. Есть 1 клиент. С ним тесно сотрудничаем. В договоре прописывали этапы постановки на абон обслуживание. 1) инвентаризация и пометка всех кабелей и устройств нашим id. 2)так же составлялся список всех программ. 3) собирались сведения с кем еще они связаны(консультант+, провайдеры, где картриджи заправляют(сами этого пока не делаем)). Там же оговаривали что хочет заказчик. В конце план модернизации(точнее описали что необходимо для достижения цели заказчика).
    • Аватар

      Трахтман Альберт [alik03], 17 ноября 2010, 12:57

      0
      Теория это хорошо. Интересно послушать практический опыт продаж ТЗ в мелком бизнесе.
      И сколько у кого клиентов убежало после этого :)
      • Аватар

        Key Iten [inggvar], 17 ноября 2010, 18:07

        0
        я написал что есть на деле. клиенты убегали, но не из-за заданий или договора. в силу других обстоятельств =) 
  • Аватар

    Мосолов Дмитрий [Cookie], 15 ноября 2010, 21:44

    0
    Техническое задание, в своем изначальном понимании, штука довольно трудоемкая и бесплатной быть не может. Как и вся проектная документация. В бытность работы в крупнном московском интеграторе, приходилось этого касатся. Требование заказчика написание полной проектной документации увеличивает сроки и стоимость в 1.5-2 раза. И на моем опыте далеко не все заказчики на это идут. Обычно договариваются на небольшие "инструкции по эксплуатации". Полный комплект обычно требуют госы, банки и проч.Средний и малы бизнес - никогда. То, о чем идет речь в этом посте должно называтся Технико-комерческое предложение (ТКП). Оно менее формализовани и менее детально. Но бесплатно. В свое время Microsoft, понимая эти трудности выкладывал на партнерском портале шаблоны типовых ТКЗ. (Тот портал давно закрылся, но кое что я успел оттуда прибрать - стучитесь кому инетресно) Мой ответ на вопрос - в момент возникновения проблем. Не стоит заранее грузить его поиском того, что он давно где то потерял. При заключении договора можно просто выяснить общие условия предоставления им этих услуг. На словах.
  • Аватар

    Поздняков Кирилл [kgpozdnyakov], 16 ноября 2010, 10:15

    0
    Хороший вопрос. На мой взгляд надо научиться делать не работу, а продукт. Именно продукт со всеми его свойствами. Который можно заказать отдельно от всего остального. В данном случае нужно не ТЗ, а проект. Именно проект с проектными решениями. А дальше что хотите с ним то и делайте. Можете покупать в другом месте. Заказчику обычно нравится конкретный подход к делу. Надо сделать портфолио, типовой проект, отправить как образец, и спросить - ты хочешь себе такой?
  • Аватар

    Котельников Илья [iluha], 16 ноября 2010, 12:49

    0
    > P.S. Это мой первый опыт написания статьи для Smartsoursing.ru. Прошу высказывать конструктивную критику. Отличная статья, правильные вопросы! :)
  • Аватар

    Чернин Роман [rchernin], 16 ноября 2010, 16:26

    0
    Вообще проблема продажи ТЗ за отдельные деньги без выставления ком предложения за весь проект довольно сложная задача в любом бизнесе. Что навскидку может помочь 1. надо уметь объяснять(!) что ТЗ будет полезно даже если весь проект не будет заказан тому же, кто делает обследование. Ну и соответственно делать ТЗ именно таким. 2. надо максимально снижать издержки по обследованию и написанию ТЗ. Шаблон ТЗ, просто заполняемые опросники, средства автоматизированного сбора необходимой информации и т.д. 3. Четкое понимание КЛЮЧЕВЫХ рисков проекта от которых наиболее зависит стоимость проекта, чтобы быстро проверять именно ключевые аспекты и выставлять хотя бы предварительную стоимость "от... до". что еще, коллеги, по опыту?
    • Аватар

      Котельников Илья [iluha], 17 ноября 2010, 11:11

      0
      > что еще, коллеги, по опыту?
      Касается продажи этапа ТЗ косвенно, но зато неоднократно проверено на личном опыте:
      1) Снимать ТЗ должен, безусловно, профессионал, а не какой-то мальчик с пакетом опросников. Профессионал не только в области IT, а человек, имеющий опыт общения с заказчиками. Две противоположных ситуации, в которые попадал на проектах:
      - ТЗ снято отличным продажником, который поднимал всем настроение и обещал сделать все, что только можно, но как таковое ТЗ составил на уровне новичка.
      - ТЗ снимал профессионал, работавший в крупной ИТ-структуре более 7ми лет, но в следствии того, что он все эти 7 лет мало общался с людьми, ключевые лица заказчика вообще не поняли, что у них происходило снятие ТЗ. Пожелания заказчика были сняты плохо. В итоге ТЗ представляло собой описание подробнейшее описание того, почему все плохо, но не содержало практически никакой целевой информации "Что же делать?", когда я спросил парня - !а что им надо все-таки?", он сказал - прибраться, а когда спросил - "чего они хотят?", он ответил - "а бог их знает, не понятно..."
      Вывод: если в организации нет сотрудника, сочетающего в себе эти качества, то назначайте на ТЗ несколько сотрудников разной направленности.

      2) ТЗ требует времени, заранее оговорить это время довольно сложно (т.к. даже при одинаковых запросах клиента и одинаковой развитости ИТ-структуры, люди попадаются разные). Варианты выхода из этой проблемы:
       - закладывать сроки по личному опыту (но это всегда субъективно).
       - итерационное снятие ТЗ. Т.е. как можно чаще давать заказчику обратную связь о ходе снятия ТЗ (лучше отчитываться ежедневно). Но продать такой вариант в несколько раз сложнее.
      Вывод: можно продавать этап снятия ТЗ кусочками. Скажем так: мы вам сегодня обследуем такой-то блок, при этом упор сделаем на такие-то и такие-то проблемы. По результатам вы увидите конкретные предложения касательно этой отдельной задачи и сможете принять решение, нравится ли вам такой подход...

      А вообще, говорить про продажу ТЗ можно долго:)
  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 17 ноября 2010, 11:53

    0
    Вообще солидный подход с номерами ГОСТов  хорошо работает на организованном клиенте. ТЗ на основе оббследования пришется не сложно, в отличие от техпроекта и зачастую штамповокой. Никакое обследование нельзя проводить бесплатно. Клиент, который ведется на "бесплатно" (фиг вам - вы заложили этот расход в цену самого проекта), поведется и на демпинговое предложение доширакеров (плакали ваши денюжки). Он должен осознавать, что все стоит денег.
  • Аватар

    Чижиков Владимир [Skif Swarogich], 17 ноября 2010, 13:12

    0

    тема хороша.

    В действительности ТЗ должен составить конечно же заказчик. Но если он передоверяет вам эту функцию, то тут вы можете вписать всё что душе угодно и вам выгодно (в разумных рамках конечно), но у этого подхода есть и обратная медаль. В случае неудовлетворённости результатами проекта, который соответствует ВАШЕМУ ТЗ... там придумаете сами.

    Касательно обследования. Я обследование для малых компаний делаю бесплатным - до 20 раб станций(под обследованием для данной категории понимаю общение с конечными пользователями, список софта и железа, топология сети, общение с бухгалтерией на наличие лицензий, договоров 3-тими лицами в ИТ – максимум 1 рабочий день). И только в случае если не требуется более широкого понятия "автоматизации бизнес-процессов" кроме как работа почты/интернета/сети/телефонии. Естественно предварительное ТЗ получается устным в процессе переговоров. Это и утрясается, когда подводим черту. Какие требования. Какие результаты. Исходя из этого я и составляю компредложение (учитывая результаты переговоров, а так же результаты экспресс обследования). ТО есть это типовой вариант для малого бизнеса. Если нужно что-то сверху, утрясти взаимосвязи и пр., большие объёмы - тут однозначно деньги, так как очень много времени уходит даже на банальные разговоры с руководителями и ключевыми сотрудниками чтобы понять местную кухню, я уж не говорю про инфраструктуру в те же полсотни машин.

    В общем обследование обязательно.

    Я даже так общаюсь со своими клиентами. Я обязательно произвожу обследования. По результатам составляю список требований, что необходимо устранить, докупить и прочих мероприятий  - это отдельный проект до того, как возьму на обслуживание – фактически ваш вариант(модернизация ИТ инфраструктуры) и только после проведения данного этапа компания берётся на обслуживание.

    А вот по поводу платности обследования для малых компаний… Мне тут сложно что-то внятное сказать, кроме того, что я описал выше. Думаю, всё же, малым компаниям обследование не продать, его можно включить неявным видом в затраты проекта модернизации. Среднему и крупному бизнесу продавать как отдельную услугу однозначно. Там объёмы огромны, банально.

     

  • Аватар

    Костюк Эраст [EricKos], 21 ноября 2010, 13:33

    0
    Зацепило за живое - можно сказать. Очень большая часть моих заказчиков - это компании, похожие но вышеописанную. Зовут, когда все плохо. С некоторых пор я начал писать таким заказчикам предложения на много страниц - как привести все в порядок. Части компаний я сделал предложение по приведению в порядок IT инфраструктуры за деньги. Поделюсь наблюдением - реальными - долгосрочными клиентами с нормальными отношениями стали те клиенты, которым я сделал предпроектное обследование за деньги. Деньги - это индикатор. Если клиент не готов платить за - так это назовем - аудит ситуации в его IT  и разработку мер по наведению порядка - это не наш с Вами клиент. Такой клиент хочет все на халяву - а значит долгосрочных и взаимовыгодных с ним отношений не получится. Или не надо ему приводить в порядок его IT. Бесплатно - делайте. За деньги - "мне это не надо". Тот самый случай, когда работать бесплатно - безнравственно.
  • Аватар

    Солопов Павел [PaSol], 22 ноября 2010, 15:35

    0

    Первое, хотелось бы разобраться с терминами. То о чём пишется в этой статье больше относится к, так называемой, "системной интеграции" нежели "аутсорсингу".
    Всё же эти две сферы деятельности хоть и близки, но имеют определённые и достаточно существенные отличия.
    Системный интегратор (СИ) реализует какие-то решения, которые призваны решить проблему, проблема может быть любой, спектр проблем ограничен сферой деятельности. Деятельность СИ носит проектный, разовый характер.
    Аутсорсинговая компания (АК) продаёт свои услуги по выполнению какой-либо регулярной деятельности в интересах заказчика. Услуги АК, как правило должны быть более типизированы, как всякий конечный продукт.
    ТЗ неотъемлемая деятельность СИ, вопреки установившемуся мнению ТЗ описывает видение исполнителя, как он будет решать проблемы Заказчика (это если следовать ГОСТ 34, не дословно конечно). ТЗ разрабатывается, в лучшем случае после некоторого предпроектного обследования, но как правило является частью уже начатого проекта и ему предшествует некое эскизное проектирование.
    Чтоже касается темы рассмотренной в статье, то, как верно было замечено в одном из коментариев, правильнее говорить не о ТЗ, а о ТКП. Неком менее формальном документе, в котором расписано, что будет сделано (или делаться в случае АК), в какие сроки, за какие деньги.
    Если АК сформулировала свои услуги, то у услуги должны быть параметры, влияющие на её стоимость: число пользователей, время реакции,  износ оборудования и т.д. Обследование в этом случае может быть выполнено по опроснику. Для СИ подобные обследования бывают более масштабными, требуют больше аналитической работы, проработки инструментария и т.д. (если конечно СИ не инсталирует коробочные продукты).
    В статье речь идёт о СИ, хотя называется он АК.

    Второе. Почему не платят за ТЗ и ТКП? Прежде всего у нас нет культуры разработки ТЗ такого качества, чтобы его можно было использовать с кем-то, кроме его разработчика. Как правило реализация ТЗ разработанного одной компание и переданное другой даст на выходе паровоз, вместо ожидаемого самолёта истребителя. Причин тому много, одна из них - заблуждение, что ТЗ это описание Заказчиком, что он хочет получить, а не описание Исполнителем, что Заказчик получит. Что касается ТКП, то можно понять и Заказчика, он собственно ещё не уверен, что согласен потратить какие-то деньги на решение данной задачи, и для начала хочет узнать от вас, сколько же всё ЭТО будет ему стоить. А вы предлагаете ему заплатить ещё и за то, чтобы вы ему сообщили цену.
    Т.е. возможно он вам заплатит, а вы ему выкатите такую цену, что просто не по силам. Что делать заказчику? Идти в другую компанию, заплатить ещё и там, чтобы узнать новую цену и т.д.?
    С точки зрения заказчика ТКП бесполезный продукт, как и большинство ТЗ, впрочем. Это всё равно, что с вас брали бы деньги за вход в магазин, хотя не известно сможете ли вы себе что-то в нём купить.
    Есть ещё другой тип задач, о которых возможно здесь тоже идёт речь, это, так называемый, "аудит". Вот его уже можно продавать и как независимый продукт, и возможно он будет полезен Заказчику, но это уже другой вопрос, требующий отдельного обсуждения.

    • Аватар

      Гришин Алексей [AlexGree], 22 сентября 2011, 09:51

      1
      >ТЗ неотъемлемая деятельность СИ
      Именно так.

      >Прежде всего у нас нет культуры разработки ТЗ такого качества, чтобы его можно было использовать с кем-то, кроме его разработчика
      Ну не совсем так.. Пару раз получалось, что мы писали большое и даже красивое ТЗ (причем на словах контракт на разработку был наш), а потом реализацию делали другие.. Для этого в ТЗ просто должны быть расписаны дырки и способы их латания (а лучше полной ликвидации). Как СИ, мы всегда (вне зависимости от клиента, который хочет получить продукт, а не трехсотстраничный том, где написано почему он ему нужен) готовим ТЗ под подпись Заказчика именно для прикрытия пятой точки. Крупный (средне-крупный :) заказчик просто работать без ТЗ не начинает. Но, по моему опыту, самая большая проблема ТЗ в том, что оно устаревает уже через 4-6 месяцев и идет вразрез с жизнью. И тогда платил Заказчик, не платил - приходится что-то придумывать на ходу
      • Аватар

        Ланцев Андрей [Sansey], 23 сентября 2011, 12:30

        -1
        Не мог пройти мимо данной темы. Коллеги - вы почему-то сильно путаете термины.
        ТЗ - техническое задание (проще, техническая задача) - это ЗАДАЧА и ставится она ЗАКАЗЧИКОМ и писать ее должен именно ЗАКАЗЧИК, а никак не мы с вами, как Исполнители.
        КП - коммерческое предложение - это ПРЕДЛОЖЕНИЕ, т.е. то что мы с вами можем ПРЕДЛОЖИТЬ клиенту и писать его должны именно мы, как ИСПОЛНИТЕЛИ.
        Но больше всего я согласен с Солоповым Павлом - идеальное решение - это АУДИТ (технический аудит). Этот продукт можно и нужно продавать как в комплексе с проектными работами так и отдельно, как услугу.
        Скажу на примере моей компании. При встрече с новым клиентом я ему не предлагаю написать нам ТЗ (им это не нужно и они этого не умеют). Я не предлагаю клиенту свое КП, т.к. я не могу знать чего они хотят. Я предлагаю провести технический аудит. Но условия следующие - если мы в дальнейшем заключаем с клиентом договор и все работы по его фирме будем вести мы - то этот аудит для клиента я делаю бесплатно (в этом случае мне выгодно то, что я заранее зная, что мне самому все придется тут причесывать, я сознательно делаю акценты на "узких" местах и более детально подхожу к определенным бизнес-процессам заказчика ну и плюс ессно я все равно заложу стоимость расходов на этот аудит в дальнейшем - в абонентку, в разовые счета и т.д). После проведения аудита я пишу КП по его результатам. Стандартно описываю что обнаружено у клиента (идет четкое перечисление техники), какие проблемы обнаружены, затем пожелания клиента и его сотрудников и в конце то, что требуется для устранения всех недостатков и реализации их пожеланий и сколько это будет стоить - прямо по пунктам. И в конце итоговая цифра, так сказать "под ключ". Излагать стараюсь максимально понятными словами без использования специфических терминов. А затем клиент рассматривает мое КП и выделяет те пункты которые он готов реализовать. Т.е. например он может согласиться на покупку и внедрение нового сервера 1С (т.к. это существенно ускорит работу его сотрудников), но при этом может отказаться от замены половины парка ПК (ну мало ли, денег нет на все сразу). Т.е. мы с клиентом потом сидим и двоем разбираемся - что наиболее критично для него и настоятельно рекомендуется сделать, а что может и подождать. Ну и потом, когда все оговорено и проговорено начинается собсно сам процесс работы. Поэтапно. Все счета выставляются согласно КП. И если я как Исполнитель просчитался в чем-то и оказалось что требуется гораздо больше сил и времени на выполнение какого-либо пункта КП, то я это буду делать за свой счет. Ибо не солидно прийти к заказчику и сказать: я тут лоханулся и вам надо место 5 ПК переустановить системы на 10 ПК, доплатите мне еще за 5 переустановок. Вот по такому примерно приницпу работаю я. Ну и самое главное, что если клиент отказывается от дальнейшего сотрудничества и не хочет заключать договор на обслуживание - то этот аудит для него становится платным и ему об этом сообщается заранее. В итоге я не теряю прибыли в любом случае. Провел бесплатный аудит, зато получил долговременного клиента и ежемесячную абонентку (плюс еще прибыль по разовым счетам), не получил нового клиента - заработал на аудите. Удачи вам, господа, в ваших трудах тяжких)))...
        • Аватар

          Чечетко Артем [Demart], 30 апреля 2012, 15:06

          0

           

          Складывается такое впечатление, что если будет просто Аудит без дальнейших работ, вы уделите не должное внимание компании.... А смысл ??? или зачем предлагать Аудит бесплатно при дальнейших работах и по кусочку вкладывать стоимость аудита в разовые счета??? Вы что боитесь сказать четкую сумму заказчику, что аудит будет стоить столько! Или в вашей компании это маркетинговый ход. Который в общих кругах называют из подтяжка ...

          • Аватар

            Ланцев Андрей [Sansey], 02 мая 2012, 10:14

            0

            Это именно впечатление. И не более. Я не могу заранее знать, откажется клиент от дальнейшего сотрудничества или нет. Естественно, что стоимость аудита я заранее озвучиваю клиенту (т.к. объявлять о том, что аудит был платным при "нестыковке" с клиентом задним числом - это не есть хорошо). И клиент сознательно идет на аудит зная, что он понесет затраты в любом случае. А проводим мы аудит одинаково качественно, независимо от дальнейшего развития событий.

            Но ситуации бывают разные. И не всегда аудит проводится:)

  • Аватар

    Чечетко Артем [Demart], 30 апреля 2012, 14:55

    0

    Привет, статья очень интересная )) прокоментирую не читав чужые комментарии :) 

    Я данным вопросом задался, где то 1 -1.5 года на зад. И понял, что без аудита не куда и за хороший аудит заказчик должен платить и не мало, так как это основа основ, начало нормальной и здоровой реформы. И хотелось бы, что бы каждая компания подходила здраво к реформам заказчика и делала IT аудит и ТЗ.

    Не нужно кричать, что вы сделаете все бесплатно, или что вам это не нужно, в статье написаны правильные вещи, понесете убытки и не оправдаете ожидания заказчика. А это наша репутация Аутсорсеров. Но к сожелению компаний аутсорсеров много, и начинающий студент в луже утонет но не упустит заказчика.

    Мой совет всем, общайтесь с заказчиком и обесняйте ему, что аудит это первое за что он должен заплатить и наче деньги на ветер ....