Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Госконтракты — рискованный бизнес

Госконтракты — рискованный бизнес

«Риски при работе с государственными заказчиками намного выше, чем любая возможная прибыль»,— заявил в интервью газете «Ведомости», Борис Бобровников, гендиректор «Крок». По его словам последние 10 лет компания целенаправленно снижала долю госзаказов в своем портфеле. В итоге за это время объем госзаказа упал вдвое с 25% до 13.5%. Однако, слова озвученные Бобровниковым хорошо отражают общее мнение рынка — слишком часто в госконтрактах на первое место выходят внерыночные и не технологические критерии.

Государство самый большой заказчик ИТ-услуг в России, и поэтому полностью отказываться от госконтрактов большим ИТ-компаниям невыгодно.

Среди рисков работы по госзаказу

Система тендеров, в которых цена — ключевой критерий. В результате многие решения могут быть проданы только в тендерах, условия которых написаны именно в расчете на них. Однако, конкуренты, не допущенные на подобный тендер, вполне справедливо могут подать апелляцию.

Подставные компании. Нередкое событие — в тендере побеждает никому не известная компания, предложившая минимальную цену. Реального опыта за ней не стоит, качество итогового результата весьма сомнительное, однако заказчика все устраивает. Усилия остальных участников по подготовке тендерной документации — напрасное вложение денег и сил.

Коррупция. В некоторых случаях, организаторы тендеров, хотят, чтобы подрядчик, уже назвавший минимальную цену, так или иначе поделился бы с ними вырученными средствами.

Репутационные риски. Ожидания коррупции в госзаказах столь велики, что выиграть госзаказ в России, часто означает напроситься на обвинениях в «распиле». Даже если вы честно выиграли тендер и ни копейки не передали его организаторам, все равно найдется  кто-то, кто обвинит вас в коррупции.

Технологические риски. Коммерческие компании обычно заинтересованы в успехе ИТ-проектов. Для многих инициаторов проекта на кону стоят собственные деньги и репутация. С чиновниками все не так- инициируют проекты совсем не те, кто будет ими реально пользоваться, заказчикам часто своевременная отчетность важнее любых результатов. В итоге госконтракт часто означает самое простое внедрение. Обратная ситуация, представитель заказчика прекрасно осведомлен о возможностях решения и хочет максимум функциональности, однако такое решения явно не укладывается в бюджет проекта. В результате много споров, нервов и недовольный заказчик.

Ограниченные сроки. Госзаказчики ограничены бюджетными сроками. В результате — первая половина года — мертвый сезон, т.к. денег на проекты еще нет, а последние месяцы года — лихорадочное освоение бюджета, пока он еще есть. Подобные условия плохо вписываются в нормальный цикл ИТ-проекта.

Комментируя слова Бобровникова, Сергей Мацоцкий, гендиректор другого крупного интегратора IBS, отметил, что: «Одни ведомства «осваивают бюджеты», а другие заказывают серьезные инфраструктурные проекты. Например, госкорпорация «Росатом» — одна из самых жестких и лучших компаний [госзаказчиков] и с точки зрения процедуры торгов, и по «прессованию» подрядчиков, и по уровню профессионализма. В некоторых компаниях коррупция и фаворитизм могут быть не меньшими, чем в иных ведомствах».

А каков ваш опыт работы с государственными заказами?

Дополнительные материалы

 

Комментарии (14)

  • Аватар

    Кухарева Кира [Terra], 28 июля 2011, 20:34

    1

    Во многом согласна со статьей.

    Да, к сожалению, действительно часто бывает так, что деньги осваиваются к концу года, и это приводит к таким "миылм" ситуациям, когда менжду формальной датой подписания госконтртакта и формальной же датой сдачи системы (системы!) проходит дней 7-10. Сама видела такие случаи, и, увы, не один раз.

    Ну о каком качестве тут можно говорить?

    Оять же, из этой же оперы: неважно, как сделана сдаваемая сисетма, важно, чтобы по документации все было ок: комплектность и результаты соответствовали ТЗ. И документация по ГОСТу, ага. )) (Еще бы кто-то знал реально те ГОСТы у заказчика, если уж на то пошло...)

    Печально это все.

    И еще наблюдение, правда, уже не из собственной практики.

    Как-то брала интервью у владельцев небольших ИТ-аутсорсинговых фирм (ну надо было). Так вот, те, кому "посчастливилось" работать на госзаказчиков, от работа на коммерческом рынке откзываются: с обслуживанием госзаказчика хлопот меньше и по деньгам, как я поняла, интереснее.

    Среди тех же, кому еще не "посчастливилось" встретить своего госзаказчика, )) каждый третий в разговоре о целях говорил: хочу, мол, работать на гос-во.

    Т.е. есть компании (и сервисные, и разработчики), которые уже исключительно на госзаказах сециализируются (или хотят туда)), их на коммерческом рынке и нету толком.

     

    • Аватар

      Соколовский Кирилл [kir-sanych], 01 августа 2011, 13:52

      0

      Госзаказчик - это хорошо, особенно если у вас с ним "дружба". А на практике, если вы с улицы то это лотерея: Заплатят - Не заплатят. И наблюдения последних месяцев - вместо заключения договора на год - начали требовать заключать договор на 3 месяца, а потом опять тендер (со всеми вытекающими). А ведь переход на аутсорсинг - это процесс не одного дня... и иногода не одного месяца. Заказчик не готов платить издержки переходного периода (SLA, разработка инструкций, регламентов и др.), т.е. все за счет исполнителя?! Т.е. Даром!?

       

  • Аватар

    Дьяков Андрей Владимирович [Dru], 29 июля 2011, 06:55

    0

    собственно автор прав. работаю "по ту сторону" и не буду отрицать что грамотно подготовленная бумажка куда важнее для конечного госзаказчика чем результат. меня как специалиста это печалит. руки на работу опускаются честное слово...

    а по предыдущему комментатору - да, если вы маленькая it-аутсорсинговая конторка, почему бы не работать с госзаказом. правите им таблички в ворду и экселе, раз в полгода запускаете антивир, и каждый год его же продаете. в идеале хорошие "роспильные" отношения с заказчиком, и все - можно спокойно получать прибыль.

    • Аватар

      Дьяков Андрей Владимирович [Dru], 29 июля 2011, 06:58

      1
      забыл добавить - главное "вы маленькая it-аутсорсинговая конторка" - крупного и проффесионального интегратора серьезных систем бюджетники замучают, эффективность их не интересует де-факто...
  • Аватар

    Чижма Игорь Владимирович [ichizhma], 01 августа 2011, 12:13

    1
    А у меня опыт вполне положительный, никаких откатов не было, и работы мы стараемся выполнять на самом высшем уровне. Правда и тендеров не проводят, так как суммы маленькие. И есть заинтересованные в результате и в гос. структурах. Не везде и не все так плохо как можно подумать.
    • Аватар

      Кухарева Кира [Terra], 01 августа 2011, 15:05

      0

      Хорошо, если так. На самом деле хорошо.

      Потому что больше как-то видишь именно безобразие, описанное выше, и от этого теряешь веру  в людей ) и в будущее ИТ как отрасли (на рынке госуслуг, я имею в виду).   

      Прекрасно, что есть и нормальные рабочие отношения "госзаказчик-исполнитель". Это дает надежду.)

      • Аватар

        Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 01 августа 2011, 15:37

        0
        > что больше как-то видишь

        Поменьше читайте либерально-настроенные блоги. Там и не такое напишут. Коррупция, конечно, есть. Но не в таких объемах, как о ней пишут "борцы с режимом". Я за 5 лет работы в ИТ, 2 из которых занимался продажами (в т.ч. в гос. компании и окологосовские компания) ниразу не сталкивался с взятковымогательством.

        Было там что-то в размере бутылки коньяка как благодарность (и после проекта). Но это вообще ни коим образом нельзя привязать к коррупции.
        • Аватар

          Кухарева Кира [Terra], 01 августа 2011, 22:33

          0

          Да на чтение либерально настроенных блогов как-то времени нет особо, если честно) И не либерально - тоже)

          А если серьезно, то негативное общее впечатление о госзаказе в ИТ складывается не из чтения, а из того, что видишь кругом.

          Ну что ж, я на самом деле рада, что бывает иначе, по "безоткатной" технологии)) 

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 01 августа 2011, 15:45

    0
    Дэ, сижу, читаю ТЗ, сроку - ну вы меня поняли. В разделе "Создание проекта" написано одно, в разделе "Создание опытной системы" - более другое. Что люди хотят, я себе представляю, но сделать так, как  в ТЗ можно только на бумаге.
    Штиль документа потрясающий - название конечного продукта длиной в абзац повторяется в кажном пункте. На фразе "создание подсистемы представления системы..." я завис на пару минут, пока не вкурил, что это канцелярское название интерфейса.
    • Аватар

      Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 01 августа 2011, 15:47

      0
      Да, читать и писать госовские ТЗ -- отдельные скиллы. К слову писать их научиться куда проще, чем читать.
    • Аватар

      Кухарева Кира [Terra], 01 августа 2011, 22:38

      0

      Дело в том, что с тех, кто пишет такие ТЗ, требуют часто всяких неудобоваримых словесных конструкций. Особенно если нормоконтроль будет  - и будет хоть более-менее настоящим.

      А если еще и редакционно-оформительскую группу (так наз. РОГ) проходить предварительно придется и ходить с этими кирпичами бумаги туда-сюда по 10 раз из-за каждой запятой... Короче, часто такие "перлы" не от хорошой жизни появляются. Тут бывает проще на что-нибудь такое в своем документе согалситься, чтобы дальше пропустили при сдаче проги, потому что иначе замучают. 

      Хотя да, бывает, читаешь такое  - и хочется пристрелить написавшего)) Особенно если ТЗ по ГК писал не ты, а отчитываться по нему - тебе, ага.)) 

  • Аватар

    Romanov Petr [romanov20000], 26 июня 2015, 13:59

    1
    Похоже, за прошедшие годы ничего не изменилось. И дело даже не в либеральных блогах, про которые тут писали некоторые - достаточно почитать сводки правоохранительных органов, что бы было все понятно. Что ни день, так коррупционера повязли за откаты или взятки.
    • Аватар

      Hrustaleva Anna [xrustaleva], 03 июля 2015, 16:58

      1

      Согласна! Я, кстати, недавно статью читала. Полный текст приводить не буду ( его тут можно почитать  http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2015/05/18/595645 ), скажу только о том, что меня крайне неприятно поразило. Я, конечно, была в курсе того, как компании могут уклоняться от налогов, брать взятки и мухлевать с тендерами, но реально удивился, что ТимидеЯ пытается доказать теперь, что ТимедеА – это не они же)) смешно. А тут еще рассуждают – маленькая компания или большая … главное «правильная» получается.