Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Иллюзия собственной ИТ-экспертизы заказчика

Иллюзия собственной ИТ-экспертизы заказчика

В ИТ-службах крупных ИТ-компаний возникает впечатление, что вся необходимая в компании ИТ-экспертиза уже имеется. Все, что можно отдать на аутсорсинг можно с минимальными затратами сделать внутренними силами. Аутсорсинг нужен только в чрезвычайных обстоятельствах, например при развертывание новых систем. Насколько это мнение оправдано?

Газета Ведомости приводит отличную, однако, скорее всего все же вымышленную историю, которая подтверждает подобное мнение: «Советы консультанта: Аутсорсинг до абсурда»   Эта же история в варианте портала Dirty.ru превращается короткий анекдот:

  1. Одна серьезная компания решила разработать и внедрить некую ИТ—систему. Не имея собственных специалистов, обратилась к рекрутинговой фирме.
  2. Рекрутинговая фирма наняла консультанта для разработки тех.задания и ИТ—фирму для разработки системы.
  3. ИТ—фирма, как оказалась, управляла проектами. Собственно разработку она отдала на подряд.
  4. Подрядчик занимался системной архитектурой. Программирование у них было на аутсорсинге у одной минской конторы.
  5. У минской конторы не оказалось нужного специалиста, поэтому они наняли программиста из Москвы.
  6. Который работал в штате той самой серьёзной компании помощником системного администратора и "подхалтуривал" в свободное время.

Впрочем, в основе большинства подобных анекдотов лежат немного утрированные реальные события.  Эта история представляет аутсорсинг в самом мрачном счете. Компании получают заказ от клиента и тут же передают его дальше, естественно оставляя себе значительную часть денег. Вроде бы никто ничего толком не делаем, кроме помощника админа Васи. В этой истории аутсорсинговые компании представлены в самом мрачном свете.

Интересно, что в статье речь идет о решении для HR. У заказчика явно есть проблема с оценкой компетенций собственных сотрудников.

На аутсорсинг рекомендуется передавать процессы, не являющиеся основными для бизнеса компании. Что происходит в этом кейсе?

Аутсорсинговая HR-компания вполне закономерно передает разработку ИТ-систем в ИТ-компанию. Продукт, предлагаемый HR-консультантами — разработка и внедрение системы оценки персонала. Компетенция в разработке ИТ-решений в этой компании была бы лишней.  Таким образом, предложив собственную предметную экспертизу компания отдает то, с чем обчно не сталкивается субподрядчику.

ИТ-компания. Организация процесса разработки, при котором продажи и менеджеры проектов находятся в Москве, а программисты в регионах — встречается сплошь и рядом. Компании оптимизируют издержки, благо технологии позволяют сделать это без ущерба для качества работы. Однако компания-разработчик, у которой нет собственных программистов? Уже сомнительное явление.  

Минская компания.  В чем уникальность специалиста-фрилансера? Специалист Вася в свободное от работы время сделал систему с нуля и в одиночку? Нет. На данном этапе менеджеры проектов уже подготовили подробное техническое задание, написали спецификации и  осталось только распределить задания по разработчикам и написать сам код, а затем его собрать, протестировать и на выходе получить готовое решение. Вполне промышленный процесс, который очень мало зависит от качества разработчиков пишущих код, каждой конкретной функции.

Сомнительно, что ISV компания, специализирующаяся на заказной разработке не использует хранилищ версий, систем тестирования, и др. систем позволяющих оставить контроль за решением у менеджера проекта. Если при внедрении ИТ-системы что-то работает не так, как ожидалось, то ищут не исполнителя, а ошибки в системе.

Помощник админа. Сомнительно, что Вася, способный в одиночку за короткое время разработать работающее решение (пусть даже по готовым спецификациям и не с первой попытки) будет работать помощником админа. Все-таки зарплата и перспективы ведущего разработчика даже в небольшой ISV-компании больше, чем у помощника админа пусть даже и в крупной международной компании.

Итог. Проект был успешно реализован примерно в рамках бюджета и без существенных потерь по срокам — любой разработчик закладывает время на период тестовой эксплуатации и исправление ошибок. Т.е. в итоге речь идет о весьма успешном аутсорсинговом кейсе, что из статьи совершенно не следует.

Что произошло бы, если бы заказчик с самого начала передал бы проект собственной ИТ-службе, пусть даже с техническим заданием, подготовленным внешним HR- консультантом?

Проект оказался бы у внешней компании разработчика или фрилансера, т.к. руководитель ИТ-службы никогда не отдал бы проект на реализацию помощнику админа. Шансов на успешную реализацию было бы меньше, т.к. HR-консультанты скорее всего уже не раз успешно работали со своим субподрядчиком в похожих проектах, а вот сторонний разработчик вникал бы во всю специфику с нуля.

И вот для чего одно из ведущих деловых изданий проводит мысль о вреде ИТ-аутсорсинга?

Дополнительные материалы

Комментарии (5)

  • Аватар

    Солопов Павел [PaSol], 14 февраля 2011, 17:29

    1

    "И вот для чего одно из ведущих деловых изданий проводит мысль о вреде ИТ-аутсорсинга?"

    А почему они должны его пропагандировать?

    Журналист должен излагать факты, они их и изложили.

    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 14 февраля 2011, 18:52

      0
      Во первых не журналисты, а президент консалтинговой компании в авторской колонке, возможно, что того самого HR-консультанта.
      Во-вторых акценты расставлены таким образом, что фрилансер Вася пахал на двух работах, а куча компаний пилили бабло наивного заказчика. Может для журналиста это  хороший сюжет, но тогда возникает вопрос, а где же факты - ни одного реального имени в статье не фигурирует.
      • Аватар

        Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 14 февраля 2011, 19:40

        0
        Валерий,

        Консультанты аутсорсерам нафиг не сдались, поэтому  борьба с ИТ-аутсорсингом - бизнес-стратегия, не меньше.
        (Самокритично) нафиг консультанты не нужны, разве что совсем несведующим.
        Есть смысл написать гипотетическую статью о "пользе" консультантов,  каковые бардак только усиливают мертвыми процессами, регламентами и метриками.
  • Аватар

    Солопов Павел [PaSol], 15 февраля 2011, 11:00

    0
    "президент консалтинговой компании в авторской колонке, возможно, что того самого HR-консультанта"

    Ну в этом случае это весьма самокритично с его стороны, т.е. он заявляет "мы не умеем работать, мы только пилим бюджеты. мы трутни на измождённом теле общества..."
    Ну чтож, возможно человек прозрел и решил не держать это в себе, хвала ему за эту смелость.

    А что касается имён, так знаете ли у нас пресса сейчас в основном такими понятиями и манипулирует, как "известные силы", "высокопоставленные чиновники изветсные всей стране" и т.д. А имён нет, за имена можно по лицу получить... :-)
  • Аватар

    Солопов Павел [PaSol], 15 февраля 2011, 11:04

    0
    Да можно статей много написать, можно ещё про то, что консультанты и аутсорсеры, да и ИТ вообще это инструменты, а не золотая рыбка.
    И надо ими уметь пользоваться.
    Да и с той конфликты возникают на стадии управления требованиями, уже не на статью, а на целую сказку тянет.