Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Самые популярные направления SaaS

Самые популярные направления SaaS

В комментариях к одной из предыдущих заметок прозвучал вопрос о списке сервисов, которые наиболее часто выносят в облако. Попробую сформулировать этот список для сектора SaaS. Очень жаль, что в нашей стране пока не хватает собственной аналитики по этому вопросу, но, мне кажется, что картину частично можно восстановить по  данным западного рынка.

К сожалению, рейтинга популярности российских сервисов найти не удалось. Так что придется ориентироваться по зарубежным оценкам, беря во внимание, что наш рынок еще пока не настолько развит. И это скорее наш «план на будущее» с поправкой на законодательство, нежели отражение реального состояния.

А пока развитие SaaS в России несколько буксует. Мешают этому и беспокойство за безопасность предприятия, и желание оставаться независимым от прайс-листа поставщиков SaaS-решений, и различные соображения относительно интернет-траффика или надежности канала. Но постепенно компании приходят к использованию SaaS, а в ответ на этот спрос множится число и функции предлагаемых решений.

Но, перед тем, как говорить о конкретных приложениях идеологии SaaS, хочу привести два старых исследования зарубежного рынка. Первое: исследование применимости SaaS в малом бизнесе от Gartner образца 2008 года. Второе: несколько отличающиеся данные, опубликованные аналитиками Goldman Sachs в 2010 году. Данные обоих исследований собраны в одной таблице.

 

Класс решений

Gartner: уже используют (на 2008 год), %

Gartner: Планируют использовать в ближайшие 12 месяцев, %

Gartner: Принятие SaaS-модели (сумма по первым двум столбцам), %

Goldman Sachs, 2010 год

Финансы

51

27

78

49

Автоматизация продаж

39

29

68

64

Электронная почта

42

24

66

44

Управление ресурсами

31

30

61

13

CRM

31

29

60

38

Автоматизация колл-центра (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

18

Автоматизация маркетинга

29

28

57

-

Управление производительностью труда работников (по терминологии Gartner) или производительностью офиса (по терминологии Golden Sachs)

31

27

58

21

Совместная работа (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

43

Управление контентом (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

23

Планирование поставок

29

36

55

7

Подбор персонала

21

31

52

30

Электронные закупки

32

20

52

-

Складской учет

23

27

50

-

Самообслуживание персонала

24

25

49

-

Системы бронирования путешествий

26

24

50

-

Веб-конференции

24

22

46

66

Управление транспортом

20

18

38

-

Управление человеческим капиталом (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

21

Управление талантами

18

20

38

12

Электронное образование

15

23

38

10

Веб-аналитика (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

41

Бизнес-аналитика (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

18

Безопасность (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

18

Управление взаимоотношений с партнерами (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

15

Управление жизненным циклом продуктов (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

7

Хранилище данных (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

5

Другие системы (по терминологии Golden Sachs)

-

-

-

10

 

Объединяет эти, по сути разные (из-за различий в выборке опрошенных клиентов), исследования тот факт, что наверху списка в обоих случаях оказываются автоматизация продаж, электронная почта, бухгалтерия и CRM. Смею предположить, что сейчас развитие SaaS в России должно показывать такие же тенденции.

Учитывая принятую за «де-факто» интеграцию различных инструментов управления бизнесом, достаточно сложно жестко разграничить функциональные группы продуктов. Мне кажется, что полный список задач, которые выносятся в облако по модели SaaS, должен выглядеть примерно так (сортировка не соответствует рейтингу популярности):

1. Бухгалтерия и управление финансами

Три примера российских сервисов можно найти в одной из прошлогодних заметок. Все они ориентированы на наиболее простую поддержку предприятия. Насколько я знаю, ничего «всеобъемлющего» и «безошибочного» до сих пор не появилось. Так что подобный сервис, конечно, будет экономить время и силы, но для очень узкого сектора клиентов.

2. Бизнес-аналитика и управление рисками

Анализ данных и возможных «точек сбоя» — трудоемкая задача; очевидно, что производить его за счет чужих аппаратных мощностей будет гораздо выгоднее. Таким образом, бизнес-аналитика постепенно перебирается в облако. В этом направлении развивается Microsoft (доклад на эту тему на конференции Microsoft TechEd 2011); есть информация, что подобный сервис планирует предоставлять Yota на базе SAP. Правда, круг потенциальных клиентов подобных сервисов ограничен теми компаниями, которым в принципе нужна бизнес-аналитика.

3. Совместная работа

Помимо разнообразных «общих рабочих столов», в эту категорию можно включить также веб-конференции, средства обмена мгновенными сообщениями и инструменты для совместного доступа к документам. Можно много говорить об угрозе безопасности компании, чьи стратегические планы развития находятся в Google Docs, но большая часть этих сервисов и так используется сотрудниками без какого-либо одобрения со стороны руководства.

4. Управление контентом и документами

Эта сфера интересна скорее крупному и среднему бизнесу, нежели малому. Малый просто не накапливает такого количества информации, чтобы требовался подобный инструмент. В этой сфере более явными становятся недостатки облачной модели — появляется зависимость от поставщика (из-за непростой миграции между решениями); возможны сложности с кастомизацией.

5. Взаимоотношения с клиентами (CRM) и электронная коммерция; системы управления поставками (и их часть — складской учет)

В том числе управление и автоматизация продаж. Список недостатков следует начать с вопроса безопасности, обязательного требования непрерывного подключения к сервису (а что, если канал у провайдера упал?), кастомизация, а также важное несоответствие законодательству. Как будет трактоваться обработка персональных данных клиентов законом — сказать сложно.

6. Автоматизация маркетинга

Автоматизация маркетинга хоть идеологически и должна быть рядом с продажами и клиентами, на деле обычно выделяется в отдельную категорию, где обеспечивает интеграцию в социальные сети и обработку данных с рекламных кампаний (вот уже интеграция с простейшей бизнес-аналитикой). Хотя недостатки у «облачного» сервиса — примерно те же.

7. Управление ресурсами (ERP), в том числе кадрами

Здесь присутствуют все те же недостатки облачного CRM, помноженные на время, ведь ERP решение не дает эффективного результата мгновенно. Это некий продукт, внедрение которого должно иметь длительный эффект. Соответственно, для внедрения подобного облачного сервиса необходимо как минимум высокое доверие к поставщику,  т.к. с ним под руку придется идти достаточно долго, чтобы не потерять вложенные деньги (несмотря на модель SaaS).

8. Служба поддержки клиентов (в том числе трекинг заявок)

Эти системы можно избавить от проблемы обработки персональных данных, но некая инертность бизнеса по отношению к переходу с одного продукта на другой все же останется. Перетащить базу заявок в случае разрыва контракта с поставщиком будет достаточно сложно.

9. Управление проектами

Чаще всего система управления проектами тесно связана с CRM, имеет в себе задатки бизнес-аналитики и инструменты для совместной работы. Но все же этот класс продуктов следует выделить в отдельную категорию.

10. Образовательные платформы

Естественно, это направление может быть интересно далеко не всем организациям. Среднестатистический бизнес скорее станет «клиентом» такой услуги, нежели поставщиком. С точки зрения поставщика услуги здесь выявляются сложности скорее педагогического характера: в «очных» курсах порой достаточно харизматичного лектора, здесь же придется изобретать другие способы мотивации. Кроме того, выбранная платформа, как и ERP, станет спутником на долгое будущее и одним из связывающих по рукам и ногам фактором.

Другие варианты этого списка есть в одном из предыдущих постов.

Дополнительные материалы:

Комментарии (0)