Потеряют ли работу сисадмины из-за массового перехода на Office 365?

Мысли многих специалистов в области IT, работающих в IT отделах различных компаний заняты тем, вытеснит ли их с рынка Office 365, а также другие облачные продукты. Особенно этот вопрос волнует администраторов серверов электронной почты. Чего же они боятся? Самые убийственные для ИТ-служб приложения Office 365 — это не офисные приложения, а интегрированные в решение облачные версии Exchange, SharePoint и Lync. Теперь развертывание и администрирование этих серверных решений доступно даже человеку далекому от ИТ.
Нет, массовых сокращений из-за Office 365 не будет. Но знаете что? Microsoft, своими инновациями, действительно серьезно угрожает традиционным системным администраторам. Предлагая Office 365, компания Microsoft конкурирует не с другими облачными сервисами, а со своими весьма популярными корпоративными продуктами. Когда традиционные задачи ИТ-служб оказываются, вынесены в облако, то с точки зрения рядовых пользователей ПК, все необходимые работы происходят сами-собой: резервное копирование, восстановление, обеспечение удаленного доступа, бесперебойная работа и т.д. Стоимость тех же аналогичных работ, выполняемых собственным администратором или аутсорсинговой компанией, оказывается на порядок выше. Естественно любому бизнесу нравиться, когда за более качественные услуги приходиться платить меньше.
Однако если вы видели Office 365 в действии, то могли заметить, что хотя решение и позиционируется, как понятное и доступное любому пользователю ПК, все же грамотное администрирование и настройка ему не помешает — чем крупнее ИТ-среда компании, тем больше работы у администратора сервиса. Преимущества, которые дает Office 365 на сегодняшний день, прежде всего в том, что у системного администратора снижается количество экстренных ситуаций, и все свое внимание и усилия он может сосредоточить на повешении продуктивности и полезности ИТ-сервисов для компании, в которой он работает. Так что, те администраторы, которые смогут переориентироваться с поддержки отдельных ИТ-продуктов к поддержке ИТ-услуг свою работу не потеряют.
Можно констатировать, что эра сисадминов, как незаменимых сотрудников компании, уже закончилась. В начале и середине 90-х, профессия системного администратора была большой редкостью. В следующее десятилетие сисадмины были крайне влиятельными сотрудниками компаний. Даже CIO и ИТ-менеджеры в это время были все теми же техническими специалистами. Однако, с усложнением технологий, с повышением уровня зрелости корпоративных ИТ-систем, с развитием рынка аутсорсинга, значение и востребованность администраторов пошли на спад. Сегодня позиция ИТ-менеджера ближе к бизнесу, чем к системному администрированию, а CIO — топ-менеджер, который довольно далек от управления продуктами. В то же время обычные сисадмины — сотрудники, деятельность которых отдают на аутсорсинг в первую очередь.
Пришло время для следующей ступени развития. В мире Office 365 навыки работы с SharePoint Designer значительно более ценятся, чем опыт администрирования Exchange Server или AD. Office 365 — отличный пример смены парадигмы в ИТ. Microsoft явно подталкивает заказчиков к переходу от модели развёртывания и использования ПО внутри компании, к работе с теми же самыми решениями в облаке. Никто не сомневается, что Office 365 — это всего лишь первый опыт.
Посмотрите на состав решения — все это очень сильно напоминает другой продукт компании Small Business Server. А если так, то зачем в малом бизнесе вообще свой сервер? Посредникам просьба не беспокоиться. Страшилки, связанные с безопасностью облаков, чем дальше, тем хуже работают.
Что будет дальше? У Microsoft в облаке уже есть все самые популярные продукты компании, в том числе бизнес-приложения, платформа для построения приложений, а также СУБД — Azure, решение для администрирования Intune и т.д. Кто следующий — может быть среда интеграции облачных приложений, конкурирующая с Biztalk. Кандидаты для покупки и интеграции такой технологи имеются.
Специально для крупных компаний, покупающих большие и сложные решения с огромным количеством решений, Microsoft предлагает модель частного облака — все те же самые продукты теперь оказываются, сосредоточены в одном крупном дата-центре. Соответственно в такой модели количество ИТ-специалистов, занятых обслуживанием ИТ-продуктов, значительно снижается.
Так что же админу делать, чтобы повысить свою ценность в глазах начальства? Учиться быть не сисадмином, а менеджером по ИТ-услугам. Не стоит думать, что если вы будете скрывать от своего начальства выгоду от внедрения таких технологий как Office 365, то вы окажетесь в безопасности. Наоборот, рассказывайте начальству о том, как можно сэкономить на ИТ, избавиться от необходимости покупать дорогие лицензии, повысить продуктивность и других преимуществах Office 365 и прочих облачных продуктов. В общем в ИТ, компаниям нужен человек, который думает про пользу для бизнеса.
Кстати, не забывайте про интернет и весьма агрессивную рекламу Office 365 и других облачных сервисов. Ваше начальство, наверняка в ближайшее время узнает о этой чудесной возможности сэкономить на ИТ, составит свое личное мнение, к тому же, еще и посчитает вас некомпетентным из-за того, что вы не обратили внимания на эту инновацию... Так что, лучше рассказывать об инновациях самим и быть тем, кто заботиться о пользе компании. Кстати, в своем рассказе вы можете найти аргументы и о том, что прямо сейчас Office 365 не подходит вашей компании: не поддерживает общие папки, ограничивает объем прикрепленных файлов, имеет довольно высокую стоимость на одного пользователя (по крайней мере в России), и т.д. — придумайте аргументы заранее и надейтесь, что в этот раз они еще сработают. Но что будет при согласовании ИТ-бюджета на следующий год?
Дополнительные материалы
Комментарии (21)
КомментироватьЯковлев Андрей Михайлович [swtws], 30 сентября 2011, 15:06
Мосолов Дмитрий [Cookie], 30 сентября 2011, 15:21
Да для админов там работы будет непочатый край. На том же TechEd уже готовятся лабораторки для них по Office 365...
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 30 сентября 2011, 15:27
Сабаев Тимур Ирекович [sabaev], 30 сентября 2011, 23:23
Андрей, мы с тобой знакомы 100 лет, так что давай без таких вот выпадов. Я тоже буду на техеде работать 9-10 ноября. На стойке спроси эксперта буду за лицензирование 365 отвечать. :)
Peshkov Alexander [PA], 30 сентября 2011, 21:37
Да никуда они не вымрут. Всегда будут замечательные пользователи, которые отправляют в ИТ заявку на "перенос данных с одного листа xls на другой". Вот к ним и присосутся эникеи, ну а что делать, эти формы жизни превратятся в симбиота :)
Конечно, никуда не денутся сисадмины, без которых те же облачные сервисы не будут доступны.
Так что спокойно, граждане! Революции не будет!
[Tundra], 10 апреля 2015, 13:27
Андреев Алексей [Алексей], 03 октября 2011, 12:44
Service Desk конечно можно заменить на аутсорс, но кто будет приезжать тебе картриджи менять?
Всё условно. С нашей действительностью только об инновациях и распиле на наноразработки приходится только мечтать :-).
Аннаев Руслан [Ruslan Annaev], 03 октября 2011, 12:44
Пустовит Андрей [apustovit], 03 октября 2011, 13:18
Список новых профессий - менеджер по маршрутизации, хранитель знания по разводке витой пары, настройщик твиттера на айпаде... Блин. Тут сисадмином всю жизнь учишься, но оказывается не тот путь выбрал.
Мануйлов Алексей [Alex_0236], 03 октября 2011, 16:55
Ну нафиг уже вашу рекламу, надоело, изо всех щелей сыпется.
Дорого (365) - раз.
Никто не пожелает доверить корпоративную инфу прямо в руки корпораций США - два.
Ах эти сервисы будут смотреть на приватную инфу стоящую миллиарды человеко-часов, и еще брать деньги за сам сервис?
Блокнот! Этим все сказано. Возможно даже бумажный. Плюс счёты с костяшками. Да, каменный век. Но не надо лезть со своими сервисами в приватную информацию.
Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 03 октября 2011, 17:27
Занегин Дмитрий [Dimazan], 04 октября 2011, 00:25
И потребность в админах определяется, в первую очередь, не софтом а уровнем знаний (навыков) и потребностей людей.
А так как уровень знаний (технических) у людей (в России) падает, а уровень "хотелок" только растет, то админам опасаться нечего.
И, дабы не начинать священных войн, те кто работают ТОЛЬКО с железом и софтом - инженеры, а не админы.
[Tundra], 10 апреля 2015, 13:25
Ланцев Андрей [Sansey], 13 апреля 2015, 12:31
[Tundra], 13 апреля 2015, 14:52
А нафига нужны пользователи, боящиеся или не умеющие работать за компьютером? Для них содавалось, и они обязаны уметь пользоваться тем ПО, которые необходимо им по работе. Их и нанимали для того, чтобы они свою работу выполняли именно в Word или Excel. Не умеют - пусть учатся. Я вообще никого на работе не учу и все заявки на тему, как объединять ячейки, игнорирую. Яндекс - в помощь. И это помогает: пользователи сами вдруг становятся замотивироваными и изучают то, что им надо.
Есть у меня коллега, который считает, что надо их обслуживать, я ему в ответ: "Тебе надо - ты и обслуживай!" И этот коллега всегда в лохах и дураках ходит. Так держать. :-)
Ланцев Андрей [Sansey], 13 апреля 2015, 15:02
Вы же вроде ушли из админов. Как раз по причине.
[Tundra], 13 апреля 2015, 15:14
Ага, в системный интегратор КРОК. Администратор баз данных. У руководителей неайтишных контор слабое представление, кто такие админы. Для них админы - учителя, операторы ПК и всегда во всём виноватые. Знакомый рассказывал, что его в компании "Росгосстрах-Медицина" вообще заставляли подделывать печати в пиратском Фотошопе, ибо медики-эксперты весь дурака валяли и не оформили акты в больницах. С компами они на вы, поэтому даже картинку печати вставить в документ не умеют и, самое интересное, уметь не хотят. Отношение к жизни такое у них, что они даже свою начальницу прямо посылают. Был бы я на месте знакомого, даже не знаю, чтобы сделал с такими людьми.
Андрей, я не хочу сказать, что Вы в чём-то неправы. Просто позиционирование айтишников как служанок резко снизит уважение к нашей профессии. А честь и достоинство для любого человека важнее всего. Одно дело, если софт работает некорректно, или железка не запускается, другое - "сделай за меня, ты ж компьютерщик, это твоя работа".
Ланцев Андрей [Sansey], 13 апреля 2015, 15:25
[Tundra], 13 апреля 2015, 15:32
Ланцев Андрей [Sansey], 13 апреля 2015, 15:40
[Tundra], 13 апреля 2015, 14:53