Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Почему малому бизнесу выгодно отдавать ЦОД на аутсорсинг?

Почему малому бизнесу выгодно отдавать ЦОД на аутсорсинг?

Аутсорсинг нужен там, где есть ИТ-отдел. Больше всего заказчиков аутсорсинга в крупном бизнесе (даже не рассматривая тот факт, что именно они приносят больше всего денег аутсорсинговым компаниям). В палатке на рынке аутсорсинг не нужен — там просто нет систем, которые стоило бы поддерживать внешними силами. Потребность у заказчика появляется с созданием ЦОД (от 1 сервера) и появлением критичных для бизнеса ИТ-систем — неважно, что это будет электронная почта, бухгалтерия, склад или что-то еще.

Современные ИТ-технологии хорошо приспособлены для поддержания ИТ-отрасли. Некоторое время назад, платформа могла служить несколько лет, но, в современных условиях, необходимо обновлять систему как минимум ежегодно, что только увеличивает накладные расходы. Постоянная эволюция новых технологий создает сложности для любой организации. Предприятий малого и среднего бизнеса могут быть просто не готовы к необходимости постоянных инвестиций в обновление ИТ инфраструктуры. В этих условиях аутсорсинг — хорошая возможность избавиться от несвойственной им роли владельцев ИТ-систем и ИТ-компетенций, которых совсем недавно в компании не было.

 

Те компании, в которых ИТ-отделы имеют 10-20 летнюю историю, убеждены в ценности владения и полного контроля над информационными системами. Компании, которые еще помнят незаменимого сисадмина Васю, а ИТ-отдел начал формироваться год-два назад, не столь консервативны, если за право владения приходится платить. Вопрос даже не в цене лицензий. Для того чтобы владеть информационной системой организациям необходимо иметь выделенный центр обработки данных и персонал соответствующей квалификации для его обслуживания. Если хочется, все возможности современного ПО, то 1 сервером тут дело не ограничится. Высокоэффективная и доступная система, рассчитанная на все актуальные для бизнеса задачи — это совсем непросто. Как только в компании начался процесс автоматизации, количество запросов от ИТ начинает расти в геометрической прогрессии  и практически все они — важные, абсолютно необходимые, хорошо обоснованные, с большим ROI и очень дорогостоящие.

Что делать директору компании, чтобы обуздать поток запросов от ИТ?

Пункт 1 и единственный – не создавать ЦОД (Да, даже 1 сервер на территории компании — это уже перебор).

Для крупного бизнеса в таком подходе нет ничего необычного. Если уж большинство офисов все равно подключены к ЦОД не по локальной сети, то почему бы не переместить ЦОД к профессиональному оператору — туда, где уже выполнены все требования, организовано резервное питание, холодные и горячие коридоры, пара резервных линий, обеспечена безопасность и т.п. Тут могут быть два подхода — аренда или collocation. Пока самой востребованной услугой публичных ЦОД в России остается collocation, когда заказчики сами приобретают оборудование и только размещают его на территории провайдера. Но тут российские провайдеры сами виноваты — в период 3-5 лет для российского ЦОД TCO от collocation значительно выше, чем TCO от аренды. Сравнивая с западными ЦОД видно, что стоимость аренды серверов слишком велика.

Обслуживание тоже можно передать сторонней организации. В итоге, практически все серверное оборудование находится за пределами организации, ИТ сервисы, обновления, настройки и обслуживание как программного, так и аппаратного обеспечения выполняются аутсорсинговыми компаниями. В офисах только рабочие станции и минимальный штат ИТ-специалистов, отвечающих за техническую поддержку. Впрочем, техническая поддержка тоже хорошо поддается аутсорсингу. ИТ-отдел — стратегическое подразделение, отвечающее за развитие бизнес функционала ИТ-систем, а также за управление подрядчиками. Ок, столь красивая картинка встречается не так уж часто, но отдельные ее элементы наблюдаются у многих компаний.

Малый и средний бизнес, напротив, чаще всего владеет всем оборудованием и держит его на территории предприятия. Аутсорсинг здесь — это в лучшем случае договор на обслуживание, настройку и обновление оборудования и программного обеспечения по мере необходимости.

Главный недостаток collocation — необходимость капитальных затрат.

Главный недостаток аренды серверов — высокая стоимость владения.

Есть ли выход?

Если концепция ЦОД вынесенного на территорию провайдера уже принята, как приемлемая, то пора сделать следующий шаг. Почему до ЦОД должно быть 10 км, а на 1000 км? Разница в скорости доступа и надежности минимальна и самое удивительное, что не всегда в пользу более близкого ЦОД.

Если расстояние не помеха, то следующий логичный шаг — public cloud. При использовании облачных сервисов, пользователям доступно несколько моделей сотрудничества, при которых глубина аутсорсинга определяется самим клиентом в соответствии с поставленными задачами.

  • Инфраструктура как услуга (IaaS от англ. Infrastructure as a Service) — физическая и виртуальная инфраструктура облака (сети, аппаратное обеспечение, операционные системы) предоставляется поставщиком облачной услуги. При этом, потребителю предлагается возможность устанавливать и запускать фактически любое ПО, включая операционные системы и а также платформенные и прикладные программы.
  • Платформа как услуга (PaaS от англ. Platform as a Service) — аренда ИТ ресурсов и операционной системы у провайдера. Пользователи получают гибкую информационную среду, которую можно легко масштабировать в соответствии с выполняемыми задачами.
  • Программа как услуга (SaaS от англ. Software as a Service) — возможность использовать какое-либо приложение, не владея платформой, на которой установлена нужная программа. Все обновления, патчи, изменения конфигурации оборудования обычно включены в подписку на выбранную программу. 

В случае с PaaS и IaaS компании потребуются специалисты для поддержки и развития бизнес-решений, но поддержку платформы и оборудования обеспечит провайдер. Поскольку софтом, который работает в облаке, владеет сам заказчик никаких дополнительны сложностей с локализацией не будет. Впрочем популярные SaaS решения тоже довольно часто предлагают русский интерфейс — все таки у нас довольно большой и интересный ИТ-рынок, да и специалистов по русской локализации в иностранных ИТ-компаниях много.

Наряду с этими тремя традиционными видами aaS облачные провайдеры предлагают много других xaaS решений, где x: дисковый массив как услуга, бизнес-процесс как услуга и многое другое. В данном случае, все зависит от предпочтений организации, можно отдать на обслуживание третьим лицам абсолютно любые ИТ процессы.

Если организация хочет работать эффективно, а также сохранить конфиденциальность используемых данных и снизить издержки, необходимо принять решение, как именно организовать работу и какие сервисы отдать на аутсорсинг. Кроме того, многое зависит и от используемых приложений, некоторые программы для внутреннего использования должны устанавливаться на собственных серверах или на арендованных платформах, чтобы обеспечить высокую доступность сервисов. Другие программы целесообразнее использовать по модели SaaS. Сегодня для построения эффективной ИТ среды не обязательно владеть ИТ-инфраструктурой.

Дополнительные материалы

Комментарии (21)

  • Аватар

    Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 23 декабря 2011, 15:30

    0
    У ЦОДов есть две хитрых затраты, о которых не все знают.

    1. ЦОД напоминает широкофюзеляжный самолет - он окупается хорошо при полном заполнении, так как постройка и содержание его недешевы.
    2. Обычно в ЦОДе несколько поставщиков услуг, клиенты часто переходят от одного к другому не переезжая. Но тут начинается проблема с управлением - кто за что отвечает. В результате устройство на договоре у одного провайдера, но до кучи в системе мониторинга у другого (это я сам видел)
    3. Прямое следствие п 2. В ЦОДе на несколько тысяч единиц 10-15% техники вообще не поймешь чья. Клиенту, конечно, выгодно, а вот владельцам ЦОДа и провайдерам.

    Поэтому не надо думать, что "облака" - это что-то идеальное. Идеален сферический конь в вакууме.

    • Аватар

      Бычков Валерий [vbychkov], 23 декабря 2011, 17:29

      0
      Пункт 3. облачный ЦОД, как раз решает - поскольку тут все оборудование принадлежит провайдеру, а биллинг автоматизирован.
      • Аватар

        Яковлев Андрей Михайлович [swtws], 23 декабря 2011, 18:18

        0
        А куда проблема делась? Физически облачный может состоять из нескольких физических в Китае и Индии. Но на физический ЦОД приходится тогда несколько провайдеров. А они такие же люди, как и все остальные. И будьте покойны, из пакета подписки один сервис производят в Бангалоре, другой в деревянном ЦОД в глухой деревне в провинции Гуандонг. И с железом у них тоже самое.
  • Аватар

    Юсов Алексей [alexus], 24 декабря 2011, 01:32

    0
    Автор пишет:
    " Сравнивая с западными ЦОД видно, что стоимость аренды серверов слишком велика." и
    Главный недостаток аренды серверов — высокая стоимость владения." И спрашивает
    "Есть ли выход?". Вывод напрашивается сам собой - арендовать сервер на недалеком Западе.

    Табличка сравнения стоимости аренды выделенного сервера к примеру на hc.ru и hetzner.de https://docs.google.com/spreadsheet/pub?hl=en_US&hl=en_US&key=0AqOzJJHAX6A-dDN5UTZQaXpLYjRZdEN0c2MwYTFtcWc&output=html 

    Цены переведены из евро в рубли по ЦБ на дату комментария и указаны в рублях. Цена отличается почти в 5 раз! Может кто-то приведет другие варианты для сравнения?

    • Аватар

      Перерва Станислав [paranoya], 24 декабря 2011, 10:54

      0
      Другой вариант:
      Сервер стоит в офисе фирмы и ТСО его в год гораздо меньше рублей РБСишных 123К и меньше Хетзенеровских 30К рублей.
      • Аватар

        Юсов Алексей [alexus], 24 декабря 2011, 14:15

        0
        Это, кончено, вариант. Но давайте разберёмся. Речь идет о малом бизнесе. Не так ли? 
        Часто ли у малого бизнеса есть место для сервера в офисе. Нормальный сервер обычно жужжит немилосердно, так что вариант поставить его в рабочем помещении отпадает. Лишние 2-3 кв. метра дадут по году еще около 30000 руб. (для Москвы). Плюс сколько еще сервер проработает без ремонтов и замен? Да плюс (а это огромный минус) риски всевозможных затоплений, аварий, отключений, проверок. Беспреребойничек надо? Надо! Отдельное устройство бекапа надо? Надо! Я вот не поленился цены сравнить, вот и Вы не поленитесь реальное (в натуре!) ТСО посчитать для аналогичного по мощности сервера, а? Осилите? Это я не ради спора, но только помощи малому бизнесу для!
        • Аватар

          Перерва Станислав [paranoya], 24 декабря 2011, 16:20

          0
          2-3 метра? То есть, если эти метры не под что не используются, то их стоимость ноль рублей, а если под сервер, то 30К рублей в год? Во многих офисах есть неиспользуемые места, но это не является потерей денег. Есть фирмы, в которых сервера(десктопы) стоят в пыли несколько лет (3-5) и не жужжат, как в прямом, так и в переносном смыслах. Отдельное устройство для бекапа зачем? Малому бизнесу хватает usb диска на 500ГБ, подключенного к этому же серверу. И это без ремонта, замен и обслуживания со стороны приходящих айти-мальчиков и ИТ-фирм.
          Если считать и сравнивать свой сервер с чем-то в Интернете, то для варианта "в Интернете", необходимо считать стоимость подключения к Интернету, и, если не брать Москву, с 250 рублями за 10Мбит, а что-то более реальное для страны, то это 1-2Мбита за 1К рублей и выше. А 2Мбита для работы фирмы с сервером в облаке, это проще застрелиться, особенно если провайдер не дает гарантий ни на надежность, ни на полосу пропускания. А организация надежного канала в Интернет будет недешево стоит в месяц, что сразу делает выгодным свой сервер даже без подсчета.
          Проверки фирмы - отдельный разговор. Изымут сервер, вернут сервер, данные на месте, плюс вчерашний бекап директор принес на следующий день из дома. А в облаке? Кто знает, где физически находится сервер и какие любители чужих тайн и дизастеров ходят рядом? Куда делать в облаке бекап своей информации?
          • Аватар

            Юсов Алексей [alexus], 24 декабря 2011, 16:54

            0
            Я согласен, что очень много зависит от начальных условий. Я говорю просто о сравнении конкретных по производительности решений. И если "сервер" стоит на персоналке P4+2Gb+100 Гб  с WinXP, и работа может стоять, пока не вернут сервер или директор принесёт копии из дома, тотут и говорить не о чем.
            2-3 метра площади - это доп. клетушка для серверной, неплохо было бы туда еще и охлаждение.
            И потом, часто малый бизнес обходится вообще без офиса. Директору домой себе сервер ставить прикажете?
            • Аватар

              Перерва Станислав [paranoya], 24 декабря 2011, 17:07

              0
              Если малый бизнес обходится без офиса, то зачем ему сервер? Все на одном компьютере и крутится.
              Если говорить об изъятии сервера, то надо говорить и о том, что с ним изымут и рабочие станции. Малый бизнес не потянет замену всего из резерва. Поэтому посидят несколько дней без работы. Даже если в фирме все ИТ в облаке, то в любом случае нужны компьютеры, с которых сотрудники сидят в облаках, и в таком случае изымут эти компьютеры и малый бизнес будет, опять же, сидеть без работы, никто не сможет заменить 2-10 компьютеров сразу.
  • Аватар

    Перерва Станислав [paranoya], 24 декабря 2011, 10:56

    1
    Опишите мне малый бизнес, в котором надо каждый год что-то менять в ИТ.
  • Аватар

    Миронов Дмитрий [DmitryM], 26 декабря 2011, 13:25

    0
    Прошу прощения.
    Согласен, что мой комент больше затрагивает программную часть и интеграцию, а не инфраструктуру.