Смартсорсинг.ру

Сообщество руководителей ИТ-компаний, ИТ-подразделений и сервисных центров

Статьи в блогах Вопросы и ответы Темы в лентах ITSM 365 Пользователи Компании Лента заказов Курс по ITSM

Поможет ли ITIL сертификация получить мне работу?

Поможет ли ITIL сертификация получить мне работу?

Вашему вниманию предлагается перевод статьи Will ITIL Certification Help Me Get a Job? Дэвида Московица (David Moskowitz) опубликованной 30.03.10 на сайте ITSMWatch. Оставляя в стороне некоторые особенности рынков труда наших стран, по моему мнению, данная статья может быть весьма полезна для людей которые задумываются о сдаче экзаменов по ITIL. В ней предпринята попытка трезво оценить необходимость сертификации как таковой, расставлены приоритеты по уровням, очерчены границы применимости.
Надеюсь она будет интересна читателям.

Поможет ли ITIL сертификация получить мне работу?
David Moskowitz, 30.03.10, ITSMWatch

Недавно я получил вопрос от читателя: «Сейчас я не работаю. Будет ли для меня полезно получить ITIL сертификаты? Нужно ли мне получать статус ITIL Expert?»

Быстрый поиск аббревиатуры «ITIL» на сайте dice.com (сайт поиска работы для технических специалистов в США - прим.) дает более 1000 результатов. Аналогичный поиск на monster.com возвращает 900 результатов, career builder – 600. То есть спрос на ITIL сертификаты есть. Результаты поиска демонстрируют рост приблизительно на 200 позиций на каждом сайте с октября 2009 года, а октябрьские результаты были на 10% больше чем июльские в 2009 году. То есть ясен тренд за последние 8 месяцев.

У нас рыночная экономика и сертификаты ITIL v3 имеют ценность. Тем не менее, не обладая некоторым практическим опытом, нельзя так однозначно ответить на поставленный вопрос. Как я уже писал в своей статье «Стоит ли получать сертификат ITIL?» (“Is Getting Your ITIL Сertification Worth it?”), сертификат не дает вам возможности делать все что угодно. Он выступает только в роли индикатора для вашего потенциального работодателя о том, что соискатель с сертификатом потратил время на подтверждение своего уровня знаний об ITIL и ITSM.

Чтобы быть справедливым отметим, что у вас будут лучше шансы с сертификатом при собеседовании на те позиции, которые указывают знания ITIL или сертификацию как требования работодателя. Вам, конечно, также придется обладать остальными знаниями и опытом, указанном в вакансии, но без сертификатов вас даже не рассмотрят.

Большинство вакансий указывают зарплату как «договорная». Так я позвонил в несколько компаний, которые разместили свои вакансии, чтобы узнать какие зарплаты они могут предложить. Для тех вакансий, где сертификация ITIL была указана в графе «желательно», либо была дополнительным плюсом, средняя предлагаемая зарплата для успешных кандидатов высокого уровня была около $100000 для кандидатов с сертификатом и на $10000 меньше для соискателей без сертификата. Для вакансий ниже уровнем, зарплата была меньше, но различие было также около 10-12 процентов.

Вам не нужно быть ITIL Expert, если вашей целью не является наставничество команды, руководство ITIL внедрением (ITIL adoption effort) или даже работа в качестве тренера. С другой стороны обратите внимание на экзамены среднего уровня, соответствующие вашему опыту и желаниям. Например, если у вас есть опыт в работе с поддержкой пользователей по ITIL, управлением инцидентами, проблемами и т.д., обратите внимание на сертификацию «Эксплуатация ИТ-услуг»* (Service Operation) или «Процессы и функции поддержки и эксплуатации ИТ» (Operational Support & Analysis). Аналогично, с опытом в управлении изменениями и смежных областях, сертифицируйтесь по «Преобразование ИТ-услуг» (Service Transition) или «Процессы преобразования и контроля ИТ-услуг» (Release Control & Validation).

О процессе

Сертификат «Основы ITIL третьей версии» (ITIL v3 Foundation) можно получить в результате самостоятельных занятий, онлайн или в классе. Для начального уровня не требуется прослушанных курсов. Роб Ингланд (Rob England, известный также как IT Skeptic), обозреватель ITSMWatch, опубликовал в общем доступе список полезных ресурсов для изучения и самостоятельной сдачи основ ITIL.

Сертификат по основам является необходимым условием для участия в обязательных занятиях по ITIL среднего уровня. Кроме того, для допуска к экзамену необходимо подтверждение о присутствии на занятиях по ITIL среднего уровня. Тест по основам ITIL третьего уровня основывается на понятии основных принципов, терминов, концепций, процессов, функций и основных ролей. Этот экзамен состоит из 40 вопросов, на каждый из которых представлено несколько вариантов ответа. Порог прохождения – 65% и за каждый ответ дается 1 балл. То есть вам нужно правильно ответить на 26 вопросов.

Экзамены среднего уровня фокусируются на способности практически анализировать процессы управления сервисами. Экзамен «Управление жизненным циклом услуг» (Managing Across the Lifecycle) добавляет проверку способности взгляда со стороны и комплексного анализа с разных сторон – то, что программа курса называет «синтезировать». В экзаменах среднего уровня 8 коротких вопросов на основе сценариев, в которых применена переменная оценка. Из 4 возможных ответов на каждый вопрос один ответ оценивается в 5 баллов, по одному в 3 и 1, и один ответ не приносит баллов. Порог прохождения 70% или 28 из 40 возможных баллов. Это значит что вы должны как минимум на 2 из 8 вопросов ответить на 5 баллов для того чтобы успешно сдать экзамен. Больше информации о схеме ITIL сертификации можно получить на официальном сайте (или в замечательной статье Романа Журавлева «Профессиональная сертификация ITSM. Взгляд изнутри» - прим.)

Экзамены ITIL основываются на пяти основных книгах «Стратегия услуг»** (Service Strategy), «Проектирование услуг» (Service Design), «Преобразование услуг» (Service Transition), «Эксплуатация услуг» (Service Operation), «Постоянное улучшение услуг» (Continual Service Improvement). Большинство экзаменов среднего уровня мне показались вполне практическими, если их рассматривать в контексте предлагаемого сценария. Вопросы могут показаться немного искусственными, но это имеет смысл, учитывая во внимание тот факт, что конкретные области знаний необходимо изолировать для создания понятного экзамена (практические вопросы часто имеют комплексный характер, поэтому выделяя какую-либо область для проверки знаний, приходится идти на допущения, невозможные с практической точки зрения – прим.).

Единственный совет, который я могу дать любому кандидату, сдающему экзамены среднего уровня, это прочитать соответствующий базовый материал в нужном томе. Не ожидайте получить все знания на занятиях. Я повторю за коллегами профессорами, которые писали учебники для работы на занятиях. Они говорили нам читать книги, потому что невозможно обо всем рассказать в классе. Великолепный совет. Тренеры по занятиям на среднем уровне так же не могут рассказать обо всем на занятиях. На самом деле план экзамена среднего уровня включает в себя от 12 до 20 часов самоподготовки сверх часов, предусмотренных каждым курсом.

Сертификация это начало

У меня было несколько слушателей, которые рассказали, что после того как они написали о ITIL сертификатах в своем резюме, количество полученных предложений выросло. Это конечно отлично, но получение ITIL сертификата не замена опыту. Потенциальный работодатель назначит вам встречу, если вы подходите по большинству его критериев, т.к. ITIL сертификация или практические знания это всего лишь один аспект, который он ищет. Сертификация не гарантирует вам работу или даже собеседование, но она поможет пройти вашему резюме первичные проверки. Вам все также необходимо будет показать ваш опыт и способности работать в нанимающей организации.

Слушатели, которые уже получили работу, хотят подтвердить свои знания. Они занимаются не для того чтобы просто сдать экзамен. Они занимаются после сдачи экзамена для того чтобы удостовериться в том, что они действительно поняли описываемые основные положения. Сделайте своей целью не просто сдачу экзамена, и у вас будет, соответственно, больше шансов на рынке труда.

* - перевод названий экзаменов компании «ITExpert»
** - перевод названий основных публикаций ITIL приведен в соответствии с ITIL v3 Glossary Russian Translation v0.92, 30 Apr 2009


Оригинальная статья была впервые опубликована на сайте ITSMWatch и переведена в блоге itil-ist.
Републикация перевода сделана с разрешения автора.
 

Комментарии (1)

  • Аватар

    Рубинштейн Кирилл [krubinshteyn], 22 июля 2010, 11:14

    0
    Если в организации имеет место быть культ Карго (а такие присутствуют), то там ITIL сертификат будет скорее обязательным условием, и, пожалуй, самым весомым. Опять же, все зависит от уровня должности. Сильно сомневаюсь, что при приеме должность CIO руководство компании будет волноваться о наличии сертификата -- тут важен опыт (а из "корочек" MBA будет весомее ITIL Expert'а). Если говорить об админах и инженерах, то для России, в силу того, что в "админскую" среду ITIL проник не слишком глубоко, наличие такого сертификата будет индикатором того, что кандидат "в теме" и интересовался.